Час Мандельштама. Сцены из супружеской жизни

Софья Лорес-Гурфинкель
Можно ли проникнуться историей, которую ты давно знаешь и уже не раз пропустил через себя? А можно ли проникнуться ей всего за какой-то час?

Это именно то, что происходит с тобой на спектакле «Случайно затянувшаяся связь» (режиссёр-постановщик Алексей Кузнецов) об истории любви Осипа и Надежды Мандельштам, роли которых исполняет актерский семейный дуэт Евгения Кулакова и Ольги Бужор. Спектакль родился в России, но объездил многие города Израиля и полюбился израильской публике.

Физическое присутствие Осипа Мандельштама и Надежды Хазиной в жизнях друг друга начинается и заканчивается первого мая с разницей в 19 лет, поэтому на спектакле 1 мая 2024 года эта дата произносилась актерами особенно сладостно. Их история не заканчивается не только с гибелью поэта, но и со смертью его вдовы.

Как и литературной общественности Петербурга, нам сложно представить: женатый на ком-то, так еще и продолжительное время, щегол Мандельштам. И это, конечно, был совсем не простой брак (а у кого он вообще простой?): сегодня на подобные отношения принято вешать ярлыки абьюзивных и созависимых.

Ольга и Евгений, разыгрывая сцены из далеко не романтичной и совсем не спокойной супружеской жизни четы Мандельштам, то отчуждаются и говорят об Осипе и Надежде в третьем лице, то всецело берут на себя их образы. Глядя на них, сложно не прийти к выводу, что семейные пары, многое преодолевшие вместе, существуют на сцене совершенно особенно, и, когда играют супругов, даже если с совершенно отличным опытом, их партнерство достигает максимальной кристаллизации.

Декорации, как водится у вынужденных кочевать в условиях израильской жизни независимых коллективов, скромные и мобильные, но решают все задачи: металлические конструкции могут быть и мачтами с парусами, и лестницами, и окнами, и ширмами, и тюремными прутьями; реквизитный кофр, в который, очевидно, умещаются эти самые металлические конструкции — это и скамья, и брачное ложе, и гроб.

Прожигая жизнь друг рядом с другом в склоках и упреках друг другу, в момент прихода беды Осип и Надежда встают спина к спине и вступают в противостояние невзгодам вместе. Эти два гордеца, прежде ревностно защищавших свою независимость, крепко хватаются друг за друга, и между строк проглядывается сожаление, что они так не берегли время вместе. Евгений меняет неказистое темно-серое одеяние на белое белье пациента клиники для душевнобольных, и спектакль — как и жизнь — переламывается пополам.

Мандельштам разболтал кому мог свою знаменитую антисталинскую эпиграмму. Смелость это, сумасбродство или сознательный суицидальный шаг? Надя считала, что ее следовало никому не показывать и вовсе сжечь рукопись.

Если ты не согласен с тоталитарной властью, лучше затаиться и тихой сапой пережить ее век, или, рискуя быть испепеленным, оставаться честным до конца?

Как бы то ни было, Надежда Яковлевна пережила своего мужа на 42 года. Опасаясь обысков и арестов, она часто меняла квартиры, не держала имущества. Мандельштам обратился неовеществленным, бестелесным образом: его стихи вдова многие годы хранила лишь у себя в голове, а останки поэта до сих пор не найдены — есть только кенотаф на Кунцевском кладбище.

История пойдет по спирали, и другие героические образы испепеленных ее огнем непременно пополнят галерею, но никогда не сотрутся. И в этом сложно сомневаться после просмотра спектакля «Случайно затянувшаяся связь».