Интерактивная опека, часть 3

Михаил Быстров -Павлов
Интерактивная опека, часть 3.

В этой части мы поговорим о режиме и о том, почему он иногда бывает вреден; а так же продолжим изучать буквы и цифры.

Если мы оглянемся на свою историю, то увидим, что жизнь там сильно отличалась от современной, и характеризовалась, в первую очередь, почти полным отсутствием какого-либо порядка и распорядка.  Только военные формирования более или менее этим выделялись, да ещё любая привычка и традиция соблюдали некоторую упорядоченность.  Почему же у нас распорядок проник во все сферы жизни? Потому что с ним удобнее управлять обществом, от самого маленького коллектива, до миллионных армий.  Современное общество – управляемо.  Хорошо это или плохо, смогут сказать только далёкие потомки, а мы должны принять как данность и научиться подчиняться.  Хорошо управлять умеет только тот, кто умеет подчиняться, то есть тот, кто прошёл школу подчинения и знает все нюансы подобных взаимоотношений.

Поэтому, в разумных пределах, наш ребёнок должен уметь слушать и выполнять распоряжения.  Но многие наши родители и воспитатели не понимают границ этих разумных пределов, а иногда и понимают, но вынуждены подчиняться в силу «объективных» причин.
Слово  «объективных» я потому взял в кавычки, что часто это принимается родителями для упрощения и нежелания напрягаться.  Но мир движется к тому, что скоро, вероятно, родители будут нести за своих детей гораздо большую ответственность, чем сейчас, а значит поднапрячься лучше заранее.

Но может быть всё же лучше во всём соблюдать порядок? А вы уверены, что  порядок, к которому вы приучили ребёнка, будет соблюдаться и в будущем. Увы, в этом никто не может быть уверен.
В биологии есть такой закон – при сильном изменении окружающей среды, выживают наименее приспособленные виды, то есть живущие более хаотично. Почему? Потому что они не успели построить свою систему, и их мозг  (и весь организм) постоянно находился в поиске.

Наиболее характерный пример из нашей жизни – соблюдение режима питания. Врачи нам все уши прожужжали, что чем лучше соблюдается этот режим, тем лучше желудок к нему привыкает, и ко времени приёма пищи включаются все механизмы её переваривания, а значит пища лучше переваривается, и весь организм работает как часы.  А если вдруг в это время вы не сможете поисть – а в желудке начали выделяться переваривающие соки, повышается кислотность – что тогда? А тогда всё будет зависеть от длительности привычки, и если она строго соблюдалась в течение нескольких лет, то вполне возможно, что ребёнку потребуется медицинская помощь.

Организм – не часы, и не может (не должен) работать как часы, он живёт в вариативной среде, в  открытой и плохо предсказуемой колебательной системе.  Он и приспособлен  к постоянной подстройке, чтобы не пришлось перестраиваться резко.
Поэтому лучшим вариантом будет – первичная хаотичность, с постепенным удлинение режима и периодической сменой режимов.  При таком порядке включение желудка в работу будет зависеть не от часов, а от приёма пищи. Попала пища в рот, сразу включаются слюнные железы и начинают выделяться предварительные соки, попала пища в желудок, и он включается на среднюю мощность. И потом всё время приёма пищи ЖВС (железы внутренней секреции) постоянно анализируют состав  и объём пищи и включают выработку необходимых секретов и гормонов.   

То же самое касается всех остальных режимов, в том числе и режима сна.  Сон тоже не должен зависеть от часов слишком жёстко. Минимальная длительность сна «без просыпу» - 1,0 – 1,5 часа. Она включает два поверхностных периода, два углублённых, и один сверхглубокий, длящийся от десяти минут до часу, в зависимости от соматических и психологических проблем.  Этот режим глубинный, и в него вмешиваться нельзя.  За ночь (за сутки) организм набирает  3-5 таких периодов, что обеспечивает его здоровье.

Ещё одна современная проблема – переедание детей.  С недоеданием, или грубым нарушением питания, всё понятно, там объективные причины. А переедание, это уже вина родителей-воспитателей.  Причём, так как от переедания тоже может развиться потеря веса (в случае силового кормления) нам надо рассматривать три причины – насильное кормление, развитие чрезмерного аппетита и энергоёмкая пища.

Эволюционно человек привык к тому, что за еду всегда приходилось работать. Поэтому и сейчас после сна надо хотя бы маленько поработать, желательно до появления аппетита.  Бывает так, что дети заиграются, и забывают про еду. Это нормально – во время игры организм отвлекается, соки не вырабатываются, а если вдруг начнут вырабатываться, то вполне можно обойтись небольшими перекусами. Особенно плохо, когда мать или бабушка стряпают что-то вкусное, но не дают ребёнку когда он просит, потому что надо соблюдать режим. В это время происходит «утрата эмоционального доверия», а оно поважнее всяких режимов.

