Омовение ног и предательство Иуды

Майкл Андреев
Мастерская Андрея Рублева "Омовение ног", 88 х 68 см, 1425-1427 гг. (Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры)

Приближается день православной Пасхи!
Я расскажу сегодня об иконе Андрея Рублева "Омовение ног".
О том, что произошло тогда между апостолами в Страстной Четверг,
когда Иисус собрал своих учеников на Тайную Вечерю,
чтобы накануне великого праздника дать им свой секретный завет.

Вы знаете, что этот секретный завет гласит:
"Любите друг друга, как Я вас любил",
для нас это давно не секрет, хотя мы все равно его не выполняем.

Но Иисусу тогда было важно, чтобы Враг не услышал, что Он хочет сказать перед смертью своим ученикам, чтобы предатель не присутствовал во время таинства. Поэтому Иисус предпринял странную процедуру - вымыть ученикам ноги - прямо посреди трапезы.

Никто до сих пор не понял, и ученики в том числе, что означает сей спектакль. Думают, что это какой-то магический ритуал очищения.   

Андрей Рублев был первым наряду с Леонардо да Винчи, кто приблизился к разгадке тайны.
Автор Евангелия от Иоанна старательно ее маскирует, чтобы читатели думали сами.
Если б можно было соединить откровения этих двух художников в одно, то мы бы имели сейчас еще одно Евангелие, пятое по счету.

На картине Андрея Рублева "Омовение ног" точно нет Марии Магдалины, и точно есть Иуда Искариот.

А на картине "Тайная Вечеря" Леонардо да Винчи (1495-98) точно есть Мария Магдалина, и, похоже, нет уже никакого Иуды.   

Однако, вслед за Возрождением наступили времена реакции, и эту тему сказано было закрыть. Вот что пишет об иконе "Омовение ног" наш современник, известный российский режиссер, мультипликатор и искусствовед Юрий Норштейн в своей книге "Снег на траве":

"Да не заподозрят меня святые отцы в кощунстве. Посмотрите на икону внимательно, поскольку любая деталь хранит в себе черты целого. Она открывает неожиданности целой композиции, о которых вы даже и не подозреваете. Если это изображение ограничить, внимание вдруг начнет выхватывать детали, которые от вас ускользают, когда вы смотрите на общий план. Известный евангельский сюжет «Омовение ног» разработан по всем принципам бытовой хроники. Сидящие ученики не ведают, что вскоре должно произойти. Их детскость поражает. Один апостол смотрит на чан с водой, почти как ребенок, который хочет попробовать воду. Другие разговаривают друг с другом. Абсолютно бытовая сцена. Так ведут себя дети. Подобную икону мог сделать только человек с чистой душой. Это не просто иллюстрация текста или изображение, пронизанное пластическими находками, хотя, конечно, здесь их бездна: в построении композиции, в том, как схвачен темнотой этот фриз. Сам момент действия необыкновенен, но как точно бытово, как подробно и умилительно оно построено!"

Смотрим внимательно и видим: точно! они ведут себя как дети! Однако, искусствовед есть искусствовед: много красивых слов: "композиция", "хроника", "пластические находки", "чистая душа", но ничего по существу. Он видит лишь момент, выхватывает из него ускользающие бытовые детали, восхищается действием и совершенно не спрашивает себя, зачем? Для чего Иисус затеял это омовение ног?

Давайте посмотрим по тексту, как начинается сцена. (Я использую здесь современный и более точный перевод Евангелия, ИН 13, 1-30).

Накануне праздника Пасхи,
как только Иисус узнал, что пришел Его час,
тот самый час, когда Ему предстоит перейти
из чувственного мира в мир Бога-Отца, —
как только Он почувствовал,
как сильно любит отдельных людей
в этом чувственном мире
и что будет любить их всегда
до исполнения цели мирового развития,
как только началась общая пасхальная трапеза,
а дьявол-искуситель уже внушил
Иуде Искариоту мысль о предательстве,
и как только Иисусу стало ясно, что Бог-Отец
окончательно и всё передал в руки Сыну
и что Он, посланный от Бога,
должен теперь вернуться обратно к Богу,
то встал Он посреди трапезы,
снял с себя верхнюю одежду,
обернулся полотенцем,
налил в таз воды
и стал мыть ученикам ноги.
И вытирал их полотенцем,
которым был опоясан.

