Колесов прощается с Колесовым. 15. 03. 2024

Ольга Немежикова
КОЛЕСОВ ПРОЩАЕТСЯ С КОЛЕСОВЫМ

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: спектакль «Прощание в июне» (15.03.2024) по одноимённой пьесе Александра Вампилова.

Режиссёр-педагог: заслуженный артист РФ, доцент кафедры мастерства актёра А. Н. Киндяков.

Колесов (Андрей Гончаров) в этой истории не принц на белом коне, он — лишь образ для самого себя, которого не знает, он столкнулся с собою впервые. До сих пор всё ему сходило с рук, и хорошенькие девушки нравились, как цветы на лугу — все! Неожиданно встретилась Таня (Анастасия Степанченко), которая «не все», но Колесов это пока не прочувствовал, у него привычный мужской расклад, в песнях воспетый: «первым делом самолёты, ну а девушки потом».

Отношения с Таней для него ещё и не начинались. Так, по пути, привычно отметил приятную девушку, наговорил комплиментов, дал адрес, имя спросил и сбежал… Девушка пришла. Пять раз! В общежитие на свадьбу; на кладбище; в сад Золотуева утром и вечером (качели); в университет на диплом. Чем не барьерный бег! С её выносливостью она обречена на эту любовь. Благодаря несговорчивости отца и странному поведению юноши Таня переживает сумасшедшую алхимию… Но держится мужественно, способность рассуждать её не покинула.

Уже в первой встрече на автобусной остановке, не отрывая карандаша, в диалоге был прописан стремительный эскиз истории. «На первый случай я приглашаю вас на свадьбу. (…) Как вас зовут? У вас нет имени?» «Есть. Да зачем оно вам? Я скажу, а вы, пожалуй, сразу и забудете». «Почему?» «Ну, вы так торопитесь. Конечно, вы всё забываете!» «Послушайте, давайте познакомимся. На прощание. (…) И всё же Таня, зря вы от свадьбы отказываетесь. Пожалеете, Таня». «Ничего, переживу как-нибудь».

Кураж Колесова показателен. Ничего предосудительного в нём не заподозришь. На первый взгляд — достойный молодой человек, стремящийся и всё такое. Очень символично, что свою идеологию он озвучил на кладбище: «Или жить, или размышлять о жизни. (...) На то и другое времени не хватит». У Колесова крайне завышена вера в обстоятельства и удачу. А Таня хочет сначала во всём разобраться, лишь потом делать выводы. Игра случая: здравомыслящей девушке встретился прекрасный юноша, но именно с этой встречи его жизнь летит под откос!

Казалось бы, досадное исключение из университета залечит пылкая любовь, но ректор (Михаил Авдеев) распорядился иначе.

А как, можно сказать, невинно всё начиналось! Случай подыграл ректору: Колесов оказался тем самым предводителем «банды» биологов. Молодняк посмел усомниться в уникальности ректорских лекций, требуют свободного посещения — каковы нахалы! Вот он, сладкий миг возмездия! Сами собой всплывают сказочные мотивы: «Я, а — отомщу, б — скоро отомщу, в — страшно отомщу!» Так и пышет ревность, которую ректору с трудом удаётся сдерживать, к самобытном таланту (альпийские травы), к энергии молодого учёного, у которого всё впереди. «Мне никогда не нравились эти юные победители с самомнением до небес». Начинается изощрённый извод спеси. Пощады не будет ещё и потому, что единственную дочь необходимо избавить от этого проходимца. По большому счёту, Таня — лишь инструмент мести тщеславного «немного учёного», как его назвала супруга.

Не упомянуть о супруге невозможно: эта небольшая роль ярко дополняет блистательный сценический образ респектабельного ректора. При всей тщательно скрываемой подлости ординарной натуры, Репников привлекателен чудовищной узнаваемостью прототипа «бюрократ». Этот ректор настолько в своей шкуре, что перехватывает дыхание!

Образ супруги ректора (Василина Аленченко) гипнотизирует сдержанностью, внутренней силой и смелостью. Перед нами персонаж цельный, гармоничный, в ладу с собой — вся жизнь принята наперёд. Сам её облик, осанка, неторопливые движения, уверенные жесты завораживают. Да, она поздно разглядела золотую клетку, поздно поняла супруга, но она и не пыталась — жила и любила образ, который придумала, воспитывала дочь. А может, понемногу узнавая мужа, становилась статуарной, недоступной эмоциям.

Муж любит уют, который она создаёт; наслаждается вкусными обедами, которые она готовит; каждое воскресенье дарит цветы. У них растёт умница дочь. Кто посмеет сказать, что жизнь этой женщины не удалась? Разве только она сама.

Однако Репникова далека от провалов в сентиментальность, осадить может запросто и в своей манере — веско, спокойно. Тайна этой чарующей женщины не даёт покоя ректору: он чует, какой золотник достался ему не по праву, и это его беспокоит. Он крепко привязан к своей жене, а не наоборот, как бы ему не хотелось иначе.

Красота жены, её достоинство импонируют тщеславию Репникова; её талант создавать атмосферу спокойствия и умиротворения — истинное сокровище для него, домоседа. Культивирование «глупости» — защитная реакция собственника, которой он, однако, пользуется осторожно, если она «слишком поздно всё поняла».

