Пережить кризис

Виталий Друг-Ой
Самое главное препятствие в жизни каждого человека- он сам.
Дуглас Кеннеди "Жар предательства".


Это не учебное пособие по выживанию в кризисе. Скорее, просто, попытка поддержать всех тех, у кого порой или в данную неделю, или в этом месяце опускаются руки, или возникло ощущение собственной бесполезности, или даже состояние, близкое к депрессии.
Я - не психолог, не имею к этому никакого профессионального отношения. Но мне помогает немалый жизненный опыт. Вот им то я и попытаюсь с вами поделиться. А будет интересно, или вы прекратите читать на первых строках - это уже не моя забота. Уверен лишь в том, что тому, кому мой опыт пригодится и поможет выживать, тот возможно мысленно или в рецензии поблагодарит и забудет обо мне и моей работе, уже этого мне будет вполне достаточно. А если кому-то слишком не понравится этот монолог, и даже захочется поспорить или написать нелестный отзыв, буду особенно рад. Ведь моё творчество и мои мысли, записанные здесь, повторюсь, - это не учебник по выживанию в кризисе. Это вызов на разговор и эмоции, попытка расширить ваши взгляды, желание помочь преодолеть трудный жизненный период самим себе. У кого-то он слишком затянулся, у кого-то только-только начался, а кто-то вроде бы и преодолел всё, но остались плохо заживающие раны. Однако все мы плывём в одной маленькой лодке и в одном направлении к счастью и душевному равновесию, к желанию быть любимыми и удачливыми, уверенными в себе и способными противостоять невзгодам, болезням, финансовым и любовным потерям, которые подстерегают даже самых удачливых из нас.
  Что такое удача? Для одного - это выигранный приз, повышение в должности, для другого - неожиданная встреча, или долгожданная любовь, или творческая удача, а для меня - это выход из кризиса. Ведь если жизнь многие представляют как зебру или американские горки с подъёмами и падениями, то разумно предположить, что как бы мы не были удачливы или уверены в завтрашнем дне, однажды или многократно случаются эти падения. Порой они очень жёсткие и болезненные. Порой настолько выбивающие нас из равновесия, что кажется уже никогда не увидишь солнца среди сгустившихся туч. Но всегда рано или поздно наступает солнечное утро. Зависит ли это счастливое солнечное утро от нашего настроения или оно наступает безусловно? Может быть просто затянувшаяся до него ночь принесла нам бессоницу или жуткие ночные кошмары? В итоге мы и солнцу уже не рады, не замечаем весенний прохладный денёк. Ведь чтобы отойти от кошмарной ночи нужно не только время, но и желание измениться.
А как изменить своё отношение к жизненным кризисам, если они на нас наваливаются один за другим, как огромные волны на маленькую лодку, пытаясь перевернуть и утопить в море отчаяния и горя, болезней и неудач?
 Начну с того, что сам я неисправимый оптимист, верящий, что жизнь с трудностями и проблемами - это единственная настоящая жизнь, подаренная нам нашими родителями не ради кайфа и удовольствий, а для роста физического и духовного, для продолжения рода человеческого, для совершенствования, а не деградации.
Но что, если окружающий нас мир в очередной раз скатывается в пучину кризисов: экономические проблемы, войны, безработица, эпидемии, болезни, преступность...
Перечислять можно до бесконечности. Но давайте всё же посмотрим на способы и решения выхода из кризиса, а не на его формы. Ведь по сути любой кризис затрагивает в первую очередь наше психологическое состояние и только потом физическое и материальное.
Многие писатели-психологи, (настоящие, а не такие любители как я) от Фрейда и Юнга до правнучки Фрейда - Мишель, утверждают, что наша психика способна вызывать или вылечивать физические болезни вплоть до смертельных заболеваний. Всевозможные самовнушения и медитации порой помогают преодолеть даже раковые и сердечные заболевания. Не буду с ними спорить, но и агитировать за медитацию тоже не буду. Пусть на меня обидятся Тибеские монахи, Индийские йоги и те, кто пытается внедрить их философии в современный "Западный" мир. Не знаю как кто, но сам я отношусь к большинству тех людей, которые воспитывались на материализме, при этом любящие фантастику и фэнтези, но допускающие большую вероятность существования инопланетного разума и вселенского взрыва, нежели божественного начала. Конечно, если принимать божественное начало как фольклор или фэнтези, то можно допустить и его, но тратить время на вымаливания грехов уж точно не стану. И пусть мне далеко до святых, на мой взгляд, святость определяется не верой и самоуничижением или самоистязанием ради духовного роста, а самим духовным ростом. Только ростом не в сторону определённой религии, ведь все религии такие разные, а в сторону человеколюбия и добра, которые как ни привязывают к религиям, родились задолго до возникновения оных.
