Нисшедший и Восшедший

Наталия Кобилева 2
«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13)

Богочеловечество Иисуса Христа даёт тему для рассуждения. Где в Нём действовал Бог, а где человек. От женщины родился человек. В Гефсимании молился человек. Страдал на кресте и умирал тоже человек. А не Бог.

«Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Луки 22:42). Это слова человека к Отцу Небесному. Мы видим прямое указание на человеческую волю (не моя воля, но Твоя да будет).
«Кончено, пришёл час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников» (Марка 14:41). Сын Человеческий.

Он назван вторым Адамом, которого Бог родил в мир с безгрешным телом, привёл на Крест и возложил на Него грехи первого Адама и всех его потомков. Таким образом, как через первого человека вошел грех и смерть в мир, так через второго Адама воцарилась праведность через искупление к жизни вечной.

«12. Как одним человеком (Адамом) грех вошёл в мир, и грехом вошла смерть, так и смерть перешла во всех людей, потому что, в нём (в Адаме) все согрешили...
18-19. Поэтому, как преступлением одного (Адама) всем людям осуждение к смерти, так праведностью одного (Иисуса) всем людям оправдание к жизни...
21. и как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Римлянам 5 глава).

Наш Спаситель переносил испытания в течение жизни, будучи искушаемым во всём, в чем искушаются люди. Бога дьявол не искушает и не может. («Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» Иакова 1:13). Цель врага искушать род человеческий, к которому относится и Иисус, грехом, всяким родом зла.

«Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всем (вкусил всё), кроме греха» (Евреям 4:15)

Также, и в пустыне Иисус выдерживал испытания как человек, но не поддался на соблазны дьявола. Об искушениях в пустыне мы читаем в Матф.4:1-11, Марка 1:12-13, Луки 4:1-13.

Крестился в Иордане тоже человек, приняв Духа Святого, подав нам пример, которому мы следуем, дав нам образ покаяния и посвящения Ему (крещения) с последующим даром Духа Святого. Все его действия от рождения были нам в пример. Что и с нами так будет. Чтобы мы шли по Его следам, повторяя Его путь.

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Не спорь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Матф.3:13-17)

«Кто Мне служит, Мне да последует» (Иоанна 12:26)

В древнем пророчестве тоже речь идёт о человеке: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание этого подвига Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт» (Исайя 53:11)

На Кресте Иисус прошёл и прочувствовал весь совокупный громадный человеческий опыт – преступлений, страданий, болезней, боли и разлучения с Богом.

«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Матф.27:46

С того момента, когда Бог возложил на него грехи всех, весь этот груз лёг на Его душу и тело. И объем мучений Иисуса Христа невозможно охватить нашим человеческим представлением. Это суммированные страдания всех людей (и нас с тобой, читатель, тоже) за всю историю мира, лёгшие на одного человека.

Мы знаем, что страдания, болезни, боль стали следствием греха и проявлением смерти в человеке. Они берут начало именно в грехе, выполняя функцию проклятья. Христос искупил нас от проклятья закона, взяв проклятье на себя: «ибо написано (в пророчестве): «проклят всякий, висящий на древе» (Галатам 3:13)

«Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились.. и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Исайя 53 гл: 4-5)

Иисус выдержал всё. "Совершилось! И, преклонив голову, испустил дух" Иоанна 19:30.

В момент смерти, испустив дух, Он сошёл душою в ад. Сошествие в ад является пленением грешной души во тьму внешнюю. Под тьмой внешней подразумевается духовный мрак, находящийся вне Бога, то есть речь идёт об отторжении души от Бога.

Но Иисус в аду не остался. Когда искупление грехов совершилось, и Он проповедал заключенным душам Евангелие, то смерть уже не смогла удерживать Его, так как оснований для этого уже не было, и Бог разорвал узы смерти. Он вернул Иисуса в Его тело и подчинил Ему всю Вселенную. «Поэтому и сказано: «Взойдя на высоту, пленил плен и дал дары людям»...Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех, чтобы наполнить всё Собою» (Ефесянам 4:8)

Чтобы владеть всеми мирами, господствовать над мёртвыми и живыми, «Ибо Христос для того и умер и воскрес, чтобы владычествовать и над мёртвыми, и над живыми» (Римл. 14:9)

«(Он) унизил Себя, приняв образ раба, став подобным людям и по виду став, как человек;
8. Смирил себя, будучи послушным даже до смерти крестной.
9-11. Поэтому и Бог превознёс Его и дал Ему имя превыше всякого имени, чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних существ, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь, в славу Бога Отца» (Филиппийцам 2:6)

Он всмотрелся, познал и достиг каждого из нас, о чём пишет апостол Павел – «Но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Филлипийцам 3:12).

В Писании мы можем обратить внимание, что Иисус обозначал разницу природ, Он называл Себя Сыном Человеческим, когда указывал на свою человеческую миссию. А когда хотел указать на Божеское происхождение, то говорил "Я Сын Божий".

«Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Луки 9:58)

«Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: воссядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» (Матфея 22 гл.)

То есть, Он говорил о своем предвечном бытии «Я сошёл с небес» (Иоанна 6:38), «Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоанна 17:5) и о Своём немощном бытии, как обычного сына плотника, испытывавшего голод, холод, гонения, усталость, страх, уныние и прочие человеческие тяготы и нужды.

На самом деле трудно до конца осознать миссии Иисуса Христа. В полноте это откроется в вечности. Но важно понимать основные моменты различия природ, потому что иначе возникает проблема с выводами, уводящими в ложном направлении, что грозит доктринальными нарушениями.

Например, когда считают, что умирал на Кресте и воскресал Бог, а не человек, то приходят к выводу, – поскольку, Бог есть Дух (Иоанна 4:24), то, значит, смерть и воскресение были в духе, то есть иллюзорными. А тело Его похоронено или вообще отсутствовало, как таковое, будучи фантомом.

И таким образом отвергается человечность Христа и фактический Его подвиг искупления, цена которого очень высока, и вместе с этим отвергается надежда воскресения, искупления наших тел по подобию Христа, на которое уповают христиане.

Таким образом возникают ереси, соблазнящие неправдой одних и отталкивающие других, здравомыслящих, от веры, причиняя ущерб делу евангелия в целом. Поэтому, «вникай в учение, занимайся сим постоянно» (1 Тимофея 4:16).

Поэтому, когда неверующие говорят, что в Гефсимании молился человек и на кресте умирал человек, а не Бог, потому что Бог не может молиться Самому Себе и не может умереть, – они правы. Они не правы лишь в том, что не видят второй природы Христа – Божеской, Слова Божьего, сошедшего с Небес.

Божеская природа, заключённая в Иисусе Христе, воскрешала человеческую:
«Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Римлянам 8:11)

И именно Божеская сущность Христа, которая воскресила человеческое тело Христа и вывела Его из ада, даёт нам возможность быть спасёнными. Ибо, если бы Он был только человек, то мы бы не могли спастись. Человек никого не может спасти. Даже себя!

«Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Исайя 43:11),
«И будет, всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» (Иоиля 2:32, Римл.10:13,Деяния 2:21)
«Я есмь Первый и Последний. И живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти» Откр.1:17

Мы спасаемся, обращаясь к Богу, призывая имя Господне, входя в Его принятие в Иисусе Христе. Нам не надо отдельно искать Бога и отдельно Иисуса Христа. Он в одном лице и Бог, и один из нас.