Как правильно цитировать Википедию, Ивану Аверьяну

Иван Шмаков 3
Здоровья и творческих успехов Вам , Иван .

Ваша ссылка на Википедию очень туманна :
1. жизнь Василия Сухомлинского ( в разной степени подробности )
может описываться в разных статьях Википедии , возможно очень многих ;
2. цитируемая статья через какое-то время может быть изменена .

Тем не менее , мне кажется , что я знаю , какую статью Вы цитируете .

Её следует процитировать , например ( стремлюсь к максимальной близости к Вашей цитате ) , следующим образом :
"
Василий Александрович Сухомлинский   . . .   —   советский педагог-новатор , детский писатель ,
создатель педагогической системы , основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью ,
на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования .

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР ( 1968 ) , кандидат педагогических наук ( 1955 ) ,
заслуженный учитель школы Украинской ССР ( 1958 ) , Герой Социалистического Труда ( 1968 ) .

Наиболее известная педагогическая книга Сухомлинского   —   « Сердце отдаю детям » , переведена на многие языки мира .
"
[ Сухомлинский , Василий Александрович  // Википедия по состоянию на 02.05.2024 ] .
"
Сухомлинский  —  автор сорока монографий и брошюр , более 600 статей , 1200 рассказов и сказок .
Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке . Художественную прозу — на украинском .
Общий тираж его книг составил около четырёх миллионов экземпляров на различных языках .
"
[ Там же ] .

Иван Шмаков 3   02.05.2024 22:03

************

Рецензируемое произведение по состоянию на 03.05.2024 с сохранением форматирования :

Золотой список книг от Сухомлинского
Иван Аверьян   http://proza.ru/2024/05/01/1220


Папина учительница литературы и русского языка Ольга Викторовна Николаева-Ручина прислала для меня "Золотой список книг", который должен прочитать каждый школьник, пока учится в школе.

Этот список из 200 лучших книг мировой литературы составили для учеников Павлышской школы её учителя под руководством Василия Александровича Сухомлинского. Он был директором этой школы с 1948 года и до конца жизни (1970 год).

Вот что сказано о нём в Википедии: "Василий Сухомлинский - советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда СССР (1968).

Наиболее известная его педагогическая книга — «Сердце отдаю детям» - переведена на многие языки мира.

Сухомлинский — автор сорока монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу — на украинском. Общий тираж его книг составил около четырёх миллионов экземпляров на различных языках".

"Список книг, которые вошли в сокровищницу культуры человечества, оформлен в виде красочного художественного плаката: две страницы, обрамленные портретами великих писателей (Гомер, Шекспир, Пушкин, Шевченко, Гёте, Гюго, Драйзер, Ирасек, Мицкевич, Нексе, Руставели).

Списку предшествует обращение:

«Юноши и девушки!
Перед вами названия книг, которые стали бессмертными, вошли в сокровищницу мировой культуры. Человечество будет читать их вечно.
Вы должны не только прочитать эти книги, но и перечитывать их, искать в них мудрость и красоту, находить радость и эстетическое наслаждение.
«Книги собирают жемчужины человеческой мысли и передают их потомству. Мы превратимся в горсть праха, но книги, словно памятники из железа и камня, сохранятся навек» (Айбек)».

Придавая исключительное значение отбору литературы для чтения в годы отрочества и ранней юности, мы приводим полностью этот список.

Русская литература и литература народов СССР:
 
1. "Слово о полку Игореве",
2. "Витязь в тигровой шкуре" Руставели;
3. "Давид Сасунский" /армянский эпос/;

4. "Недоросль" Фонвизина;
5. "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева,
6. "Светлана" Жуковского;
7.  Басни Крылова;
8. "Горе от ума" Грибоедова;
 
9. "Евгений Онегин",
10. "Медный всадник",
11. "Полтава",
11. "Руслан и Людмила",
12. Лирические стихи Пушкина;
 
13. "Герой нашего времени" Лермонтова;
 
14. "Песни" Кольцова,
15. "Вечера на хуторе близ Диканьки",
16. "Миргород",
17. "Мертвые души",
18. "Петербургские повести" Гоголя;
19. "Письмо к Гоголю" Белинского,
 
20. "Отцы и дети",
21. "Рудин",
22. "Дворянское гнездо",
23. "Вешние воды",
24. "Записки охотника" Тургенева;
 
25. "Обломов" Гончарова;
26. "Кто виноват?" Герцена;
27. "Кому на Руси жить хорошо",
28. "Железная дорога",
29. Лирические стихи Некрасова;
30. "Что делать?" Чернышевского;
31. "Что такое обломовщина" Добролюбова;
 
32. "Господа Головлевы",
33. "История одного города",
34. Сказки Салтыкова-Щедрина .
35. "Гроза" Островского;
36. Лирические стихи Тютчева;
 
37. "Преступление и наказание" Достоевского;
 
38. "Война и мир",
39. "Анна Каренина",
40. "Воскресение",
41. "Смерть Ивана Ильича" Л. Толстого;
 
42. "Кобзарь" Шевченко;
 
43. "Вишневый сад",
44. "Три сестры",
45. "Дядя Ваня",
46. "Степь",
47. "В овраге",
48. "Палата N 6" Чехова;
 
49. "Слепой музыкант",
50. "Лес шумит" Короленко.
 