Как вы думаете, что Его побудило встать?
Представьте себе, что все сидят за столом, уже идет трапеза, они едят, пьют... И вдруг Он что-то про себя понимает и решает, что надо вымыть им ноги? Представьте себя на месте Иисуса. А раньше этого нельзя было сделать никак? Ведь не сейчас внезапно Ты узнал, что тебе надо вернуться к Богу-Отцу? Значит, побудило Его что-то другое, и в тексте есть указание на это:

как только началась общая пасхальная трапеза,
а дьявол-искуситель уже внушил
Иуде Искариоту мысль о предательстве...

Вот что - за столом сидит предатель! Иисус сумел прочитать мысли Иуды, что тот собирается пойти и на Него донести. Поэтому решительно встал и сказал, что всем надо вымыть ноги.
 
Еще нам надо хорошо понимать, что происходило тогда с Иудой. Ведь, он же душа их компании, однако, такой же вор, скотина и дурак, как и все. Искусствовед ласково называет их "они как дети", но по сути своей это шайка бременских музыкантов с большой дороги, и Петр, например, ничем не лучше Иуды. Накануне у Иуды были свои трения с Иисусом по поводу нардового масла, которым Учитель разрешил Марии помазать Ему ноги. А в Понедельник, когда Иисус вступил в Иерусалим и произнес перед народом свою громогласную речь, Иуда окончательно убедился, что Иисус его предал, что никакое восстание Он возглавлять не собирается. Себя Иуда, естественно, считал главарем банды, но когда понял, что Иисус ему не помощник, то вышел из нее и три дня скитался неизвестно где. Правда, у него еще теплилась надежда, что если римляне схватят Иисуса и приговорят Его к смерти, то это послужит сигналом для восстания, и тогда всё пойдет по иудиному плану. Но почему-то римляне не спешили схватить Иисуса.

На освободившееся место в команде двенадцати Иисус уже взял другого ученика - Марию Магдалину, которая была приглашена к ним на праздник в четверг вечером, но еще не пришла, принаряжалась, наверное, и опаздывала. И вдруг, когда они уже сели за трапезу, снова откуда ни возьмись является Иуда - не запылился! С чего он решил вернуться? - Ну, наверное, проголодался, кушать хочется, вот и вернулся к своим.

Все ученики его по-дружески приветствуют, обнимаются с ним и целуются: "Как мы рады, Иуда, что ты опять с нами! Молодец, что вернулся!" Именно тогда Иисус понимает, что происходит что-то экстраординарное - что Его час настал - вот оно, началось! И решительно начинает действовать, как Царь и Бог.

Под конец Он подошел к Петру,
но тот спросил Его:
«Господи, Ты хочешь вымыть мне ноги?»
Иисус же посмотрел на него и сказал:
«То, что Я сейчас сделаю,
этого ты еще не можешь понять,
но позже ты узнаешь, что это было».
Однако Петр воскликнул:
«Ни в коем случае! Никогда
не должен Ты мыть мне ноги!»
Иисус возразил:
«Если Я не умою тебя,
то твоя судьба не сможет находиться во Мне».
На это Петр закричал:
«Господи! Умой же тогда не только ноги,
но и руки, и голову!»
Иисус сказал:
«Человек, который сам себя очищает,
не нуждается в этом;
Я должен вымыть ему только ноги,
в остальном же он чист.
Также и вы чисты,
хотя и не все».
Он, конечно, знал того,
кто должен был Его предать,
поэтому и сказал «хотя и не все».

А теперь посмотрим на икону, потому что именно этот момент на ней и зафиксирован. Однако, сначала прочтем, что скажет о ней наш искусствовед.

