Защитнику московского неба посвящается

Андрей Емельянов 4
    На легендарном Бородинском поле, где русские воины били врага в 1812 и 1941 гг., у деревни Доронино находится памятник  «Летчикам-истребителям — защитникам неба Москвы и Подмосковья», посвящённый подвигу лётчика 172-го истребительного авиационного полка (ИАП) младшего лейтенанта Силантьева. Свое бессмертие обрел и его однополчанин — старшина Дмитрий Иванович Латышев, которого по праву можно назвать героем и защитником Москвы.
   Свое летное мастерство Д,И.Латышев оттачивал вместе с курсантами в Борисоглебской Краснознаменной авиационной школе имени В.П.Чкалова, где он учился с 1940 по 1941 гг. Здесь  будущих летчиков обучали пилотированию в различных условиях, групповым полетам в составе звена, основам воздушного боя, они приобретали необходимую практику полетов по маршруту. За полтора года до начала войны  вышел приказ наркома  обороны   маршала Тимошенко
№ 0362 «Об изменении порядка прохождения службы младшим и средним начальствующим составом в ВВС Красной Армии», в соответствии с которым выпускнику училища Латышеву вместо звания «младший лейтенант» или «лейтенант» было присвоено звание «сержант».               
    22-летний  москвич Дмитрий Латышев с октября 1941 года героически сражался с немецкими оккупантами на ближних и дальних подступах к Москве. Так, в составе резервной авиагруппы полковника Сбытова, созданной на базе ВВС Московского округа, прикрывал с воздуха Можайский рубеж обороны Западного фронта, кратчайшее к столице направление. Обеспечивал  боевые действия наших наземных войск под Тулой, Серпуховом, Малоярославцем, Наро-Фоминском. Последним этапом Московской битвы стала Ржевско-Вяземская стратегическая наступательная операция, где Латышев принимал участие в составе 172 ИАП. Он не только сопровождал наших штурмовиков во время вылетов своей группы, но и наносил фашистам большой урон в живой силе и технике. О героизме и  мужестве Дмитрия Ивановича можно судить хотя бы по таким строкам из его наградного листа: "С начала военных действий имеет 61 боевой вылет, из них 24 на штурмовку войск противника и его аэродромов. Общий боевой налет— 35 часов".
       На фронте часто случались критические ситуации, когда жизнь военного летчика буквально висела на волоске, именно в эти считанные мгновения с наибольшей силой проявлялись лучшие качества воздушных пилотов. С героем моего повествования произошел такой эпизод. Во время очередного боевого задания, когда он пролетал над вражеской территории, его самолет заметили и подняли в воздух для перехвата 3 немецких истребителя «Мессершмитт-109». Завязался упорный воздушный бой, в этой схватке самолет Латышева подбили, а сам он получил ранение в голову. Несмотря на это, наш пилот сумел благополучно посадить поврежденный самолёт на своем аэродроме, тем  самым сохранив боевую машину.
      Командование 172 ИАП представило Дмитрия Ивановича к ордену Боевого Красного Знамени. Но окончательное решение было за Военным Советом Армии, который  своим указом удостоил его другого ордена — Красной Звезды, самой массовой награды Великой Отечественной войны (посмертно).
     Дмитрий Латышев не вернулся с боевого задания 18 марта 1942 г., извещение с такой формулировкой получили его родные, и по сей день дальнейшая судьба старшины Латышева остается неизвестной. В процессе работы над очерком мне не доставало документа из Подольского архива Министерства Обороны РФ, который смог бы пролить свет на причину и предполагаемое место гибели Дмитрия Ивановича Латышева. Помощь пришла от его правнука, который любезно предоставил нужное дело. Дмитрий, названный в честь своего прадеда и занимающийся его поисками, надеется когда-нибудь поклониться его последнему приюту. Из этого донесения следует, что в тот роковой день пятёрка 172 ИАП под командованием старшего лейтенанта Петрова (три ЛаГГ-3, один Як-1, один Як-7) имела задачу произвести разведку и штурмовку войск противника по дороге Ивановское —  Гжатск (г. Гжатск находится на железнодорожной магистрали и является важным узлом шоссейных и грунтовых дорог). Немцы сконцентрировали вокруг Гжатска большие силы, тем самым превратив его и окрестности в мощный укрепленный район. К цели следовали — впереди звено ЛаГГ-3, в клину справа пара Як-1 и Як-7. Подойдя к станции Мятлевская (станция Московской железной дороги в Износковском районе Калужской области), группа была по ошибке обстреляна своей зенитной артиллерией и одновременно атакована со стороны солнца сзади пятью «Мессершмиттами-109». Истребители противника были замечены нашими летчиками в момент атаки. В итоге командир группы — старший лейтенант Петров был подбит в воздушном бою (вероятное всего, совершил вынужденную посадку), левый ведомый — сержант Кубарев и правый ведомый —лейтенант Кудинов также  сбиты, лейтенант Карасёв на Як-1 сбит своей же зенитной артиллерией. После первой атаки самолет Як-7  старшины Латышева исчез с поля зрения, а сам летчик не вернулся с боевого задания. По горячим следам были организованы поиски пилота Дмитрия Латышева, облет и наземное обследование мест вероятного падения его самолета, но все попытки найти его оказались безуспешными.