51. "Лейли и Меджнун" Низами;
52. "Фархад и Ширин" Навои;
53. "Борислав смеется" Франко;
54. "Вей, ветерок" Яна Райниса;
55. "Лесная песня" Леси Украинки;
56. "Фата Моргана" Коцюбинского;
57. "Бедняк" Айни;
 
58. "На дне",
59. "Мать",
60. "Детство",
61. "В людях",
62. "Мои университеты Горького;

63. Стихи А. Блока;
64. Стихи С. Есенина;
 
65. "Молох",
66. "Поединок" Куприна.
 
67. "Песни" Мусы Джалиля,
 
68. "Тихий Дон",
69. "Поднятая целина",
70. "Судьба человека" Шолохова;
 
71. "Как закалялась сталь" Островского;
72. "Молодая гвардия" Фадеева;
 
73. "Хождение по мукам",
74. "Аэлита" А. Толстого;
 
75. "Буря",
76. "Сын рыбака" Лациса;
77. "Весна света" Пришвина;
78. "Русский лес" Леонова,
79. "Владимир Ильич Ленин",
80. "Хорошо!" Маяковского;

81. cтихи Туманяна;
 
82. "Знаменосцы" Гончара;
83. "Гибель эскадры" Корнейчука;
84. "На росстанях" Якуба Коласа;
85. "Педагогическая поэма" Макаренко.
86. "Цусима" Новикова-Прибоя;
87. "Севастопольская страда" Сергеева-Ценcкого,
88. "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого;
 
89. стихи Сулеймана Стальского;
90. стихи Джамбула Джабаева;
91. стихи Галактиона Табидзе;
 
92. "Дальние страны",
93. "Голубая чашка",
94. "Судьба барабанщика" Гайдара;
 
95. "Повесть о детстве" Гладкова;
96. "Необыкновенное лето" Федина;
97. "Живые и мертвые" Симонова;
 
98. "Плутония" Обручева;
99. "Туманность Андромеды" Ефремова;
100. "Прыжок в ничто" Беляева;
101. "Аргонавты вселенной" Владко;
102. "Дневные звезды" Берггольц;
103. "Тишина" Бондарева;
104. "Жестокость" Нилина;
105. "Владимирские проселки" Солоухина;
106. "Не ко двору" Тендрякова;
107. "Таня" Арбузова.
108. "Ледовая книга" Смуула;
109. "Зоя" Алигер;
110. "Синие гусары" Асеева.
111. "Кровь и пепел" Марцинкявичуса;
112. "Человек" Межелайтиса;
113. "украинские думы;
114. «Калевипоэг» (эстонский эпос).

Зарубежная литература:

