Эссе на фильм Пришелец, 2024, ММКФ

Ева Коваль
Фильм «Пришелец»
Режиссёр Иван Соснин
Российское кино основного конкурса 46 ММКФ

Однажды мой весьма образованный друг высказал мысль относительно критериев оценки живописи. И главный критерий прозвучал как «Мне нравится, значит, картина хорошая». Если бы это сказал Вася Пупкин из деревни Васильки… мне было бы понятно. Но когда это сказал человек с красным дипломом закончивший серьёзный ВУЗ, гуманитарий, начитанный, насмотренный, всячески культурно наполненный и тд… вот здесь меня выключило. Как будто сломались все мои «правильные» представления об искусстве. С тех пор я сначала спрашиваю себя: «А мне нравится эта картина?» А потом уже подключаю свои теоретические знания.
Так вот мне понравился «Пришелец». Понравился тем, что он «живой» и «вкусный». Не назвала бы этот фильм произведением искусства, но смотрится он на одном дыхании, отвечает запросу души, наполняет, ну и он настоящий…
Решила написать это эссе исключительно потому, что не встретила на просторах интернета той рецензии, которая бы была созвучна моим мыслям.
У меня нет задачи написать полноценную рецензию, хочу лишь обрисовать некоторые любопытные мне моменты.
Первое, что покорило в фильме, это виды российской глубинки (действие происходит в каком-то небольшом городке или, скорее, деревне на Урале). Съёмки российской заснеженной глубинки с её почти первозданной красотой – для столичного зрителя это уже нектар души. Особенно, под саундтрек Игоря Масленникова и Тео Тао с её чистым небесным голосом (открытие для меня)…
В фильме показан основной конфликт между главным героем (Лёша, Максим Стоянов) и местными жителями, который в результате настолько накаляется, что угрожает жизни главного героя.
Жители этой местности, думаю, типичные для многих российских глубинок. Они годами живут своими сложившимися устоями и с трудом принимают новое. Здесь можно привести в пример картину Сурикова «Утро стрелецкой казни», датированную 1881 г., в которой события описаны 1698 г. Разница – почти 200 лет! А картина писалась по живым детским воспоминаниям художника (его детство прошло в Красноярске). Сегодня в Москве 2024 г. Но чем дальше от Москвы, тем больше время обернётся вспять, и где-то в глубинке, вы с удивлением обнаружите, что вернулись на несколько десятков лет назад.
Для России существует особая значимость семейственности, традиционных укладов, оберег своего, ценность рода и инертность в отношении новых веяний – дабы сохранить, уберечь своё, традиционное, родовое. И неважно, какое оно, хорошее, плохое, отсталое, вероятно, но оно своё, родное, по душе.
Так что если оценивать конфликт между местными жителями в фильме и главным героем с этих позиций, то с ними действительно всё в порядке, а Лёша (главный герой) дурачок (другой, чужой), представляет потенциальную опасность для них и их уклада жизни. И в этом глубинная суть их отношения к нему, а остальные, явные причины, мне видятся поверхностными.
Если с точки зрения общечеловеческих ценностей рассматривать героя и жителей, то он самый человечный из всех человеков там: и о бабушке заботится, и о цветах, и зла никому не делает, и землю, на которой живёт, любит и любуется ей, и жестокости не приемлет, и мусор собирает (из которого дом строит и свою «лабораторию»). Но люди, которые сильно отличаются от основной массы, как правило, не нравятся, сколько бы они добра ни приносили. И поэтому их проще назвать «дурачками» или «того», кодово давая понять «не наш».
Если рассматривать конфликт, исходя из моей картины мира, у главного героя просто космическая душа, а у местных земные души – отсюда и непонимание и столкновение. Поэтому он для местных изгой: его опасаются, но чаще над ним подтрунивают. Неземные (космические) души отличаются часто от земных тем, что они всё время стремятся «вверх», связаться со «своими», вернуться «домой», чувствуя, что их дом как будто бы где-то там, не здесь. И присутствует такая внутренняя необъяснимая глубинная тоска. В поисках «своих» такие души (люди) быстрее проходят различные практики, прокачки, медитации и тд и тп., лишь бы быть ближе к тонким мирам и их сущим. Они постоянно «бегут вверх». Часто такие люди обладают различными сверхспособностями. Но эти сверхспособности для них норма, и они не понимают, как можно жить без связи с тонким миром, как можно общаться исключительно с людьми. Они как будто только ногами стоят на Земле, а мыслями часто выше, хоть и решают, как все земные, обычные свои земные задачи и живут, вроде, обычную земную жизнь. Их сознание открыто новому. В обычной жизни это часто исследователи, открыватели, мыслители, научные деятели, творцы. Они стремятся познать, как устроен этот и другие миры и понять связь между ними. Для них осознание связи миров, параллельности миров, различные измерения жизни – это нормально и даже очевидно. Но это обычно не признают «земные» души.
И с этой позиции всё становится на свои места. И конфликт между жителями и героем становится совершенно понятным.
Забота о цветах, которые постоянно поливает главный герой, на мой взгляд, - очевидное указание автора (режиссёра-сценариста) на то, что будущее за такими, как Лёша. В фильме ведь только он созидает: он строит дом (пусть из мусора), он заботится о бабушке и лошадях, он заботится о девочке-инопланетянке, он среди мерзлоты и снега взращивает цветы – он создаёт жизнь. Просто как будто ещё не пришло его время, не пришло ещё время для таких, как он. В мегаполисе, может, и пришло, а в глубинке нет…
Ещё герой отличается тем, что он мыслит и принимает решения от себя, от своего сердца и ума (в этом его свобода), тогда как остальные живут коллективным разумом (в этом их зависимость друг от друга). И здесь парадокс. Безумным назвали того, кто как раз яснее всех мыслит. Впрочем, эта история уже давно стала классикой.
В некоторых рецензиях писали, что главный герой напоминает Ивана-дурака из русских народных сказок, что придаёт сказочность фильму. Наверное, да.
Интересная метафора с танцами. Танец как отражение души человека. Как в народе говорится, «душа пошла в пляс». «Свои» танцуют со «своими». Пока не появляется в жизни Лёши девочка-инопланетянка («своя») он только сидит и снимает на телефон танцы в клубе для бабушки, за которой он ухаживает. С появлением инопланетянки он плюёт на условности, на правильность движений, которых и не знает, и танцует свой танец под свою музыку и зажигает ещё всех вокруг. Наверное, в этом и есть счастье: танцевать под свою музыку свой танец со своим человеком или в кругу своих.
Девочка-инопланетянка – особенная режиссёрская находка. Эта юная актриса (Алёна Мирошникова) обладает действительно какой-то неземной красотой и очарованием.
Очень здорово в фильме наглядно показаны разные жизни души и тела, через вхождение в тело земной девочки космической души. И то, как тело может не справляться с прохождением земного опыта души. Такие непростые вещи показаны в житейских ситуациях, на пальцах.
В результате через фантазийную простую историю режиссер поговорил со зрителем на такие темы, которые нечасто поднимаются в общественном пространстве. Получилось легко, красиво, местами переживательно и по-настоящему.