Слово пацана

Эдуард Фетисов
Вчера письмецо на мэил пришло такое. "Здравствуйте,

Сообщаем Вам, что произведение "Слово пацана" не соответствует правилам публикации на сервере Проза.ру, в связи с чем оно было снято с публикации.." и т.д. и т.п., т.е. были обнаружены нарушения правил 3.7. Я переделал - матерное как надо по правилам 3.7. исправил. Так, если кто снова своими шаловливыми ручонками решит нажать эту "заявить о нарушении", то желания восстанавливать у меня уже не будет, будет одно желание, чтобы эти руки отсохли, *****!



Скандальный сериал «Слово пацана» дождался по телеку. Тут не совсем обзор, это задача критиков и спецов - тут впечатления, воспоминания + свободные размышления - этакий уличный фристайл навеянный фильмом и явлением группировок, тень которых прошлась и по моему доблестному городу Волгограду. В заключении реальная история - небольшая зарисовка из того далёкого времени.

Первая мысль, ещё не посмотрев сериал, была следующая: откуда интерес к такому старью?.. Тут бляха сам ждёшь от молодёжи что-то новое в интеллектуальном, музыкальном и т.п. планах, а они за это барахло. Вызвало следующие подозрения:

1. Темы исчерпаны, пустота и скука современной молодёжи пуще прежнего, несмотря на обилие технических новинок и целый спектр развлечений.
Серость – тогда, серость - сегодня, хотя вру, цветные татуировки появились.

2. За респектабельным фасадом всё развинчено-разболтано, молодое поколение подсознательно пытается отыскать ориентиры-императивы, на что указывает и намекает название.
Причём интуитивно догадываясь, «что было бы если бы». Возможно, перенеси современную улицу с показушным «общением» и сетевой «свободой слова», то не «кровь на асфальте», - реки.

3. Тема навязана. Это старое, устойчивое мнение, циркулирует оно и сегодня. Будто бы война кварталов, группировки, пресловутый «казанский феномен» есть изнанка системы, а подчиняется и регулируется уголовным миром.
Я никогда не придерживался подобного мнения, но если ошибаюсь, и влияние существует, то это беда, значит, большей части страны навязать можно что угодно.

На мой взгляд, банды, «сборы», война кварталов – абсолютная чушь, в чём признаются и сами её участники. В недавней бессмысленной бойне в Крокусе смысла больше обнаружишь. Всё дело в подражании. Поначалу восхищает альтернатива - некая негосударственная власть, неофициальная иерархия, этакая подпольная диктатура, но когда в ней по уши, то раскаяние: «да нахрен я влип в это гэ!» или «старшим рубль тридцать на синьку должен!»

Сюжет заинтриговал – было интересно, как сложится судьба ребятишек. Финал героев предсказуемо трагичен. Если сжать до 1.5 -2 часа, то фильм остался бы в истории. Но достойна ли тема увековечивания? Может потому и вышла сериальная времянка. Посмотрел все серии, ностальгии не случилось, вспомнил, что из сериалов смотрел полностью только итальянский «Спрут» про сицилийскую мафию. Показывали такой в 90-х, вот, мол, смотрите как у них там - страшно! Интересно, жив ли ещё актёр, сыгравший неподкупного комиссара Катани?

Галстуки у пионеров повязаны неправильно, точнее - слишком правильно, так девчонки завязывали, делая этакий ровный квадратик в центре, и концы весело у них в разные стороны торчали. У пацанов галстуки были рваные, нередко расписаны, уныло свисали, но чаще находились в кармане, и оперативно доставались при появлении директора, завуча, классной и т.п., мол «что, не успел дома завязать?».

Граждане хорошие, обратите своё внимание, как раздают п******ы. Тихо, чинно, строго, но с предварительной краткой и назидательной лекцией. Такой принцип надобно отнести и к современному – национально освободительному. Если даёте **Z**, то делайте это без теле/радио/интернет насмешек, подначивания, науськиваний, и неважно с какого «района». Кто занимается подобной травлей, у того вероятно в детстве было слишком «мирное небо над головой».

Ценное в фильме это понятия дружбы, верности. Кстати, давно вы с друзьями ржали – именно ржали как кони, как укуреные, закатываясь над какой-нибудь хернёй? Или хором вдруг запели знакомую песню, которая заиграла по радио? Ахтунг!!! Оглашаю ценнейшую максиму! Пацаны, если вы собираетесь в гости и точно уверены, что там не поржёшь, или – уже не поржёшь как раньше, то оставайтесь-ка лучше дома! Не несите скуку своим друзьям и не собирайте её сами! Дома скромно хихикайте и умничайте.

Причина банд, группировок и прочих общностей в дурном механизме мышления, в монополии этих «мы» и «нас». Человек бежит от себя в «мы», но судьба разными путями тащит его осознать самого себя как одну персону, причём в 1 харю. Хочешь, нет, крах «идеалов» наступит, придут горькие следствия. Один бывалый человек, уже после всяких банд, драк и отсидок, сказал мне: «…за это «мы» когда-нибудь может влететь так, что не обрадуешься, на всю жизнь это «мы» запомнишь». И в самом деле, гражданин, вот лежишь ты на диване, возьми и ущипни себя за нос, ведь это – твой нос и лично «ты», а не отвлечённое «мы» и абстрактное «нас».

