Ч. 19d. Жизнь в пгт Шерловая Гора

Дарима Базарсадаева
Во время проведения изыскательских геологических работ для строительства железной дороги в Забайкалье (строительство ж.д. с 1897г) были открыты залежи бурого угля. Они добывались сначала закрытым, шахтным способом, но из-за пожаров, с 1928 г., их добыча была прекращена. Добыча угля вновь началась с 1957 г.

С закрытием, в 1993 г. прошлого века, Шерловогорского ГОКа, основным градообразующим предприятием поселка Шерловая Гора стало Акционерное общество Харанорский угольный разрез. В настоящее время, это крупный хозяйствующий субъект угольной отрасли, которое входит в состав Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК). В современности на угольном пласте протяженностью около 2,4 км в сутки добывается около 100 ж.д. вагонов угля. Это 7, 5 тонн.

Добытый на Харанорском угольном разрезе уголь является топливом и для основного градообразующего предприятия пгт Ясногорск - Харанорской ГРЭС.

До революции территория поселка входила в состав Нерчинско-Заводского округа Забайкальской области (с 1922 г. — Забайкальской губернии). В 1923 г. она была включена в границы Бурят-Монгольской АССР, вошедшей в 1930 г. в Восточно-Сибирский край, при этом территория поселения была включена в состав Агинского аймака. С образованием в 1937 г. Читинской области поселок Шерловая Гора вошел в границы Борзинского административного района, ныне Забайкальского края.

Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р (ред. от 13.05.2016) «Об утверждении перечня моногородов», пгт Шерловая Гора включен в список моногородов Российской Федерации с риском ухудшения социально-экономического положения.

С 1956г. работает Шерловогорская ТЭЦ, обеспечивающая теплом, водой все население, школы, больницы и другие объекты соцкультбыта поселка. В поселке имеются предприятия, производящие хлебопекарную продукцию, кондитерские изделия, мясные полуфабрикаты. В 2015 году был открыт убойный цех КРС.

Для детей работает Детская юношеская спортивная школа, Дом творчества, школа искусств, оборудован стадион.

В поселке ранее всегда работали две участковых больницы; поликлиника с детской консультацией - в которой работала многие годы моя тетушка после ухода с должности операционной медсестры по окончании Борзинского медучилища. Но в эту поездку, в связи с тем, что тетушка уже пенсионерка, я как-то не вникла, сохранились ли ныне в поселке все прежние медучреждения. Вероятно, они тоже подверглись всяческой оптимизации на современный лад.

Построены церковь и две часовни.

Жители поселка городского типа Шерловая Гора теперь работают в основном на Харанорском угольном разрезе, где бурый уголь добывается только открытым способом.

Получилось так, что семья младшей сестры моей мамы после ее замужества на всю жизнь связана с горнодобывающей промышленностью.
 
Дядя Коля, супруг тетушки, всю жизнь работал шахтером на Харанорском угольном разрезе, очень долго страдал силикозом, болел и довольно рано скончался. Именно он в мои школьные годы показал мне Харанорский угольный разрез - свое место работы, где уголь добывался открытым способом. Виды вскрытой, разрытой вширь и в глубину земли поразили меня до ужаса, показались фантастическим ландшафтом.

Давно-давно, до перестроечных времен, у них, как и у многих жителей поселка, живших в частном секторе и в благоустроенных домах, была кое-какая живность, например, корова. Личный скот - коровы, свиньи, куры, жителей многоквартирных домов содержались в постройках (стайках) на склонах сопки, выше жилого сектора. Но потом все стали жить как горожане, только некоторые жители стали обзаводиться дачными участками, выделявшимися довольно далеко от поселка.

Тетушка с супругом помогали семье младшего сына вырастить двух сыновей и дочь – они уже получили образование, профессии, обзавелись семьями. Теперь она помогает им в воспитании шестерых правнуков (может быть, их уже больше, а я и не знаю пока!). И по прежнему тетушка моя помогает, консультирует уже выросших земляков, раньше бывших детьми на ее участке, а ныне обращающихся к ней за помощью-советом, когда заболевают их дети, внуки.

Их старший сын Володя с малолетства был художественно одаренным, талантливым ребенком. В школьные годы, в наши редкие встречи, я видела, как он постоянно вырезал даже из подобранных им где-то брусочков дерева всевозможные красивые фигурки животных – овечки, ягненка, собачки и др. Причем буквально за минуты, маленьким острым ножом.

Во взрослой жизни Володя стал камнерезом Шерловогорского горнообогательного комбината, создавал практически вручную, с применением для обработки камней разных станков, уникальные образцы художественного творчества. Разные сувенирные поделки из драгоценных и полудрагоценных камней. Самые простейшие – наборы из разных камней, добывавшихся на ГОК, гладко им обработанных и в виде маленьких яиц, цилиндров, кубиков, упакованных в коробочки. В музее ГОКа было много созданных им экспонатов, мне еще запомнились кусочки зеленоватого полевого шпата, на подставке, осыпанные настоящим золотым песком, как в природе.

Как видно из открытых источников, ГОК занимался торговой деятельностью, значит продукция, создаваемая братишкой, шла в торговую сеть комбината. А он терял здоровье, беспрестанно дыша уже не угольной пылью, как отец, а каменной… .

Володя безвременно скончался, проработав некоторое время после закрытия Шерловогорского ГОКа в других местах, на Сахалине, на такой же работе.

Их младший сын Баир связал свою жизнь после службы в армии также с Харанорским угольным разрезом. В редкие встречи в первые годы его работы на шахте на угольном комбайне помощником машиниста, а затем машинистом, я видела, как братишка возвращался с работы абсолютно весь в угольной пыли, копоти, так что блестели только белые зубы и сверкали глаза. Как будто бы он был выходцем с черного африканского континента. Мне становилось страшновато видеть его таким – ведь никакого здоровья надолго не хватит ежедневно забивать дыхательные пути угольной пылью! Как его отец и многие другие шахтеры.  Поражалась, думала, говорила, как же так, неужели на предприятии нет никакой техники безопасности!

Ныне братишка все также, почти 30 лет, работает на Харанорском угольном разрезе, но возвращается с работы уже помывшись, переодевшись после смены. Работает в спецодежде шахтера, техника безопасности улучшается. За большой личный вклад в развитие топливно-энергетического комплекса Забайкальского края, не только добывая уголь, но и внося рационализаторские предложения, ранее он неоднократно поощрялся, был награжден знаком «Шахтерская слава» Ш степени, стал бригадиром, наставником молодежи. Вместе с супругой Цыцыгмой, родом с Адун-Челона, библиотекарем по профессии, они вырастили троих детей, теперь помогают им растить, воспитывать внуков.

03.08.1916г. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина Цыдыпову Баиру, машинисту экскаватора АО «Разрез Харанорский», входящего в состав Сибирской и угольной энергетической компании, присвоено высокое звание Заслуженного шахтера России.

Фото: Харанорский угольный разрез. Открытая добыча угля (фото из интернета).

Продолжение следует.