13. 3 Психологические теории внимания

Лариса Болотова
              Рассмотрим несколько психологических теорий внимания.

Первая МОТОРНАЯ теория внимания.

«Одну из наиболее известных психических теорий  внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость».

                Действительно, это так. Если мы чем-то раздражены, то внимание у нас ослабляется, и мы допускаем ошибки в действиях, которые в данный момент выполняем, до тех пор, пока не успокоимся.

«Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. «Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения».

                Страсть, удовлетворение не являются ли они какими-то сущностями или может быть программами.

«Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определёнными изменениями физического и физиологического состояния организма.

Для Т. Рибо было особенно характерно подчёркивание значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний … Имея это в виду, концепцию Рибо можно назвать психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.  Интеллектуальное внимание, кроме того, влечёт за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояние сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне».

                Что отвечает за поддержание внимания? Сознание?

«Основную роль движений в акте внимания Т. Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением.   Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чём-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

Двигательный эффект внимания, по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с  прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание».

                Следующая теория - это теория УСТАНОВКИ.


«Теория установки предложена Д.Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояний преднастройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объёму, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более лёгкий шар, на этот раз покажется более тяжёлым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во всех отношениях будут одинаковы. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определённая установка на восприятие веса предметов».

                Думаю, такой эффект связан с памятью. Организм человека запоминает реакцию на вес предмета (возникает установка) и в последствие для определения веса предмета идёт сравнение его веса с весом предшествующего предмета. 

«УСТАНОВКА, по мнению Д.Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта, тем не менее, могут возникать вполне определённые психические состояния, чувства, мысли, образы. «На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчётливости для того, чтобы  быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации».

 С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективизации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определённого образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда и название – «объективизация»)».

                Третья психологическая теория внимания.

«Интересную теоретическую концепцию внимания предложил П.Я. Гальперин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему.

1 Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющего в данный момент времени в психике человека.

2 По своей функции внимание представляет собой контроль за содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляет внимание как таковое.

3  В отличие от других действий, которые производят определённый продукт, деятельность контроля, или внимания, не имеет отдельного, особенного результата.

4 Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращённым. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5 Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создаёт возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

6 Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, то есть форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

7 Для того чтобы сформировать новый приём произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить её ход и результаты, разобрать и реализовать соответствующий план.

8 Все известные акты внимания, выполняющие функции контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий».

                Внимание переключатель программ? Под новыми умственными действиями имеется в виду проявление воли человеком?

                Участвует ли внимание в работе высших чувств, таких как чувство пространства, чувство времени, интуиция и озарение?

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 176).