Понятно, что совсем расслаблять ребёнка не надо, но хорошо чувствовать эту грань может только очень внимательный родитель, умеющий гармонично сочетать свою любовь с жёсткими жизненными требованиями.
Итак, главная наша задача, научить ребёнка быстро перестраиваться на любой режим, и быстро приспосабливаться к любым изменениям. При этом, не забывать двигаться от практики к теории. Это может быть, как первичной потребностью организма, так и случайными изменениями в окружающем пространстве.  В первом случае мы подстраиваем внешнее под свою потребность, а во втором – пытаемся сами измениться под требования внешней среды. 

С режимом мы разобрались, теперь продолжим изучать буквы и цифры.
Одной из главных игрушек ребёнка должна быть магнитная доска и фигурки с железной  основой, или железная доска и фигурки с магнитной основой. Основа и фигурки могут быть съёмно- заменяемыми. Раньше полутора лет такой набор не обязателен, а как только ребёнок начнёт ходить, такая доска лишней не будет. Она нужна для того, во-первых, чтобы можно было рассматривать фигурки с разного расстояния;  а во-вторых, в вертикальном или наклонном положении, при рассматривании меньше устают шея и глаза, по сравнению с разглядыванием на полу. 
Ещё лучше, если эта доска будет интерактивной, в смысле – сгибаться под разным углом и в разной плоскости, с набором чертёжно- рисовальных  инструментов и возможностью на ней писать и рисовать.  Это поможет уже с самых  ранних лет создавать объёмные фигуры и их проекции.

На ней же мы сложим первые слова (помните, что ребенок вначале понимает слова,  а не буквы?)  самые ему знакомые. Потом несколько раз их  разберём и соберём вновь. На этот раз можно молча, чтобы он просто запомнил разборку и сборку. Важно, чтобы буквы были одного цвета (желательно серого)  потому что цвет его отвлекает, как бы предполагает какую-то особую функциональность.  И только когда ребёнок начнёт уверенно произносить целые слова, и заучит их штук десять- тридцать, можно начать переходить к изучению звуков. Именно чистых звуков, без алфавитного названия букв.
Одновременно с этим, мы даём ему полную свободу самостоятельного передвижения слов и букв, в различной проекции.   
А потом взять шрифт меньшего размера и составить на доске целый не большой рассказ, желательно ему известный.  А потом ему не известный или вообще вместе придуманный.

Кому-то из продвинутых родителей может показаться, что вместо такой доски лучше будет смотреться компьютер с трёхмерно- чертёжной программой и красивыми голограммами. Смотреться он будет конечно лучше, но пользы от него будет меньше, потому что сама трёхмерность в них будет виртуальной, и так и останется для малыша непонятной. 

Примерно так же изучаем и цифры. Выкладываем на доске пять палочек-пальчиков, к ним пририсовываем ладонь, начинаем их перебирать, считая: один, два, три…   Далее:  сколько? – один; сколько? – два;  сколько? – три … Далее: который? – первый; который? – второй …
Потом выкладываем пальчики второй руки, так же пририсовываем ладонь, и постепенно увеличиваем счёт.  Важно за этими занятиями ребёнка не переутомлять, давать отдыхать, или переключать на другое. Если во время отдыха ребёнок нарушил риунок и ваши построения, не ругайте его. Большее что можно сделать – Ой, ты всё сломал, давай заново построим.
Примерно так же можно переходить к математическим действиям. Выбрать в наборе фигурки плюсов и минусов,  разбросать их случайно по доске, и пусть они день-два-три поболтаются там. Потом спросить – А для чего же нам их приспособить? Двигаете туда-сюда, потом говорите: А давай заменим вот этими крестиками слово прибавить, а вот этой палочкой слово отнять – и вставляете их между пальчиками на доске – и проговариваете ранее устно заученные действия. 
Главное со всем этим – не спешить. А то родителям часто хочется похвастать особыми достижениями ребёнка, и они включают погоню за успехами. Но хвастать здесь нечем – это не талант, а трудный, изматывающий труд. Более того, если вы вдруг обнаружили у ребёнка какой-то талант, постарайтесь его скрыть (не замечать).  В раннем детстве он не нужен, так как вам надо расширить поиск до десяти- двадцати разных талантов, с возможностью их постепенного отсеивания до двух-пяти,  годам к четырнадцати.