Моя гадюка

Александр Махнов
Как же давно я небыл на рыбалке.
И что могло такое, разлучить с родной речкой.
Кто, или что, заставило отказаться от этого приятного увлечения.
- Меня, заядлого рыболова, будто подменили.
 
- Нахлынули воспоминания, приятные и не очень.
 
 Нет не хочется вспоминать плохое, лучше скорее в тишину, на рыбалку.
Но у меня - же нет никакой снасти.
 - Ах - да, как-же я забыл, на чердаке что - то есть.
 И вот я на чердаке, перепутался в паутине, и весь в чердачной пыли.

Множество старинных вещей разбросано по чердаку и накрыто сантиметровым слоем пыли, этаким природным консервантом.

Старик, бывший хозяин дома, видимо был запаслив.
- Здесь и утюги на углях, и патефон, перевязанные шпагатом стопки газет, книги.
Как же здесь, - ап-чхи, интересно.

А вот и бамбуковая удочка, такие продавались раньше почти в каждом сельском магазине.
Ничего что малость потрескалась, она еще послужит по назначению.

- А теперь скорее вниз, подальше от этой ужасной пыли, требуется срочно вдохнуть, чистого и свежего воздуха.
 
На свету обнаружилось что, удочка скорее пригодна в музей чем на рыбалку.
Но как известно из поговорки :
- Дареному коню, в зубы не смотрят.

После получасовой реанимации снасти, был сделан вывод :
- Пригодна, но с некоторыми условиями.
Забрасывать не слишком резко, а то не дай бог переломится еще, и наживку серьезную не применять.
- Что с ней только будет, если вдруг клюнет сазан.
 
И вот я уже подхожу к пруду.
Перед глазами предстал небольшой поросший камышом и рогозом, классический водоем прикубанской равнины со всякой живностью.
 Ничего необычного.

 - Ага !
Я здесь не один.
Есть тут уже любители, рыболовы.
Начиная от цапли стоящей на цыпочках в камышах, и синего зимородка время от времени ныряющего с коряги и с писком возвращающегося на свое место.
 Значит рыба есть, может и я что-нибудь да поймаю, будет и к моему столу подспорье.

 Клевало не сказать чтобы хорошо, но периодически улов пополнялся некрупным карасем, и красноперками, хотя и этому я был очень рад.
-  Шутка - ли, без малого уже два десятка лет, как не был с удочкой на рыбалке.

Мимо туда сюда плавает ондатра, когда она возвращается ее встречает подросший детеныш, и плавая вокруг своей мамы, жалобно просит его покормить.
 
Поодаль ходят по водорослям дикие курочки "лысухи", меня они не боятся, наверное поняли сразу что, этот двуногий, уже не в том возрасте что-бы нужно было его опасаться.

 Прилетела откуда - то сбоку выпь, и уселась на против на камыш.
Покачиваясь вверх и вниз на стебле камыша, и вертя головой, то правым, то левым глазом недовольно на меня посматривая.
- Откуда, тебя такого только принесло, на мое место.
 - Приезжий !
 
 
 Клев совсем почти прекратился, и я решил прилечь здесь - же, на склоне у пруда, на свою кожаную куртку, не теряя при этом из виду поплавок.

 - Странно!
 Лягушки почему-то жмутся ко мне как будто я им, Иван Царевич какой - то.
- Кыш отсюда !
 
Поплавок запрыгал и поплыл в сторону, я подсек и потянул, почувствовал рывок и леска ослабла.
- Эх, сорвалась рыбина.
 Ну и хорошо, все равно бы удилище не выдержало ее, и непременно сломалось .
- Успокаивал я, себя.

 Забросив удочку вновь, я осмотрелся, вокруг.
- Опять эти противные лягушки, тут как тут.
С детства не терплю всех этих земноводных и пресмыкающихся.
Но прогонять их снова не стал, потому как плохо клевало, и я от скуки решил за ними понаблюдать.
А они прыг, да прыг, и все в мою сторону, да еще и не скромно так подмигивают своими выпуклыми глазками.

- Вон та зелёная, мне кого-то даже напоминает из моих прежних знакомых, да и серенькая тоже.
 Такие же напористые, им бы только своего добиться, а там трава не расти.
- Кыш отсюда, и лягушки шумно попрыгали в воду.

