Эротическая теория Платона

Александр Мурыгин
   По: Соловьёв В.С., Соч. в 2-х т,, М., 1988

   "Под влиянием смерти Сократа у Платона сложился дуалистический идеализм, противуполагающий действительность тому, что должно быть. Всё истинное пребывает за пределами нашего мира: оно "трансцендентно". Дуализм упраздняет и единство человека. У нормального человека, то есть мудрого и праведного, истинное его существо - ум созерцающий - обращено исключительно к иному, запредельному свету. Такой человек живёт в космосе идей, а его жизнь, общая с другими людьми, есть только умирание. Когда это умирание завершается, освобождённый из житейской тюрьмы ум переходит в идеальный космос и вступает в общение с другими пребывающими там чистыми умами."
   "Не было связи между совершенною полнотою богов-идей и безнадёжной пустотою смертной жизни. Но явилась сила, средняя между богами и смертными, не Бог и не человек, а демоническое существо - Эрос. Должность его - строить мост между небом и землёй. Римляне так и назвали его: "pontifex" (строитель моста)."
   "Когда Эрот входит в земное существо, неизбежно появляется противоборство двух стремлений души - высшей и низшей. Низшая душа хочет чувственной безмерности, жажды и голода без насыщения, бесконечности и вечности Тантала, Сизифа и Данаид. Высшую душу сила Эроса обращает к созерцанию истинно-сущего, идеального космоса. Но в мире идей обитает лишь неизменное истинно-сущее. Значит, крылатому и зрячему полубогу остаётся то место соприкосновения двух миров, которое называется красотою. По определению Платона, истинное дело Эрота - рождать в красоте."
   "Это не обозначение для занятий искусствами. Из своего идеального города Платон изгоняет важнейшие формы искусства: поэзию, всякую музыку за исключением военных песен. К искусствам пластическим он не показывает никакого интереса. Есть нечто более важное, чем занятия искусством. Что же? Прямого ответа у Платона нет. В "Пиршестве" он доходит до мысли, что дело Эрота есть задача неизмеримо более высокая, чем животное рождение. Какая Платон не досказал."
   "Причина этой недосказанности в том, что Эрос есть связь двух природ - божественной и смертной, в природе разделённых, а в человеке соединённых лишь внешним образом. Дело Эроса - смертную природу сделать бессмертной. Но по Платону своей высшей душою человек и так бессмертен. Задача же эротическая может состоять лишь в сообщении бессмертия той части нашей природы, которая сама по себе его не имеет, которая поглощается потоком рождения и умирания."
   "В "Федре" Платон противопоставляет низшее дело Эроса в человеке-животном и высшее - в сверхживотном человеке, в котором Эрос творит, а не только мыслит и созерцает, когда его предмет не умопостигаемые идеи, а полная телесная жизнь. Высший Эрос своей целью воскресение жизни в телах, отнятых у материального мира." *Что по силам только эротическому ИИ в "корпусах" киборгов. Идеальный город будет построен на Марсе и наречён Платонградом...
   "Любовь как эротический пафос не похожа на любовь к Богу, на человеколюбие, на любовь к родителям и к родине, к братьям и друзьям. Это есть непременно любовь к телесности, смысл которой - сообщить телесному действительную жизнь в красоте и бессмертии. Платон задачу Эрота определяет как "рождение в красоте". В физическом рождении тел к смертной жизни для Платона нет красоты. Эрот должен обращаться на воскресение этой жизни к бессмертию. Умолчание Платона об этом делает его теорию любви прекрасным цветком без плода."
   "Торжество ума - в чистом созерцании истины, торжество любви - в полном воскрешении жизни. Если Эрос pontifex между небом, землёй и преисподней, то его истинная цель есть полное их соединение. Настоящая цель любви - увековечить любимое, действительно избавить его от смерти, окончательно переродить его в красоте. Эротическое крушение философа любви в том, что он отказался от решения этой задачи. Признав превосходство одного из Эросов, он не дал ему побед на деле, забыв, что "Эрос рождает в красоте", то есть в чувственной реализации идеала, а не только в умозрении." *Красота суть реализация идеала...
