Как я поступала на журфак

Валентина Томашевская
Человек создал культуру, как вторую рукотворную реальность, вторую натуру.
Уместно понятие культуры в самом широком смысле - как "вторая природа".
Абрам Клецкин.

Летом 1990 года я поехала в Ригу поступать в Латвийский Университет на отделение журналистики. Переночевала у родственников в их небольшой двухкомнатной квартире.

Абитуриенты собрались в большой аудитории, спускающейся к кафедре.
В чем будет состоять творческий экзамен, никто не знал.
И вот перед нами преподаватель, журналист с живыми карими глазами, невысокого роста. Абрам Клецкин*.

- Вы должны  написать творческую работу в любом жанре, - говорит он,-  возможны два варианта.  Первый: вы идете на Домскую площадь и  берете интервью у кого-то из прохожих. Второй вариант:  вы идете на фотовыставку "Судьба латышей" в музее и напишите, что вы увидели. Вы журналисты!  Идите, берите информацию, пишите. Главное требование: написанное должно быть интересным, творческим".

"Дал установку, -  подумала я, - вселил веру: вы журналисты!!

Я предпочла сходить на фотовыставку, поскольку уже писала в районной газете и набила руку на сообщениях о культурных мероприятиях в местном Доме культуры.

Фотографии на выставке  рассказывали о судьбе латышей, депортированных некогда в Сибирь, а также о современных проблемах.   Фоторепортаж из дома престарелых взывали к милосердию.

Спросила женщину-служащую, какие фотографии особо ее взволновали.
Она подвела меня к циклу фотографий: "Судьба латышей в Сибири". Сказала, что едва латыши обустраивались на новом месте,  получали хороший  урожай - как их переселили на другое место, в  другой, не обжитый  район...

Девушка, с которой я познакомилась,  Юлия, уже публиковались, была дочерью известного в Риге артиста балета, написала интервью, взятое на Домской площади.

Андрей, недавний выпускник,   работал на радио, куда его пригласили, ознакомившись с его статьей и оригинальным способом мышления, написал о Домской площади от лица ангела на фронтоне одного из зданий!

Мы поступили! А один парень, приехавший из Литвы (он сидел рядом со мной на экзамене), не поступил.

Помню, как действенно повлияла на меня установка: вы журналисты.
Еду после экзамена по Риге в трамвае, обращаю внимание на лицо человека, похожего на Эрнеста Хемингуэя, в нем угадывалась творческая натура.
«Вы писатель или капитан»,-сказала я. На остановке он предложил мне выйти и показал свои руки, они были в красках. «Вы художник!»- улыбнулась я.

Мой новый знакомый был сыном скульптора, который создал памятник Ленину на площади Свободы в центре Риги. Художник привел меня домой к его сестре.

Сел за рояль и сыграл несколько мощных аккордов, вызвав немалую к себе симпатию.  У его брата, на голове повязка мастера-художника: сидя на табуретке, обрабатывает камень-памятник.

Приехав на одну из сессий, видела, как разрушали памятник Ленину на глазах у прохожих. Металлическим шаром, подвешенным на тросе к крану, били по памятнику из красного мрамора. Подняла два маленьких осколочка  на память. Затерялись среди морских камней. А где-то, например, в Венгрии, в Литве создали парки со скульптурами и атрибутами советской поры.

Помню собеседование после поступления в университет. Небольшая аудитория с деревянными столами. Я сижу напротив  известного в Латвии журналиста-киноведа Абрама Клецкина. Умные карие глаза.  Он попросил рассказать о себе. Я представилась, сказала, что филолог по образованию, публикуюсь в районной газете "Эзерземе".  "Как к вам относятся в редакции газеты?" -  спросил он.
- «Штат уже набран," - сказала я. Глаза профессора заискрились, улыбнулся. 
 Сказал, что моего образования филолога вполне достаточно, чтобы писать.
Тогда я сказала, что  меня интересует тема духовности и что я многим задавала этот вопрос, получив самые разные ответы.
«Ну какая здесь духовность? - он указал рукой на столы в аудитории. Я не знала , что сказать. Тогда он спросил меня: " И что осталось от древних скифов?» -
 «Золотые украшения»,- предположила я. - «Глаза остались»,- сказал профессор.
Бывают встречи, пусть и  короткие, которые запоминаются на всю жизнь.

Готовя миниатюру к конкурсу, узнала, что Абрам Клецкин приказал долго жить.
Светлая память.

*Абрам Клецкин (1933-2021) -  журналист, преподаватель, киновед, профессор Латвийского университета.   Преподавал учебные курсы, посвященные теории коммуникации, кино и культуре. Автор книг "Мой мир. Встречи в жизни и воображении" (1983) и "Судьбы кино и современной культуры" (2012), а также множества научных статей и глав в коллективных монографиях, лауреат премии в  "Большой Кристап" за  вклад в киноискусство. Сценарист нескольких документальных фильмов, в том числе "Легко ли быть молодым?" (1986). Работал  секретарем  газеты "Советская молодежь",  Был президентом Латвийского медиафонда.  Также возглавлял Балтийское информационное агентство в Москве.

Фото из инета. Абрам Клецкин.