Скоро Великий Праздник Победы

Ирина Михайловна Вятская
Праздник Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. В этот день я поеду на кладбище к дедушке Ване. У меня было два деда и оба - Иваны! Но самое интересное, жен себе они подобрали тоже с одинаковыми именами - Анна! Я всё помню, как в детстве Вадик, двоюродный брат, бухтел:"Ну, как под копирку! Хоть бы Иван да Марья!" Естественно, дедушки воевали. Мамина мама, баба Аня, молилась пред иконой Богородицы "Троеручица". Баба Аня считала, что именно этот образ Богородицы помог ей вымолить "мово Ваньку", как она говаривала. С тех пор Образ Троеручицы мы все очень чтим. Дедушки звались одинаково, но судьба сложилась по-разному. Хоть и были из одного села, но мамин отец был такой шебутной, получил много наград, ветеран, в школе всегда выступал на 9 Мая. А папин отец был тихим, скромным, две медальки у него, орденов не нажил, на собраниях не выступал. Ванька-мамкин сразу возглавил колхоз, а Ванька-папкин был простым крестьянином. Но обоих люблю и уважаю, преклоняюсь и скорблю, что ушли они от нас. Увы! Такова жизнь! Итак, 9 Мая я буду сначала на Аллее Славы у деда Вани (мамин), потом поеду в Слободской, на могилку деда Вани (папиного). Там заночую, чтобы не мотаться назад, в Киров (отпросилась на работе, подменилась). Побуду с роднёй, поговорим, повспоминаем, поплачем.
И тут я вспомнила мою подругу, более 50 лет мы дружили, наши родители дружили, как братья-сёстры были. Когда переехали в Россию, то часто ездили в гости друг к другу. Я подумала: мне - то хорошо, я могу посидеть рядом с дедушками, а дедушки моей подруженьки не дождутся внуков.Один схоронен в Северном Казахстане, уже и места от деревни и погоста не осталось. А второго разорвало снарядом, есть очевидец, из одного села с его женой были, с бабушкой подружки. Вот он-то и рассказал, медальон солдатский отдал. Там была обгоревшая записочка, имя жены и где она живёт. И был он, как мой дед Ваня (папин) простым крестьянином, пахал да сеял...украинцем он был. Не укром, не укронацистом, не свидомым, не бандераснёй. Украинцем. Советскую Родину защищал . И погиб.
Слава им, нашим дедушкам! Слава и поклон до земли!