Не срывай лазоревый цветок

Александр Мохов
     НЕ СРЫВАЙ ЛАЗОРЕВЫЙ ЦВЕТОК

     Бурные потоки вешней воды сделали свое обычное дело: местами хорошо напоили землю, местами – оголили и даже ранили ее… В низинах вскоре быстро попрет зелень, на оголенных участках – попытается закрепиться новая растительность. Теплый ветер за несколько дней уберет избыток влаги из почвы, и весенняя степь на глазах оживет.
     Один за другим, будто соревнуясь друг с другом выскакивают из целинной землицы растения. Есть среди них невзрачные на вид, но очень нужные местным обитателям цветы, есть – просто красавцы. Когда идешь по весенней степи, то просто нельзя не обратить внимания на брандушку разноцветную, цетрарию, пролеску, хохлатку. Но больше всего глаз цепляется за дикие тюльпаны или тюльпаны Шренка. Их цветки крупные, яркие, видны издалека! Больше всего в них красного, лилового цвета. Иногда встречаются желтые и даже фиолетовые экземпляры.
     Тюльпан Шренка – луковичное многолетнее растение. Оно относится к эфемероидам, т.е. имеет короткий период вегетации. Период активного цветения у него всего около двух недель! А через месяц у него будут семена… В году так много дней, а ему природа дала всего несколько недель, чтобы он выполнил свое биологическое предназначение! В зависимости от количества влаги, а также активности солнца в местности, где произрастает тюльпан, его цветение приходится на конец апреля – начало мая.
     Важный, но сухой материал про степной тюльпан сегодня можно найти довольно легко. Достаточно вбить наименование растения в любой поисковой системе… Когда же мне удается попасть в еще нетронутую местами весеннюю степь и увидеть ее цветущей, то сразу вспоминается детство…
     В нашем краю никто тюльпан по имени ученого А.И. Шренка, который его описал, конечно, не называл. Имя он носил и носит до настоящего времени особенное – лазоревый цветок. Но это не просто один из красивых степных цветков со своими особенностями. Так сложилось, что люди, которые здесь проживали много веков, избрали его своим символом, потому воспели его в песнях, сложили о нем легенды.
     Иногда так случается – живет народ на определенной территории, наблюдает за природой, подмечает в ней важное, значимое для него. Несмотря на то, что тюльпан известен и в Причерноморье, и в Средней Азии, и в Иране, и даже в Китае, лазоревый цветок тесно связал свою жизнь именно с казачеством, став одним из его символов. Почему? Ответ на этот вопрос попыталась в совсем уже далеком детстве дать мне моя крестная.
     Теперь, когда я попадаю в весеннюю степь, то выбираю удобное местечко на косогоре, а именно с него лучше всего смотреть на лазоревый ковер, раскинувшийся на километры, и вспоминаю наш давний разговор…

                ***

     - Сашка! Ты куда побежал?! – поинтересовалась крестная.
     - Тюльпаны мамке хочу нарвать! Красота-то какая!
     - Не срывай лазорик, не смей! – крикнула крестная и принялась меня догонять.
     - Почему? Мы с пацанами уже ездили в степь за цветами…
     - Саш, поди сюда! Сядь со мной рядом, слушай и запоминай! – скомандовала крестная, вмиг по-хозяйски разместившись на теплой земле.
     - Про тюльпаны что ли?!
     - Ты казачьего роду или как? Лазоревый цветочек казак без надобности не сорвет! Поклонится он ему, постоит перед ним… Подумать может о своем…
     - Почему, бабушка? – поинтересовался я.
     - Сакральный это цветок. Души предков в нем… Каждой весной они к нам приходят, напоминают о себе, но совсем недолго. Не в казачьей традиции навязываться, напрашиваться, надоедать. Лазорик – символ пролитой крови за нашу свободу, вольницу… И символ нашего возрождения… Особенно ярко в степи расцветают души тех, чья смерть настала на чужбине, вдали от нашей родины.
     - И много таких?!
     - Ой, внучек, много! Наши, считай, на восток до Японского моря доходили, на запад – до Атлантики, на юг – до Средиземного моря. Некоторые и дальше... Посмотри на нашу степь! Конца-краю цветочку лазоревому не видно…   
     - Говорят, что с каждым годом меньше его становится. Не знаешь, почему? – поинтересовался я.
     - Не думает человек о будущем, на деньги все перевел, традиции перестал чтить… Земель целинных все меньше остается – распахали степь. Наших защитников все меньше… Сильно потрепали мое поколение войны. Сколько наших с империалистической и Великой Отечественной не вернулось?! Сколько казачат не родилось? Кто теперь сосчитает?! В природе все взаимосвязано – потому и цветка лазоревого меньше становится…  – Внучек! Посидим минутку молча, полюбуемся на лазорик, вспомним предков наших…   
               
                Май, 2024