1. «Илиада» и «Одиссея» Гомера;
2. «Прикованный Прометей» Эсхила; «Царь Эдип» и «Антигона» Софокла; «Медея» Еврипида; «Всадники» Аристофана; «Рамаяна» (индийский эпос); «Песнь о Роланде» (французский эпос); «Песнь о Нибелунгах» (древнегерманский эпос); «Калевала» (финский эпос); «Эдда» (исландский эпос); ирландские саги; «Шахнамэ» Фирдоуси; «Божественная комедия» Данте; «Роман о Тристане и Изольде» Бедье; «Гаргантюа и Пантагрюэль» Раб^ ле; «Дон Кихот» Сервантеса; «Король Лир», «Гамлет», «Отел-ло», «Ромео и Джульетта» Шекспира; «Сонеты» Петрарки; «Эмилия Галотти» Лессинга; «Овечий источник» Лопе де Вега; «Сид» Корнеля; басни Лафонтена; «Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве» Мольера; «Потерянный рай», «Возвращенный рай» Мильтона; «Робинзон Крузо» Дефо; «Путешествие Гулливера» Свифта; «Фауст», «Страдания молодого Вертера» Гёте; «Разбойники», «Коварство и любовь», «Вильгельм Телль», «Валленштейн» Шиллера; «Грех господина Антуана» Жорж Санд; «Песни» Беранже; «Айвенго», «Квентин Дорвард» Вальтера Скотта; «Чайльд Гарольд», «Шильонский узник», «Дон Жуан» Байрона; «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеется», «Труженики моря» Гюго; «Красное и черное», «Пармская обитель» Стендаля; стихи Фрей-лиграта; стихи Веерта; «Гобсек», «Отец Горио», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», Бальзака; «Записки Пикквикского клуба», «Оливер Твист», «Давид Копперфильд» Диккенса; «Ярмарка тщеславия» Теккерея; «Пан Тадеуш» Мицкевича; «Книга песен», «Германия» Гейне; «Бранд», «Кукольный дом», «Пер Гюнт» Ибсена; «Синяя птица» Метерлинка; «Витязь Янош» Петефи; «Тиль Уленшпигель» Шарля де Костера; «Старинные чешские предания» Ирасека; «Император и пролетарий» Эминеску; «Воспитание чувств», «Госпожа Бовари» Флобера; «Агасфер» Эжена Сю; «Огненный столб» Киносита Иаоэ; «Жерминаль», «Западня» Золя; «Жизнь», «Милый друг», «Пышка» Мопассана; «Тарта-рен из Тараскона» Доде; «Без семьи» Гектора Мало; «Приключения Тома Сойера» Марка Твена; сказки Андерсена; «Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу; стихи Уолта Уитмена; «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан», «Пионеры», «Прерии» Купера; «Всадник без головы», «Морской волчонок» Майн Рида; «Пятнадцатилетий капитан», «20 тысяч лье под водой», «Дети капитана Гранта» Жюля Верна; «Остров сокровищ» Стивенсона; «Пан», «Виктория» Кнута Гамсуна; «Борьба миров» Уэллса; сказки Шарля Перро; «Детские и семейные сказки» братьев Гримм; сказки Вильгельма Гауфа; сказки Гофмана; «Крушение» Рабиндраната Тагора, «Подлинная история А-Кью» Л у Синя; «Овод» Войнич; «Гайавата» Лонгфелло; «Американская трагедия» Драйзера; «Верноподданный» Генриха Манна; «Остров пингвинов» Франса; «Будденброки» Томаса Манна; «Сага о Форсайтах» Голсуорси; «Мортен Красный», «Дитте — дитя человеческое» Нексе; «Мартин Иден», «Северная Одиссея» Джека Лондона; «Жан Кристоф», «Кола Брюньои» Роллана; «Огонь» Барбюса; «Блуждающие звезды» Шолом Алейхема; «Бравый солдат Швейк» Гашека; «Мать», «Война с саламандрами» Чапека; «Игра с огнем» Пуймановой, «Семья Оппенгейм», «Сыновья», «Иудейская война» Фейхтвангера; «Седьмой крест», «Мертвые остаются живыми» Анны Зегерс; «Репортаж с петлей на шее» Фучика; «Старик и море» Хемингуэя; «Спартак» Джованьоли; «Легенда о Габриэле Пери» Луи Арагона; стихи Пабло Неруды; стихи Николаса Гильена; стихи Иоганнеса Бехера; «Сердце, врученное бурям» Хосрова Рузбеха; «Приключения Вернера Хольта» Нолля; стихи Ю. Тувима; «Немцы» Л. Кручковского; «Добрый человек из Се-зуана» Б. Брехта; «Три товарища» Ремарка; «Земля людей» Экзюпери; «Мальчик из Джорджии» Колдуэлла; «Зима тревоги нашей» Стейнбека; «Над пропастью во ржи» Селинджера.

Подавляющее большинство наших учеников в годы отрочества и юности прочитывают эти книги.

Литература учит жить, становится учебником жизни благодаря тому, что восприятие художественного образа пробуждает эстетические и нравственные чувства в их тесном единстве.

Чтение, слушание художественного произведения — своеобразный творческий процесс: ученик, читающий литературное произведение, наполняет слово страстью своего сердца — он или восхищается красотой, благородством, нравственным величием, или же испытывает чувство возмущения, негодования.

Вот почему мы придаем исключительное значение чтению художественных произведений и на уроке и дома.

Чтение и вслух и про себя — главный этап эстетического и идейного восприятия художественного образа. Учитель учит не только читать, но и воспринимать. Воспринимая тончайшие оттенки мыслей и чувств, ученик проходит своеобразную школу воспитания чувств." //Василий Сухомлинский//


Пока из этого списка я прочитал только три произведения: "Руслан и Людмила" Пушкина, "Голубая чашка" Аркадия Гайдара", "Приключения Тома Сойера" Марка Твена,   сказки Вильгельма Гауфа и сказки Шарля Пьеро.