Закинув снова леску в пруд, я решил поправить за собой куртку чтобы прилечь снова, и оглянувшись увидел в метре от себя летящую с обрыва извивающуюся змею.
 От неожиданности происходящего я вскрикнул, и отскочил в сторону.

В следующий момент из травы на куртку выпрыгнула лягушка, змея упала на куртку, мгновенно схватила лягушку и начала заглатывать ее прямо на куртке, не обращая никакого внимания на меня.
Сначала я не хотел вмешиваться, так как не люблю представителей обоих видов, но лягушка жалобно пищала, и я не выдержал.

 Первый удар бамбуковой удочкой по змее не изменил ничего, только сломалась удочка.
- Одно колено, затем второе, и только третьим толстым коленом бамбукового удилища мне удалось отбить лягушку.
Змея ее бросила, и лягушка одним прыжком скрылась в пруду, забыв поблагодарить своего спасителя.

 Ну какая теперь уже рыбалка, ведь удочка поломана и без инструмента ее не исправить.
Решил немного отдохнуть и отправляться домой.

Надо-же мне было вмешиваться, ловил бы себе сейчас рыбу и горя не знал, и вечно тебя тянет на приключения.
- Ругал я себя.
 
 Лежа на куртке я смотрел в синее небо по которому изредка проплывали белые облака, ветер гнал их с востока, где остались родные места, и куда тянуло будто магнитом. 
 
Родился я в казачьей станице Троицкая, на реке Сунжа, там-же прошло детство и юность, но в лихие девяностые годы двадцатого столетия, когда в Москве после развала СССР шла борьба за власть, пришлось мирному славянскому населению в условиях безвластия, и под напором нац.криминала покинуть обжитые предками станицы и города.

Решение уехать на Кубань пришло как-то само по себе, все уезжали, потому как не было никакой перспективы.
Ведь никому не хочется быть человеком второго сорта, и у которого отняты все его права.
 
Не хочется вспоминать показательные экзекуции и акты устрашения мирного населения, и тому подобное.
 Это потом уже были всем известные события в Буденовске, Беслане, Кизляре, и Москве.
 Почувствовав безнаказанность нац.криминал трансформировался в псевдо-освободительное движение, от которого пострадали и сами "освободители".

- Невольно вспомнилась прежняя мирная жизнь, - школа, речка, горы, и лес.
Друзья у меня там были разных национальностей в том числе - Ингуши, Русские, и Чеченцы.
 Жили все рядом, и нечего было делить, всем были довольны.
Но случилось то что случилось, это теперь по прошествии многих лет прояснилось что пострадали мы все из-за большой политики замешанной на крови.
 А тогда были жертвы, месть, кровь, грязь, и много чего другого нехорошего. 

 Вспомнились и приятные моменты из прошлой жизни, и конечно рыбалка на речке Сунжа.
 Рыбы было столько что, мы малышня ловили ее даже не руками, а ногами, взявшись за руки и просто шагая по мелководью и наступая на нее между камней.

А потом как правило были посиделки возле костра, все дружно варили уху, и даже уносили ее домой, угощали родителей.
А пруды невдалеке не знали что такое сеть, тем более про бич водоемов настоящего времени - "электроудочки".

                **
 Как-то в мае, накопав червей, и прихватив пару удочек, отправился я на большой пруд, ( так он назывался за свои размеры наверное ) половить карасей. Как я преодолел эти два километра дороги я уже не помню, но все остальное запомнилось хорошо.
 
Прийдя на пруд я обнаружил что опоздал, все места заняты другими рыбаками, которых немало приезжало из соседнего городка нефтяников, Карабулак.

И вот вместо того чтобы выуживать из воды карасей начались поиски места куда можно забросить удочку, и при этом еще чего-нибудь поймать.
Поняв что на берегу свободных мест нет, пришлось снять одежду, и лезть в камыш, на самое плохое место.

 Дело как говорится пошло, и после каждой выуженной рыбины взрослые рыбаки с завистью посматривали со всех сторон. Дошло до того что после каждого заброса лески следовала подсечка, снимался с крючка карась, ополаскивались от рыбы руки и снова заброс и так далее.
 