   "И ад и небо следят за человеком в ту роковую пору, когда вселяется в него Эрос. Без сомнения, любовь есть самый важный момент в жизни. Вопрос чему отдать те крылья, которые даёт нам Эрос, это вопрос о том, чей образ и подобие примет человек. Здесь различаются пять путей: первый - адский, второй есть путь животных, принимающих Эрос с одной физической его стороны, третий путь Эрота, человеческий, есть тот, в котором полагается разумная мера животным влечениям в пределах, необходимых для сохранения человеческого рода; в учреждении брака человек "бракует" свою животность и берёт норму разума, без которой как без хлеба, огня и философии человечество существовало бы обычаем звериным. Но не всех людей удовлетворяют чисто человеческие образы жизни, пути Эроса-Гименея, в законе рождающего новые поколения для продолжения рода человеческого. Недовольство законным путём возвращает большинство к обычаю звериному, а то и к "глубинам сатанинским". Некоторые, уклоняясь от пути брака, предпочли четвёртый путь - половой аскетизм или безбрачие, нейтрализация чувственных влечений усилиями духа в воздержании. Замечательно, однако, что уже христианское монашество сопровождается сознанием, что это есть высший, окончательный, сверхчеловеческий путь любви.
   Истинный монах есть "ангел во плоти". Но с христианской точки зрения ангел не есть высшее создание, он ниже человека, каким он должен быть по существу и назначению. У апостола Павла читаем, что истинные христиане будут судить и ангелов. Ангелы же не судят людей, а исполняют при них службу Божию. Восточные отцы церкви, которые и устанавливали "ангельский чин" - монашество, высшей целью человека признавали соединение с божеством или "обОжение". И действительно, цель аскетизма - уберечь силу божественного Эроса в человеке от расхищения материальным хаосом."
   "Итак, должна быть для человека истинный, пятый путь перерождающей и обожествляющей любви. Укажу начало и цель этого пути.
Создал Предвечный Бог человека по образу и подобию своему. Значит образ и подобие Божие, которое подлежит восстановлению любовью, относится к целому человеку, то есть к соединению мужского и женского начал, андрогинизму без внешнего смешения форм, что есть уродство, и без внутреннего разделения личности и жизни, что есть несовершенство и начало смерти." *Внешнее смешение форм трудами генной инженерии станет делом обычным, проявлением индивидуальной фантазии...
   "Истинное начало восстановления целого человека есть начало духовно-телесное. Путь высшей любви, совершенно соединяющей мужское с женским, а духовное с телесным, есть соединение божеского с человеческим, есть процесс богочеловеческий." *Есть процесс информационно-биотехнологичный. Дать каждому возможность побыть другим полом, что может быть важнее для эволюции человечества?
   "Любовь всегда имеет своим предметом телесность, но телесность достойную любви - прекрасную и бессмертную. И добывается она подвигом духовно-физическим и богочеловеческим." *Скорее нужен подвиг научно-технологический. Создадим искусственную личность в искусственном теле - и будем как боги!
   "Есть три понятия, определяющие высший тип любви: понятия андрогинизма, духовной телесности и богочеловечности. У Платона первое понятие - в мифе, вложенном в уста Аристофана ("Пиршество"), второе - в определении красоты ("Федра"), третье - в понятии Эрота как опосредствующей силы между Божеством и смертной природой (речь Диотимы в "Пиршестве"). Но цель жизненного пути - воскрешение мёртвой природы для вечной жизни, осталась для него сокрытой. Платонов Эрос не соединил неба с землёй и преисподней, не построил между ними моста и упорхнул в мир идеальных умозрений. А философ Платон остался с пустыми руками на пустой земле, где правда не живёт." *Уже живёт! В основных элементах грядущей киберчеловечности. Путь высшей любви лежит в виртуальный мир полной эротической симуляции, где свобода смены пола и киберличности на выбор, где жизнь вечная на Марсе. Аминь.