      А спустя 60 лет в деле летчика Латышева забрезжил маленький лучик надежды. Под Наро-Фоминском в 80 км от места, куда вылетали летчики 172 ИАП в тот роковой день, поисковики нашли останки советского самолета времен Великой Отечественной войны. Место падения самолета начали активно исследовать, так были найдены: летный компас, габаритный фонарь, разбитая на несколько частей бронеспинка, детали бортовых приборов и двигателя. «На одном из фрагментов черной краской через трафарет мы увидели набитый заводской номер самолета. К сожалению, полностью его не видно, но две цифры — это уже что-то для нас.  Также на одном из фрагментов двигателя запечатлён четко просматриваемый номер 135-117», — рассказывает командир поисковой группы «Бумеранг»  М.Алексеев. Далее в результате изучения и сравнения узлов и агрегатов поисковикам удалось установить марку самолета — им оказался Як-7, он принадлежал 172 ИАП. Место падения самолета находилось рядом с линией обороны Красной Армии, видимо, летчик пытался максимально дотянуть боевую машину до расположения наших войск, чтобы не попасть в плен. В настоящее время ведется работа по установлению личности и судьбы пилота. Пожелаем поисковикам удачи в этом нелегком, но благородном деле.
     У погибшего Латышева остались беременная супруга Анна Георгиевна и четырехлетняя дочь Алла. Дмитрию Ивановичу не суждено было увидеть свою младшую дочь Татьяну, она родилась спустя 4 месяца после его гибели. Ставшая вдовой в 25 лет, Анна Георгиевна прожила ещё 64 лет и все эти годы бережно хранила память о том, кого любила, больше замуж она не выходила. В одиночку она вырастила двух дочерей, ставших достойными людьми, которые нашли свое жизненное призвание, обзавелись семьями. Из них ныне здравствует старшая дочь Алла Дмитриевна, недавно отметившая свой знаменательный юбилей. Большую часть своей трудовой жизни она проработала в школе учительницей географии, а ее полувековой педагогический стаж вызывает чувство восхищения и уважения у автора данного очерка, которому посчастливилось учиться у этого замечательного человека и наставника с большой буквы.
      Алла Дмитриевна вспоминает: «Отца я практически не помню, но по рассказам мамы, он был очень добрым человеком и прекрасным семьянином. С теплотой вспоминаю, как мама брала меня с собой, и мы шли встречать отца на проходную завода «Геофизика», где до войны он трудился. И вот из проходной навстречу к нам выходил высокий, красивый, улыбающийся отец. Он обнимал нас, а после этого меня маленькую  брал на руки, и мы шли пешком домой, благо жили рядом, это было неизменным ритуалом. Достойно нес ночную вахту, вставал, чтобы покачать и уложить меня, несмотря на то, что рано утром вставал на работу. С удовольствием кормил меня с ложечки, стирал пеленки, отец был защитой и опорой для всей семьи».
       Р.S. В честь бесстрашного пилота Латышева крупнейший российский производитель масштабных моделей «Звезда» выпустил уменьшенную копию самолета МиГ-3, этот истребитель Дмитрий Иванович получил от рабочих  авиаремонтного завода в  феврале 1942 г. за месяц до своей гибели. Фотографии увековечили памятные мгновения той торжественной церемонии передачи трёх отремонтированных  самолетов МиГ-3 лётчикам 172 ИАП, в составе которого присутствовал старшина Латышев. Один из снимков, где он находится в кабине боевой машины,  размещен в моем очерке.