Собственно, и вспылила Репникова лишь раз, ненадолго. Короткий монолог «Скорей бы, скорей! А куда скорей?» на краткий миг обнажил её боль: розы увянут, дочь влюбилась — скоро уйдёт… Мы восхищаемся этой женщиной: она знает, что муж никогда не станет другим, что отныне ей гореть меж двух огней, мужа и дочери, но такова её доля, удел матери и жены.

В отличие от кустаря Золотуева (Никита Алтабасов), магистр Репников человека покупает на раз, используя тщательно продуманную риторику, служебное положение и знание системы ценностей. У обидчика Золотуева зудящей нужды в деньгах не было. Сила ревизора, его прекрасное настроение — в чистоте души, в честности, прежде всего, перед самим собой — в самоуважении. Прояви Колесов такие же качества, и ректор оказался бы бессилен, и Таня осталась бы с Колесовым. Но вместо чтобы поразмыслить над ситуацией, молодой человек демонстрирует полную ведомость в игре ректора.

Открываются две возможности, обе социально-одобряемые: ректорская сулит карьеру, дядина — богатство. Как в сказке: направо пойдёшь — коня потеряешь… Всем известные три варианта. Отбрось идеалы, без особых усилий настрой ловкость ума на материальные задачи, и торная дорога скатертью ляжет. Но! Колесову, похоже, настало время разобраться прежде всего с собой, себя понять, и встреча с Таней неожиданно реализовала эту возможность, выявив изнанку, суть которой он не подозревал. А суть неприглядная: он не готов к случайным ударам, к временным фиаско; он рвётся любой ценой только вперёд и готов, «выиграв время», купить положение; за оплату желаемого, как на базаре, можно поторговаться. Дипломат Колесов или подлец? У каждого своя правда, и Колесов теперь будет вынужден осознать свои действия с учётом решения Тани. Не думать об этом он не сможет, с этого места сказки кончаются.

Ректор прав: они с Колесовым весьма похожи. Однако открытый финал позволяет лишь догадываться, чего добивался ректор. То ли вырвать из души дочери проходимца, то ли, наоборот, устроить «школу жизни» будущему преемнику. Убедиться, насколько точно выбрала дочь нужный ему материал — глину, можно ли из неё что-то дельное наваять. Тональность сценического образа ректора склоняет именно к этому варианту. За дочь он ещё возьмётся! Никуда она не денется, уверен он, просто сейчас этот парень должен пройти инициацию и требует всего «сатанинского» внимания. Кто знает, может, ещё и поладят?

С кем по пути амбициям Колесова? Вокруг клубятся дьявольские искушения: ректор с надёжной карьерой и дядя с тугим портфелем купюр, который вообще как выигрыш в лотерею.

Получив диплом, Колесов в душе окончательно простился с Таней, а она вдруг сама возьми и приди попрощаться, ведь она так ничего и не поняла в его странном поведении. Окончательного решения Таня не принимает, продолжает любить, при отсутствии информации продолжает надеяться на чудо. Не мудрено: Колесов с первой встречи окутан туманом мистификации, вокруг него всё превращается.

Под студенческий хор «Ректор наш там правит бал» шутливый мистический элемент — миниатюрные красные рожки в благородной гриве ректора шуткой совсем не кажутся. Да это на самом деле он — Сатана! Узнаваемый, современный, бессмертный! Ставки на душу Колесова стремительно растут, сам он ослеп от азарта. Только Таня и остановила эту дьявольскую игру на повышение.

«Я выиграл время: ты должна это понять». До Тани вдруг дошло... Девушке пришлось собрать всё своё мужество… Колесов не только не замечает подмены ценностей, он отказывает Тане в гордости, полагая, что свойство бесконечно прощать, а не понятия чести основа жизни. «Я всё поняла. (…) Ты не мог иначе — поняла. Ты выиграл время, теперь ты своего добьёшься. Будет у тебя луг, будет всё, как ты захочешь. На свете нет ничего такого, что могло бы тебе помешать. Всё будет по-твоему… Без меня». «Оставайся...» «Нет, я тебе не верю. Откуда я знаю: может, ты снова меня променяешь? В интересах дела».

«В интересах дела» — ключевое понятие. Интересы дела для Колесова превыше всего, и, кто бы спорил, любовь с этими интересами считаться должна. Только разменной монетой любовь быть не должна — вот что Колесову предстоит уяснить.

В эпизоде разрывания диплома нас охватывает подлинная грусть: Колесов в глухом отчаянии, он не знает, что ему делать, ну, хотя бы диплом порвать. Так Букин подстрелил сороку, чтобы кого-нибудь убить, а потом сожалел о содеянном — жизнь сорочью назад не вернуть. А документ об образовании восстановить несложно, и ничего этим поступком ни Репникову, ни Тане Колесов не доказал. Сокурсники, те давно привыкли к его фокусам и трюкам.

Хотя Таня ещё не успела Колесова разлюбить, он ей больше не интересен. Раз и навсегда она пресекла глумление над своими чувствами. Разбитое яйцо больше не целое. Да и авторское название «Прощание в июне» ставит точку в этой истории. Учиться неотвратимо можно, только теряя. Мы прощаемся с героями, которые стали другими. Таня пережила опыт первой любви, Колесов — опыт первой потери.