"Я открыл для себя бесконечность бытового действия, которым пронизаны иконы. В этом смысле «Омовение» классический пример. От сидящих фигур рождается ощущение, что они как дети малые, которые не хотят мыть ноги. Так сидят чада у какой-нибудь мамы, которую Бог одарил огромным количеством детей, и вечером, утомившись после беготни, они сидят рядком в ожидании мытья ног перед сном. Икона правдива, как любой жест, соединяющий людей. Жест духовен, поскольку удивляет и возвышает сидящих учеников. И в наших глазах возвышает Учителя. Мы соединяем духовную жизнь с чем-то отвлеченным, потусторонним. Может показаться странным, но духовная жизнь связана напрямую с самыми простыми человеческими действиями. Мы больше верим в чудо. Мы возвышаемся в своих глазах властью и богатством. Пока простой жест по отношению к близкому (то же омовение ног) или интерес к тайнам буквально на уровне травы не пронзят своей вертикалью наши прожорливые горизонты и не станут выше желаний обладать, властвовать, наслаждаться унижением другого, нас не спасут никакая рыночная экономика, никакая «свобода» или «свободное общество». Пока мы это не поймем, у нас порядочной жизни не будет."

Очень художественно! Но как же ты так лихо шагнул, батенька, от бесконечности бытового действия к рыночной экономике и свободному обществу! Не ровен час, что ты такой же, как эти дети, что сидят рядком в ожидании мытья ног, и ничего не понимают. Абсолютно ничего! Опять одни фразы без того чтобы на миг представить, что в откровении духовном явлено живописцу.

А явлено вот что! Это так открыто показано, что не заметить может только ребенок.

Иисус, вытирающий ноги Петру, смотрит куда? Он смотрит на Иуду, сидящего с опущенной головой в противоположном углу. Видите? Иуда сидит чуть отдельно от очереди апостолов, которые послушно выстроились друг за другом, чтобы Учитель вымыл им ноги. Иуда, значит, отказался. Когда Иисус говорит "хотя и не все", то указывает взглядом на него, который очередь не занимал, ноги не мыл! И один из апостолов в очереди тоже оглянулся на Иуду: "А ты чего, не хочешь?"

Естественно, Иуда не хочет. Потому что боится за свой предательский замысел, а вдруг провалится! Как мастерски вывел его Иисус с помощью омовения ног на чистую воду!

Вот что открылось Андрею Рублеву: Иисус, предложив ученикам вымыть ноги, разоблачил им предателя: Вот он, перед вами. А на вопрос, зачем - так это ясней ясного: ЧТОБЫ УЧЕНИКИ ВЫГНАЛИ ПРЕДАТЕЛЯ ВОН. Сидеть с предателем за одним столом и слушать, как Учитель будет перед смертью рассказывать вам про свое тайное завещание - поймите - это недопустимо!

Однако, ученики ничего не поняли! Вот что хочет сказать картина. Дети есть дети! "Ну, мало ли кто из нас ни провинился - какая ерунда! Мало ли какие у кого бывают нечистые замыслы - это же не мешает человеку сидеть за праздничным столом! Учитель добрый - он всем простит!" Искусствовед правильно говорит: Пока мы этого не поймем, у нас порядочной жизни не будет.

Когда Он вымыл им ноги и
снова надел верхнюю одежду,
то занял место за столом и сказал:
«Знаете ли вы, что Я с вами проделал?
Вот вы называете Меня учителем и Господом.
И это правильно, потому что Я это есть.
Но если Я, ваш Господь и учитель,
Вымыл вам сейчас ноги, то не должны ли и вы
мыть ноги друг другу?

Я преподал вам пример,
дабы то, что Я сейчас проделал,
вы сами делали друг для друга.
Да, верно то, что Я говорю,
и верно то, что вы можете так поступать,
ибо раб не больше
господина своего,
и посланец не больше того,
кто возложил на него послание.
Смотрите же и постигайте!
Благословенны вы,
если будете так делать.

Как Я сказал, не все из вас,
что называется, чисты.
Однако Я знаю, кого Я себе избрал.
Ибо в точности должно исполниться пророчество:
«Кто ест мой хлеб,
в следующий миг
поднимет на Меня свою пяту».
Я говорю вам это уже сейчас,
до того, как это произошло,
чтобы вы не потеряли веру
и знали бы,
когда это произойдет,
что Я есть и пребуду!

