Моя родословная. Деяновы. Костино

Надежда Корычева
     Деревня Костино стоит на левом берегу Волги. Здесь жили мои бабушка и дедушка. Здесь родилась моя мама, Александра.
     Бабушку Пелагею Сергеевну Деянову я знала только по чёрно-белому фотопортрету. В деревянной рамке под стеклом он висел в передней, на стене, в ряду с другими фотографиями родственников по маминой линии.      
Умным спокойным взглядом с портрета смотрела красивая молодая женщина, в простой крестьянской одежде. На голове платок, повязанный по-русски, с заломами у висков.    
       Бабушка умерла в 1933 году. Зимой, после бани выпила студёного домашнего кваса, который стоял в предбаннике, и случилось у неё воспаление лёгких.
      Остались сиротами три дочери. Маме было девять лет, младшенькой Евдокии – семь, старшей Анастасии – пятнадцать.
       Похоронили бабушку на прицерковном кладбище храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Завражье, Ивановской области*, в семи километрах от деревни Костино.
       В начале 30-х годов, кладбище попало под затопление.  Строительство горьковской ГЭС на Волге предполагало сооружение водохранилищ.
Привычное неширокое в этом месте русло реки вдруг разлилось на десятки километров и стало похоже на море. Много сёл и деревень, расположенных на левом пологом берегу Волги ушло тогда под воду.
      Жителей предупреждали заранее, но переезжали они неохотно, до последнего надеясь, что этого не произойдёт. Избы раскатывали по брёвнам, нумеровали и  перевозили  в места, которые, согласно плану строительства ГЭС, не попадали в зону затопления.
       Избу перевезти можно, а погост как перевезёшь? 
       Мама так и не смирилась с этой утратой и всю жизнь повторяла одни и те же слова, которые я запомнила наизусть: «Если бы мне сказали, иди и голыми руками откопай маму из земли, я бы, не задумываясь, это сделала, только бы ещё раз её увидеть».
       Говорила эти слова моя мама, выставляя перед собой руки, как доказательство готовности совершить это в любой момент. Так она время от времени выплёскивала свою душевную боль, что росла сиротой, не зная материнской ласки, и что не осталось даже могилки, куда можно прийти и поклониться.
       Дедушка Давыд Капитонович после смерти своей Пелагеюшки так и не женился, а невест в округе было хоть отбавляй, и вдов после войны прибавилось. Так один и воспитывал трёх дочерей.
К своему отцу они всегда относились с уважением и обращались ласково, называя его тятенькой.       
       Старшая из сестёр Анастасия стала для младших няней. До конца дней они так и называли её - Нянька.
       Младшую окликали Душкой, а маму всегда называли полным именем – Александра. Не пристало городскую особу называть иначе.
       Волею судьбы из родных мест мама переехала в город. Решение о переезде не было добровольным.
По разнарядке Сельсовета семнадцатилетнюю маму и ещё несколько девушек и парней направили во Владимирскую область работать на мелеховские карьеры в Ковровский район.
Через несколько месяцев маму перевели во Владимир, где в 1943 году началось строительство тракторного завода.

       Там они и познакомились с моим будущим папой, Николаем.

       PS.  Спустя много лет я узнала, что в селе Завражье 4 апреля 1932г. родился Андрей Арсеньевич Тарковский, который стал известным на весь мир кинорежиссёром.  Он был крещён в местном храме  Рождества Пресвятой Богородицы, возле которого в 1933г. и была похоронена моя бабушка Пелагея Сергеевна.
       Почему-то Андрей Тарковский не любил упоминать место своего рождения и не приезжал навещать свою малую родину.
       А малая родина его не забыла.
       В 2022 году к  90-летию со дня рождения Андрея Тарковского в Завражье был установлен памятник известному кинорежиссёру.

* До 1936г.  село Завражье территориально относилось к Ивановской области, в настоящее время это Костромская область.


Апрель 2024г.


На фото храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Завражье, Костромской области.