Красноярский поэтический СЛЭМ 2023

Алексей Дэзи
Неожиданно ввязался в авантюру. Совершенно не понимая, что это такое, отправил заявку на поэтический СЛЭМ (что бы это ни значило) и сегодня мне пришло письмо, что я прошёл. Только тогда я поинтересовался, что же это такое? Залез на их страничку и посмотрел видео. Это такое соревнование, в котором молодые люди (МОЛОДЫЕ, а не пятидесятилетние!!!) читают со сцены свои стихи с невероятной экспрессией. Так что завтра, 21 ноября, если только не опоздаю (я всё-таки занятой человек) буду, среди прочих, читать. Слэм пройдёт в 19:00 в баре "Второе дыхание" (пр. Мира, 79, г.Красноярск).

* * *

Должен сказать, что выступать перед жующими людьми оказалось значительно проще, чем мне предварительно казалось. Говоришь, практически без эмоций, как перед стенкой. Значительно сильнее меня напрягло то, что я не умею вести себя в кабаках. Как заказать, когда расплатиться, как оставить чаевые? Мне показалось, кстати, что когда я оставил таки чаевые, официант сильно удивился и уже в свою очередь не знал, как эту купюру подобрать. Вообще (ещё раз "кстати") я мало знаю людей, которые в принципе оставляют чаевые. Короче! Поход в бар оказался для меня сплошной чередой неловкостей, а само выступление - нет.

Бар расположился прямо над магазином "Нагваль" в том же дворе, что и отделение ЛДПР, вход через арку. Я бы сам не нашёл.
- Какие - спрашиваю - стихи прочитать?
- Читай "Небо", "Гитару" и "Когда мы были дети" - ответил друг - хозяин того самого магазина и по совместительству добрый сказочник Саша Пилипчевский (https://author.today/u/u627496sanych). Так я и решил, правда до "Детей" дело не дошло.

Бар оказался тёмным полуподвальным помещением с бетонным обведённым масленой краской полом. Зал узкий и длинный. На входе вешалка на которой, хочешь ни хочешь, пришлось оставить свои куртки. Стоят круглые низкие столы с четырьмя металлическими стулья возле каждого. Видимо от смущения мы заняли дальний. Довольно долго не было официанта, а когда он подошёл я сделал заказ, но забыл спросить здесь ли происходит СЛЭМ. Таким образом мне пришлось промучится в неведении ещё какое-то время. Затем к нам подошла Надежда Казанцева, которую я до того видел только на Писательской среде в Молодёжной библиотеке. Никого другого хотя-бы отдалённо знакомого видно не было. Мы поговорили, я за это время освоился.

Музыка вдруг затихла и заговорил микрофон. Приятный девичий голос возвестил, что соревнования начались. Говорили попеременно - девица и молодой одетый в тёмное парень. По правилам, мы должны были вытянуть себе бумажки с номером выступления. Мне достался номер 13 (т.е. последний) и я немного расстроился. Впрочем и в списке кандидатов я тоже числился под номером 13. Мы должны были выходить к микрофону согласно своим номерам и читать не более трёх стихотворений с тем, чтобы потратить на всё про всё максимум три минуты. Каким-то людям, которые сами изъявили желание, раздали таблички с цифрами от 2 до 5. Они должны были каждому из нас выставить по две оценки - качество текста и актёрский талант. Началось.

Первое же выступление было оценено прохладно, над головами заколыхались тройки и даже одна двойка. Я подумал, что это свинство так откровенно ставить "неуд" за необязательную работу (всё-таки я уже семь лет, как учитель). Короче, слава Богу, что мне выпало выступать не первым - я успел подготовиться. Забегая вперёд, скажу, что меня оценили плохо - стихи так ещё ничего, а вот ораторское мастерство на чистую двойку. Хуже чем мне досталось только Никите Лахти, которого вообще не понятно за что оценили на два по обоим критериям По-моему, только одна какая-то жиденькая тройка болталась поверх голов среди чёрных лебединых двоечных профилей. Это притом, что он прочитал ровно и с достаточно хорошей артикуляцией, а были выступающие, которые орали и плевали в микрофон так, что и слов было не разобрать. И ничего - четвёрки и даже пятёрки! Я нашёл его в глубине зала - он стоял около входа в каптёрку, прислонившись спиной к выкрашенному в красное косяку, спрятав ладони в карманах и смотрел на всё это с плохо скрываемым раздражением. Совершенно непонятно было, что ему сказать, самое лучшее было бы отойти в сторону без единого слова.

- У вас хорошие стихи - произнёс я и он кивнул мне, словно уличному промотору.

Девушки читали про любовь и роды, причём иногда с провокационной откровенностью (естественно, не все), юноши сыпали матерком (тоже, естественно, не все) и даже более того. Дошло дело и до меня.

Я вышел к микрофону и тут-же выяснил, что хотя во всём помещение было более-менее светло, но именно в этом месте катастрофически темно. Короче, читать с листа не получится, а я специально прихватил с собой несколько книжек, чтобы из них почитать. Темнота, помноженное на моё зрение привела к тому, что я иногда и не видел даже текст, а на фотографиях моё лицо скрыто книжкой. Не зря они все читали с телефона! А вообще, если хочешь участвовать в подобном, надо учить наизусть. Я отзапинался два стихотворения, каждое из которых напрочь уже и забыл за давностью, и отошёл ждать оценки. Стихи были оценены средне, артистизм на крепкую двойку. Сидящий прямо передо мной изящный худощавый бледный и черноволосый тридцатилетний мужчина опустил на стол выставленную мне двойку, посмотрел на меня и сказал
- У вас хорошие стихи - как будто вернул сказанное мной-же получасом ранее. Я, повинуясь внезапному поруву протянул ему брошюру из которой только что пытался декламировать.
- Тогда возьмите книжку - сказал я.
- Да вы что?! - удивился он и я удивился, что он удивился.
Затем он посидел немного и попросил автограф. "Суровому судье, но хорошему человеку" написал я.

Начался второй тур. Мы вернулись на своё место, я заказал чай и бутерброды и дальнейшее слушали уже за столом. Вдруг я услышал стихотворение, которое совершенно точно читал, и, скорее всего, даже отмечал похвалой. Видимо на второй тур пришлось достать старенькое. Читала, если не ошибаюсь,Женя Симакова (@yesoyeso). Я бы отдал первое место ей.

В конце концов определили победителя и мы решили уйти. На выходе нас остановил вышедший чуть раньше молодой человек и с середины завязал разговор.

- Раньше - говорит - уровень был повыше - Раньше они ещё и разборы устраивали. А теперь....!
- Это старость - ответил я, хотя собеседник вполне годился мне в ученики.

25.11.2023г.
https://vk.com/alexdassy