Опять Учитель говорит в пустоту, они не понимают, что Он намекает на конкретное лицо, а не просто мораль читает. Говорит в надежде, что потом хотя бы они поймут, что надо было действовать, пока еще не поздно. И далее говорит странные слова, которые наши искусствоведы едва ли способны расшифровать. Тут нужен еще один великий живописец, дабы живописать картину:

Да, это действительно так:
Если кто принимает посланного Мной,
то он принимает и Меня самого,
а кто принимает Меня,
тот принимает также и Того, кто Меня послал».

Кого это Он имеет в виду - "посланного Мной"? Вроде бы никого и ни за кем Он не посылал? На самом деле, ничего странного нет, и это не намек на Иуду, про которого Иисус уже было забыл. Просто в этот момент входит Мария Магдалина. Вот к кому обращены Его слова. Надо понимать, она вошла стремительно, смело, и заняла свободное место за трапезным столом рядом с Ним, и положила голову к Нему на грудь. "Вы, апостолы, примите ее, если хотите принять Меня и Того, кто Меня послал!" И далее в сцене наступает драматический переломный момент, который легко почувствовать, просто читая текст.

И только Он это сказал,
прошло через Его дух
потрясающее до глубины волнение.
И Он принял решение
взять на себя это страдание и сказал:
«Истинно, что Я вам сейчас скажу:
Один из вас Меня предаст!»

Видно, вспомнил про сидящего в углу Иуду, а Дух не может больше терпеть издевательство! То, что так легко допустили ученики-мужчины, что предатель останется с ними вкушать пасхальную трапезу, Иисус не может допустить, когда рядом женщина. Теперь это уже не намек, а требование - УДАЛИТЬ ПРЕДАТЕЛЯ НЕМЕДЛЕННО! Царь в гневе, Царь приказывает! Но слуги бездействуют! Притворяются снова, что раб не меньше де господина своего.

Ужаснулись и беспомощно
Переглянулись между собой ученики.
«О ком это Он говорит?» – спрашивали они.

Один ученик за столом – тот самый,
которого Иисус особенно близко любил –
лежал на груди Иисуса,
ему-то и кивнул Симон Петр,
чтобы ученик спросил, кого Он имеет в виду.

Петр, который как телохранитель Учителя ходил с мечом - это ж надо быть таким идиотом! - вместо того чтобы взять Иуду за шкирятник и вытолкать предателя вон, услужливо обращается к Царице, чтобы та спросила у Царя, кого именно нужно выгнать. Если б была ее воля, то выгнала бы всех! И жили бы они вдвоем долго и счастливо!

Ученик, возлежащий у Него на груди - это, конечно, Мария Магдалина, а не Иоанн! И мужской род здесь надо заменить на женский.

Тот же еще сильнее прижался
к сердцу Иисуса и сказал:
«Господи, кто это?»
Иисус взглянул внутрь себя и ответил:
«Это тот,
кому Я обмакну
и дам кусок».

Для чего Иисус смотрит внутрь себя? К кому он там обращается? - Все очень просто. Так как физические слуги беспомощны, Царь обращается теперь к слугам духовным: "На, возьми свой кусок, Сатана, и пусть твой предатель проваливает!"

И Он взял кусок, обмакнул его
и протянул Иуде,
сыну Симона Искариота.
И едва Иуда проглотил кусок,
вошел в него Сатана.
Иисус же сказал:
«Что ты хочешь сделать, делай скорей!»

Видите, какой взаимовыгодный товарообмен у сильных мира того! Сатана в результате сделки получил Иуду (а если бы Царь не разрешил, то Иуда никогда бы не пошел доносить), а Иисус получил полчаса свободного времени, пока Его не взяли под стражу, чтобы поговорить с учениками о главном, дать им новый завет любви. Вот что значит рыночная экономика! Вин-вин!

Никто из возлежавших у стола,
не понял смысла этих слов.
Иуда распоряжался денежной копилкой учеников,
и некоторые подумали, что Иисус сказал ему:
«Купи нам что-нибудь еще!»
или «Купи что-нибудь для бедных!»

Что ж, каждый думает о своем. Иуда ведь тоже зашел на вечеринку просто так, чтобы перекусить. Потому что голоден был - не более того! И ему тоже кусок перепал с царского стола!

Он же, взявший кусок,
ринулся скорее вон.
Была ночь.