Пушкин о счастье в письмах к жене НН

Поль Читальский
1
Последние  числа  августа  1830  г.  Москва
Я  уезжаю  в  Нижний,   не  зная,  что  меня  ждет  в  будущем.  Если  ваша матушка  решила  расторгнуть  нашу  помолвку ….Быть  может,  она  права,  а  неправ  был  я,  на  мгновение  поверив,  что счастье  создано  для  меня.  Во  всяком  случае  вы  совершенно  свободны;
что  же  касается  меня,  то  заверяю  вас  честным  словом,  что  буду  при-
надлежать  только  вам, или  никогда  не  женюсь.

2
9  сентября  1830  г.  Болдино
… еще  раз  простите  меня  и  верьте,  что  я  счастлив, только  будучи  с  вами  вместе

3
30  сентября  1830  г.  Болдино
(Мой  ангел),  ваша  любовь — единственная  вещь  на  свете,  которая  мешает  мне  повеситься  на  воротах  моего  печального  замка  (где,  замечу в  скобках,  мой  дед  повесил  француза-учителя,  аббата  Николя,  которым был  недоволен).  Не  лишайте  меня  этой  любви  и  верьте,  что  в  ней  все мое  счастье. 
Позволяете  ли  вы  обнять  вас?  Это  не  имеет  никакого  значения  на  расстоянии  500  верст  и  сквозь  5  карантинов

4
Около  (не  позднее)  29  октября  1830  г.  Болдино
вы  на  меня,  видно,  сердитесь,  между  тем  как  я пренесчастное  животное  уж  без  того

5
25  сентября  1832  г.  Москва
Твой Давыдов,  говорят,  женится  на  дурнушке.  Вчера  рассказали  мне  анекдот,  который  тебе  сообщаю.  В  1831  году,  февр.<аля>  18  была  свадьба на  Никитской  в  приходе  вознесения.  Во  время  церемонии  двое  молодых людей  разговаривали  между  собою.  Один  из  них  нежно  утешал  другого, несчастного  любовника  венчаемой  девицы.  А  несчастный  любовник,  с  воздыханием  и  слезами, надеялся  со  временем  забыть  безумную  страсть  etc. etc.  etc.  Княжны  Вяз.<емские>  слышали  весь  разговор  и  думают,  что несчастный  любовник  был  Давыдов.  А  я  так  думаю,  Петушков  или Буянов  или  паче  Сорохтин.  Ты  как?  не  правда  ли,  интересный  анекдот?   

6
6  ноября  1833  г.  Болдино
Друг  мой  женка,  на  прошедшей  почте  я  не  очень  помню,  что  я  тебе писал.  Помнится,  я  был  немножко  сердит — и  кажется  письмо  немного жестко.  Повторю  тебе  помягче,  что  кокетство  ни  к  чему  доброму  не  ведет;  и  хоть  оно  имеет  свои  приятности,  но  ничто  так  скоро  не  лишает молодой  женщины  того,  без  чего  нет  ни  семейственного  благополучия,  ни спокойствия  в. отношениях  к  свету:  уважения.  Радоваться  своими  победами  тебе  нечего.
После  этого,  изволь  гордиться  похищением  мужских  сердец.  Подумай  об этом  хорошенько,  и  не  беспокой  меня  напрасно.
Женка,  женка!  я  езжу по  большим  дорогам,  живу  по  3  месяца  в  степной  глуши,  останавливаюсь в  пакостной  Москве,  которую  ненавижу, — для  чего? — Для  тебя,  женка; чтоб  ты  была  спокойна  и блистала  себе  на  здоровье,  как  прилично  в  твои лета  и  с  твоею  красотою.  Побереги  же  и  ты  меня.  К  хлопотам,  неразлучным  с  жизнию  мужчины,  не  прибавляй  беспокойств  семейственных,  ревности  etc.,  etc. — не  говоря  об  cocuage,  о  коем  прочел  я  на  днях  целую диссертацию  в  Брантоме

7
3  июня  1834  г.  Петербург
В  прошлое  воскресение  представлялся  я  к  вел. княгине.  Я  поехал  к  ее  выс.<оче-ству>  на  Кам.<енный>  Остров в том приятном расположении духа,  в  котором  ты  меня  привыкла  видеть,  когда  надеваю  свой  великолепный  мундир.  Но  она  так  была  мила,  что  я  забыл  и  свою  несчастную  роль  и  досаду

8
8  июня  1834  г.  Петербург
Милый  мой  ангел! Не  сердись,  жена,  и  не  толкуй  моих  жалоб  в  худую  сторону.  Никогда не  думал  я  упрекать  тебя  в  своей  зависимости.  Я  должен  был  на  тебе жениться, потому  что  всю  жизнь  был  бы  без  тебя  несчастлив; но  я  не  должен  был  вступать  в  службу  и,  что  еще  хуже,  опутать  себя  денежными обязательствами. Зависимость  жизни  семейственной  делает  человека более  нравственным.  Зависимость,  которую  налагаем  на  себя  из  честолюбия  или  из  нужды,  унижает  нас.  Теперь  они  смотрят  на  меня  как  на холопа,  с  которым  можно  им  поступать  как  им  угодно:  Опала  легче презрения.  Я,  как  Ломоносов,  не  хочу  быть  шутом  ниже  у  господа бога.   Но  ты  во  всем  этом  не  виновата,  а  виноват  я  из  добродушия,  коим я  преисполнен  до  глупости,  несмотря  на  опыты  жизни.

9
11 июня  1834  г.  Петербург
Охота  тебе  думать  о  помещении  сестер  во  дворец. Во-первых,  вероятно,  откажут;  а  во-вторых,  коли  и  возьмут,  то  подумай, что  за  скверные  толки  пойдут  по  свинскому  П.<етер>  Б.<ургу>.  Ты  слишком  хороша,  мой  ангел,  чтоб  пускаться  в  просительницы.  Погоди;  овдовеешь,  постареешь — тогда  пожалуй  будь  салопницей  и  титулярной  советницей.  Мой  совет  тебе  и  сестрам  быть  подале  от  двора;  в  нем  толку мало.  Вы  же  не  богаты.  На  тетку  нельзя  вам  всем  навалиться.  Боже мой!  кабы  Заводы  были  мои,  так  меня  бы  в  П.<етер>  Б.<ург>  не  заманили  и  московским  калачем.  Жил  бы  себе  барином.  Но  вы,  бабы,  не  понимаете  счастия  независимости  и  готовы  закабалить  себя  навеки,  чтобы только  сказали  про  вас:  Hier  Madame  une  telle  ;tait  d;cid;ment  la  plus belle  et  la  mieux  mise  du  bal.  Прощай,  Madame  une  tell

10
3  августа  1834  г.  Петербург
Дай  бог  приехать  мне  к  твоим  имянинам,  я  и  тем  был  бы  счастлив


***

Некоторый коммент:
1) на Новый 1834 год царь с женкой НН приготовили подарок - мундир комнатного мальчика на побегушках - камер-юнкера
2) Пушкин понял и за что и зачем = за фаворитство и кокетство и для посещения женкой дворца по первому зову .... Как говорится = позвали бабу на пир
3) Фактически Пушкина выставили рогачом на посмеху всему бомонду "свинского" Петербурга
4) В ОТМЕСТКУ МУЖ ОТПРАВИЛ ЖЕНКУ В Калужскую губернию и полгода не представлялся ко Двору в мундире шута ...  Но это еще более позабавило бомонд