В фильме внешняя обстановка улиц, домов, квартир, подъездов, подвалов передана достоверно, но выглядит мрачновато, и это странно, ведь в то время так вовсе не казалось… Вероятно фокус в контрасте собственных отпечатков памяти с современностью, точнее - восприятием современности, некая рафинированная винтажность. О, великий синематограф! Убедительно выглядит и внутренняя атмосфера между родными и близкими, очень душевно, застойно, перестроечно так правдоподобно.

Может вправду «война дело молодых», а в глобальном смысле некое испытание, отбор? Были мировые войны, пришли уличные. На что расхожее цитатное поспешит: «нет большего бедствия, чем жить в эпоху перемен». Но, когда ещё личности взять заряд и энергию, меняться, развиваться, совершенствоваться, вынести опыт, пусть и негативный, как не в такие эпохи?! Вообще из истории надо брать лучшее, в т.ч. и из истории уличных банд, только меньше зарубаться над прошлым. Без всякого ханжества любое прошлое, хорошее или плохое можно предать забвению, но только не презрению. Это уже хула на путь, опыт, историю, Провидение, в конце концов.

В фильме сильны влияния местного, регионального, национального. Вот мои наблюдения, сравнения:
1. Удивило «добровольное вступление» в группировку. У нас наоборот, «мобилизация» была типа принудительной, чтобы не числиться в ней, это ещё заслужить надо – выгрести по е***у, причём не раз, и денег отдать не рубль. Свобода от «сборов» обходилась тебе дорого.

2. Презрительное слово «чушпан», часто употребляемое в фильме - новое, либо казанского обихода, волгоградская классификация была: пацан «сборовский» тире «несборовский». В целом доброжелательного и уважительного было больше, чего не скажешь по отношению к «врагам».

3. «Пацан не извиняется». Ближе было: «пацан не оправдывается». В обращении тогда ходила нарочитая, прямо театральная учтивость смешанная с приблатнёностью, которая даже подкупала. Скажу больше, что эта излишняя извинительность то единственное, что пацан донёс до наших дней, по какой примете его можно узнать и сегодня.

4. А эта «комедия», обернувшаяся трагедией: «отшить пацана, что ходит с порченой»! Да рано или поздно все девчонки «портились». Это являлось логическим продолжением процесса «ходить», его результатом. Мне неизвестно мнение девчат о своей «сохранности», но ценности, вроде товару порченному-просроченному пацаны значения не придавали. Если с девчонкой весело, интересно, хорошо вместе, то и - хорошо. У нас было так.

Технически понравились в фильме элементы драйва - переплетения с музыкой и ускоренным развитием событий, как в клипе. К месту и мрачное этно, вероятно татарское от диджейской фантазии. Только непонятно почему «Ласковый май» и ему подобное всегда приплетают? Достать западную, иностранную музыку, вот что было в цене и ценилось. Всякие «Белые розы» считались попсой попсяцкой уже в то далёкое время, пацаны слушали такое как фон, когда с тёлками бухали - им в угоду, т.к. «я не зна-ю, чтоооооо, сказать те-бе при встрееееече!!»

Понравился типаж девчонки милиционера, но лицо выбрали современное – проститутское. Сейчас, за редким исключением, у большинства девчонок лица проституток, причём молодых и далёких от «ремесла». (Не путать с весёлыми и беззаботными лицами б****й – та редкая порода исчезла из природы.) Какая-то эволюция лиц, их привязка ко времени всё же существует, вот взгляните на женские персонажи в художественной сказке «Садко», может, вы поймёте то, чего я не могу сформулировать. Мимика, макияж, мода, выражение, актёрство, позёрство?.. Тайна за семью печатями.

Если киноиндустрия решительно взялась реанимировать историю, то напомню, что после «слова пацана» наступила эра «б** буду» - все эти «расколись на Волге лёд, банда жуликов идёт» эпоха 90-х с откровенно уголовными понятиями и поступками порой далёкими от всяких понятий. Причём сохранилась стайность, и это была страшная смесь. «Слово пацана» стало архаизмом и выродилось так, что даже шутили: «чЁ, слово пацана, которое пацан на холодильнике забыл(в прихожке оставил)?!», подчёркивая легковесность сильной когда-то клятвы.

Считается, что в группировках оставались те, «кто не нашёл себя» (интересно как школьник может найти себя?). Отчасти это так, но и путь этих ребят был в каком-то смысле более тернистым. У них не было хобби, которое могло их увлечь, отвлечь, за которым можно было спрятаться: удочки или шахматы, скрипки или транзисторы. Тут «ты» и другие - люди, неважно друзья или враги. Среди этой серой советской светскости, внутри этого дворового бомонда бушевали тогда сильные страсти, рождались серьёзные заблуждения, совершались страшные ошибки. Отстаивая какую-то гипотетическую «правду», делая воображаемое «добро», они с неизбежностью приносили зло. И в первую очередь самим себе.