Прилично так уже наловил с полведра наверное, но тут боковым зрением заметил что приближается ко мне по плавающему прошлогоднему рогозу змея, и странно как то ползет не прямо а как то боком, словно калека какая-то.
И вдруг, нырнула в мою сторону.

Решил я от греха подальше удрать от туда, так с одной удочкой и выбежал на берег.
Вторая удочка и садок с рыбой остались в воде.

  Рыбаки дружно принялись ругаться, за то что я им перепугал всю рыбу.
Не обращая на них особого внимания, я оделся и стал ждать, надеясь что змея захочет кушать, или еще чего нибудь, и уползет куда нибудь
Около часа пришлось "сохнуть" наблюдая как другие рыбачат.

И вот, подумав о том, что пора уже возвращаться, и забрать хотя-бы садок с рыбой и удочкой, я вновь полез в пруд.
 Глубина позволяла едва не намочить трусов.
Дойдя до своего места, осмотрелся по сторонам, никакой змеи не было видно.
Я обрадовался что, сумел перехитрить её.
Решено было снова ловить карасей благо уже ничего не мешало.

 Опять заброс, поклевка, есть карась, в садок его, и так далее, мужики на берегу недовольно заворчали, их дети принялись считать сколько я поймал и докладывать своим родителям, и без того нагнетая не простую обстановку.

Стоя в неудобной позе в редком камыше я пытался между делом устроиться поудобнее, то там камыш щекочет, то колется в другом месте, а тут еще и снизу, по ноге, в трусы полез.
 
Снова поклевка и снова карась, бросил его в садок, нагнулся к воде чтобы ополоснуть руки, посмотрел случайно на свою ногу ниже трусов и обомлел.
- Из воды  -  в трусы, торчал отрезок змеи.
Нетрудно было догадаться, где была ее голова.
 
Сказать чтобы волосы у меня встали дыбом, значит ничего не сказать.
Ужас охватил меня !
Я замер, на берегу продолжалась возня малышей и их родителей.
Но мне было не до того.
 В трусах была гадюка.
- То-то раньше щекотало меня, а я думал что, это камыш из воды поднимается.
Мой мозг казалось вскипел от перегрузки анализируя ситуацию, в висках пульсировала кровь.

- Ну все, из этой ситуации тебе так просто не выбраться, подумал я тогда.
- Допрыгался!
 А если все таки попытаться, а вдруг что нибудь да получится, ведь не укусила же еще пока.
- Может взять ее и дернуть оттуда.
 Но нет-же, взять ее рукой меня никто не смог бы заставить.
Пришлось оттянуть аккуратно пальцами с двух сторон резинку на трусах, и с мыслью :
- Будь что будет! 
Прыгнул из трусов.

После чего я побежал по воде на берег не обращая внимания ни на кого на свете, я был очень рад тому что так легко отделался от этой змеи, и остался не укушенным ею.
 На берегу рыбаки окружили меня и громко смеялись, я же торопливо одевал свои штаны.
- Что случилось спрашивали на перебой меня рыбаки.
На что я сразу не мог дать вразумительного ответа.

От души повеселясь над моим необычным приключением, рыбаки  разошлись по своим местам. И только мне было не до смеха :
- Там, в пруду, в садке, осталась пойманная за день рыба и удочки.
Просидев на берегу некоторое время, я полез в воду за своим уловом не снимая брюк.
Быстро схватил садок с рыбой, удочки, и выбежал из пруда.
- Больше никогда, с тех пор,  я не ловил рыбу стоя в  воде,  в камышах.

               ***
 Совсем недавно узнал что, того пруда больше нет.
Там теперь пасется крупно и мелко рогатый скот.
 Спустили пруд потому как понаехали с горных аулов новые жители, вместо уехавших русских казаков, и стали в нём часто тонуть. Ведь в горах большинство плавать не умеют.
А жаль - хороший был водоем.

 Речку Сунжа, трудно узнать.
Новые жители, выбрали из русла на строительство, весь крупный булыжник которым было выстлано дно.

И теперь в половодье, после каждого проливного дождя, река размывает свои берега затопляя окрестности.
Словно мстя людям, за прошлое.