 По сути первобытный человек, живший сотни тысяч лет до нас, почти ничем не отличался от нас, разве что образованием. Но наше образование не поможет нам выживать в холодном тёмном лесу среди хищников. А для них это был дом родной. Так что и у нас есть чему поучиться у первобытных людей. Они были ближе к природе, и до того как их шаманы начали придумывать религии для объяснения жизни и смерти, они были более счастливы, нежели мы хотя бы потому, что просто не задумывались о счастье.
Может быть понятие счастья тоже придумали шаманы? Думаю - вряд ли. Ведь счастье противоположно горю. А горе случалось и тогда, когда мамонт наступал на их близкого родственника, или один из них умирал от болезни.
Соответственно, когда кто-то из них избегал смертельной опасности, он и его близкие уже были счастливы.
Тогда почему же сегодня мы так несчастны лишь из-за увольнения с работы или конфликта с дорогим сердцу человеком? Давайте сразу
 отбросим все надуманные "несчастья" современного общества, связанные с межличностными отношениями в обществе. Конечно, когда из первобытной общины выгоняли кого-то и он в своём одиночестве был обречён на смерть, есть сходство, но оно надуманное. Просто ему было намного сложнее найти другую общину, к которой можно было присоединиться. А нам найти другую работу намного легче. Пусть она будет не по специальности и менее престижная, менее оплачиваемая, но достаточная для выживания. Что касается любимого человека, то и тут выбор остаётся за нами. В современном мире можно найти пару при желании, а можно пожить и в одиночестве. От этого ещё никто не умирал. Наоборот, у любого состояния есть свои плюсы. Просто смотрите на полную половину стакана, ведь на пустую смотреть бесполезно. И верьте не в рай после смерти, а в то, что до смерти ещё не так уж мало дней, и эти дни стоит прожить от души и сердца, а не ставить на себе крест. Берегите себя и своё доброе настроение. В этом настрое, собственно, и вся суть выживания в любом кризисе. Будь то душевный, физический или какой нибудь ещё кризис. Спросите об этом у неандертальцев и кроманьонцев, когда изобретут машину времени. А пока поверьте мне на слово. Ведь доказывать такие выводы буду не я, а вы сами. Я лично себе уже это доказал, прожив более полувека счастливо, что и продолжу делать. Хотите верьте, хотите нет, но я живу в вечно воюющем Израиле большую часть жизни, уже полгода не могу найти работу по своей специальности, даже опустив планку в зарплате до минимума, закончились пособия по безработице, и нужно срочно найти хоть какую-то работу, с женой не живём много лет, но и не разводимся, дочка меня считает неудачником, но любит, пес лает по ночам и не даёт спать не только соседям, но и мне, все мои способности к творчеству от рисования, написания стихов и прозы не принесли мне ни копейки... Мог бы перечислять и перечислять до бесконечности. Но я смотрю на полную половину стакана. У меня есть крыша над головой, к тому же без долгов, на еду пока хватает, отличная почти новая машина, подписан договор о новой работе, пусть без даты, но обещали вернуться в ближайшие пару месяцев. Благодаря собаке я гуляю три раза в день, дышу свежим весенним воздухом, наслаждаюсь слушанием аудиокниг в наушниках, пишу об этом вам и надеюсь, что вы тоже сможете, после перечисления минусов, перечислить множество плюсов из своей жизни. Начните с того, что вы живы и способны улыбнуться. А остальное придёт. Главное - не забывать про полную половину стакана и продолжать жить с добром и уважением к самому себе и тем, кто вас окружает. Счастья вам.