Эту реальную историю я назвал «Плохой вестник», она не сюжетная, скорее картина, психологически тяжёлая.

В один обычный, солнечный, осенний день мамка посылает меня за хлебом. Тогда, кто помнит, не было всяких магнитов-пятёрочек - всё продавалось отдельно, а единственный универсам находился на вражеской территории. Поэтому я отправился в магазин «Хлеб», что находился возле кинотеатра «Комсомолец». Это была наша территория, где вокруг кинотеатра располагалось ещё много чего: магазин «Молоко», пивнушка, тир, приёмка стеклопосуды, газетный киоск и т.д. Короче, сел на велик, и покатил в сторону этого лас-вегаса.

Приближаясь к кинотеатру, замечаю возле тира кучку людей, ментов и лежащее на земле тело, накрытое какой-то простынёй. Один из ментов, завидев меня, махает мне рукой, мол, давай сюда швартуйся.

- Что надо? – подъезжаю и бросаю велик на землю.

Он откидывает простыню и:
- Знаешь такого?

- Дааа…
Узнав, говорю ему, что это мой одноклассник Р.К.

- Значит, знаешь.

Без предыстории не обойтись. С началом учебного года активизировались войны группировок. Неизвестно с какой «седины веков» пошла подобная «кровная месть», но каждая группировка решала и объявляла враждующей о кол-ве человек, которые она должна у них убить. Вы не ослышались – именно убить, причём это были не пустые угрозы - всё тогда подкреплялось клятвами, а смерть находили порой пацаны и несборовские. Наш квартал не был исключением, наши сборовские также делали подобные заявления о трупах тем или другим вражеским группировкам, призывая всех быть начеку, т.е. замечать вражеские сходки, их движения, чужим пацанам по возможности давать отпор, а «если наткнётесь на банду, то съ********сь шустрее, Соловьёвские уже объявили о 2-х трупах». С такой «лотереи» начинался обычно учебный год.

Если кто опьянён той романтикой и мечтает воскресить подобный городской сепаратизм, должен для начала спросить себя: готов ли он круглосуточно жить в напряжении, под постоянным внутренним и внешним прицелом?

Мент спрашивает меня:
- Ты знаешь, где он живёт… жил?

- Да.

И категорично так:
- Езжай, сообщи его родным.

В отчаянии я замотал головой, вовсе не желая никуда ехать, стал беспокойно рассматривать людей, которые подходили полюбопытствовать. Я надеялся встретить хоть какого-нибудь знакомого, чтобы немедля переложить на него столь жуткую миссию. Не знаю почему, но сообщать родным, что погиб их сын было для меня в сотню раз страшнее, чем видеть покойника.

Это только в кино все в обнимку поголовно скорбят и коллективно друг друга утешают. В глазах родных усопшего обычно не просто «немой укор», а леденящий: Он мёртв, а вы ещё живы! Такое порождает какую-то незаслуженную вину, причём сильно концентрированную. И потому на подобных похоронах было не столько прощание, сколько своего рода извинение. Это было невыносимо.

- Я, я,.. я не пойду! – заартачился я.

- Иди парень, - спокойно сказал милиционер, положил мне руку на плечо, и серьёзным трагическим тоном добавил:
- Ты опознал, ты и должен сообщить, езжай, - и поднял для меня валявшийся мой велосипед.

Помню, доехал я быстро, но по лестнице поднимался медленно, обдумывая речь. Я абсолютно не представлял, как сообщу отцу или мачехе (родная мать у Р рано умерла, но мачеха любила его как родного) такую новость. Открыла как раз она. Поздоровались и я стал пятиться.

- Ваш сын, он.. там,.. лежит,.. где кинотеатр,.. возле тира.., - что-то лепетал я.

- Что, что с ним,.. что?!. – начала она испуганно вопрошать, и вероятно, догадавшись, стала валиться в дверях. На грохот выскочил отец Р, а я без оглядки рванул по лестнице и выскочил из подъезда.

Вкратце ЧП обстояло так. Примерно за час до моего похода в хлебный, Р тоже послали в магазин, но за молоком. Двое ребятишек с вражеского квартала расхрабрившись, гуляли-бухали у нашего кинотеатра, где вконец осмелев и остановив Р, д******сь до него на предмет денег. Он им отказал (говорили, что менты обнаружили в его сжатом кулаке бумажный рубль). Те со злости пырнули его несколько раз ножом и скрылись в своём квартале. Нашли их быстро, дали мало, отсидели ещё меньше – года по 4, т.к. у одного мать была заведующая каким-то магазином у другого отец тоже типа шишки. У себя в квартале они, разумеется, были «канонизированы». Такие были нравы.

Так мне пришлось побывать плохим вестником. В старину их не жаловали - нередко рубили голову. Провидение сберегло мне голову, может быть, чтобы я стал хорошим вестником?.. Ведь писатель тот же вестник, несёт слово, отвечает за него, подобно как в своё время «отвечали» другим, простым, но очень ёмким словом.



Апрель, 2024. Фетисов Э.В.