Фамилия. Глава 17

Любовь Тарасова-Горина
Курская дуга... 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 года.    Исторические и литературные источники   утверждают:  по своему  ожесточению и упорству  в борьбе  эта битва не имеет себе равных.  В июле-августе 1943 года войска Центрального, Воронежского и Степного фронтов генералов Рокоссовского, Ватутина и Конева нанесли поражение немецким армиям в Курской битве, окончательно переломив ход войны.

Битва шла  на территории Курской, Орловской, Белгородской, Харьковской областей*
.
                ***
Эта битва была еще впереди.  А сейчас поезд шел на запад,  на фронт.  Косте не терпелось скорее добраться до своей части, однако состав вдруг остановился: впереди железнодорожное полотно было разрушено немецкой авиацией.  Нетерпеливых новобранцев оказалось двое: наш Константин и еще  один парень, имя которого осталось неизвестным. Перекинув мешки за плечо, они отправились пешком к своему месту назначения. По дороге в каком-то городке наткнулись на разбомбленный склад с сахаром.  «Вот повезло», – решили парни, остановившись возле  большой груды рассыпанного сахара.
 
– По дороге сахар меняли на самогон, – рассказывал потом брат. – Идти  стало веселее.
 
Так и дошагали до места своего назначения: прибыли в 318-й стрелковый полк 241-й стрелковой дивизии.  Константина  определили в полковую связь. Дивизия в составе 53-й армии участвовала в боях против немецкой 16-й армии на Демянском выступе в первые месяцы 1943 года. 31 января немецкое верховное командование приказало эвакуировать Демянский выступ в связи с окружением 6-й армии генерала Паулюса под Сталинградом.

…Машина-будка, в будке  радист  работает телеграфным ключом, передает донесения из штаба полка, принимает приказы вышестоящих командиров. Костя несколько тяготился такой работой: все воюют,  жизни не щадят,  героизм проявляют, а он сидит в этой будке, как суслик в норе, ключом азбуку Морзе выстукивает... Единственное разнообразие вносила передислокация штаба полка, когда надо было передвинуться  на «телеграфной» будке в другое место, заехать в лес и зарыть её в землю чуть ли не по самую крышу, чтобы враг не обнаружил, и снова стучать и стучать ключом до следующего переезда.

– Война уже почти два года идет, – раздумывал он, – мне уже почти 22 года, а я войны толком не видел, только рою ямы и сижу в них. Потом и рассказать нечего будет...

После таких раздумий Константин начал писать рапорты своему полковнику  с просьбой отправить его на передовую. Один за другим. И добился своего,  наконец, перевели его в  подчинение командира роты.

Проходила как-то рота по кукурузному полю, выдвигалась на новую линию фронта. Дошли до определенных позиций, не успели окопаться, как командир потребовал: «Связь мне!»  Метнулся Костя выполнять приказ, а не тут-то было: антенна у рации исчезла. Потерялась где-то в зарослях кукурузы,– то ли выкрутилась из резьбы, то ли зацепилась за высокие растения да и выпала.
 
– Не найдешь антенну, – расстреляю! ...

Командир слов не выбирал, да и Костя  сам уже не чуя  ног,  бежал назад, в кукурузное поле. Долго ли он там блуждал, но антенну принес в целости и сохранности, связь была восстановлена, а солдатик был прощен.

После  немецкой эвакуации  Демянского выступа у Красной Армии остались здесь избыточные силы.  А на центральном участке фронта  создалась трудная ситуация: после определенных успехов советских войск в конце зимы  фашистские войска вполне могли ликвидировать  эти успехи. И тогда 241-ю дивизию вместе с  ещё четырьмя другими перевели в резерв Верховного Главнокомандования  для передислокации в Курскую область. Дивизии вошли в состав 27-й армии.

Курская битва началась 5 июля.
 
Приказ от 6 августа предписывал 27–й армии вместе с четвертым гвардейским танковым корпусом наступать на юго–запад в направлении Ахтырки. Подразделения панцергренадерской дивизии Gro;deutschland вместе с 51-м тяжелым танковым батальоном (Tiger Is) прибыли из района Карачева 7 августа  и приняли участие в боях против 27-й армии в районе Большой Писаревки. После ликвидации немецких войск в Борисовке армия продолжила наступление на юго-запад вдоль реки Ворсклы, освобождая Большую Писаревку, –  важный узел дорог с твердым покрытием.
 
Знающие люди говорили, что самая опасная работа на фронте была у связистов.  Они налаживали связь между подразделениями, командными пунктами  и в случае обрыва исправляли её повреждения. Обычный полевой провод  при артиллерийском налете  частенько рассекали осколки  снарядов, и под градом  пуль и тех же снарядов связисту приходилось искать обрыв, восстанавливать связь. Едва вернулся, едва перевел дух, а тебе опять сообщают: где-то снова обрыв... И снова нужно  идти, бежать, ползти под сумасшедшим огнём.

В  смертельной  битве на Курской дуге рядовой  Константин Горин налаживал связь. Она стала его последней битвой в этой войне.

Утром 8 августа наша армия  преследовала фашистские подразделения двух пехотных дивизий вдоль обоих берегов  Ворсклы, а 10 августа  обошла с северо-запада и юга опорные пункты немцев, разгромила их гарнизоны и открыла путь для последующего развития наступления на Ахтырку и Котельву.
 
Константин устранял очередной порыв провода, как где-то совсем рядом громыхнул снаряд: взлетела земля и взлетела рация, и всей своей массой они обрушились на Костю.  Всё тяжёлое  снаряжение радиста, падая на него, жестоко повредило  колено, то самое,– больное с детства. Взрыв, мрак, контузия...

Константин Горин был эвакуирован с поля боя и  выбыл из своей части 11 августа 1943 года в сортировочный госпиталь СГ 1823.  В этот день, 11 августа, 4-я гвардейская танковая дивизия, действовавшая вместе с армией, ворвалась на восточную окраину Ахтырки. Подразделения армии вышли на новую линию, преодолев более 50 км за четыре дня.

Долгое пребывание в  госпитале, в городе Баку, в  то время – столице Азербайджанской советской республики.   Комиссованный из армии,  Константин приехал в Новый  Кошкуль.  Дома его ждала жена и двухлетняя дочка Галя. Нужно было  привыкать к трудной тыловой жизни. Константин вернулся к своей мирной профессии радиста.
 
Его армия закончила боевой путь 9 мая 1945 года освобождением города Летовице в 100 километрах от Праги



* Для наступления немцы выделили свыше 400 танков и самоходных орудий новых типов – “Тигр”, “Пантера” и “Фердинанд”. Всего они задействовали 10 тыс. орудий, 2000 самолетов, 2700 единиц бронетехники и почти 1 миллион солдат.
Советское командование имело превосходство в живой силе (1,3 миллиона солдат), танках (от 3.5 до 5 тыс.) и орудиях (от 20 до 27 тыс.).
Потери вермахта составили: 30 отборных дивизий, в том числе 7 танковых, свыше 500 тысяч солдат и офицеров, полторы тысячи танков, более 3,7 тысячи самолетов, 3 тысячи орудий.
Потери советской армии были выше. С битвы не вернулись 863 тысячи человек. Под Курском  Красная   Армия потеряла около 6 тысяч танков.