Свой путь 14

Наталья Степанова 10
Накануне Дня знаний Маша допоздна просидела за швейной машинкой. Хотела дошить себе платье, чтобы пойти на линейку в обновке. С собой она привезла всего одно платье, юбку и блузку, в них и ходила.

Когда примерила простое платье, сшитое из ситца, отрез которого лежал у свекрови, улыбнулась: наряд был ей к лицу. Клавдия Андреевна всплеснула руками, любуясь невесткой:

- Красавица ты у меня, доченька! Самая что ни на есть красавица! Если бы Паша сейчас тебя увидеть мог. Где он там, что с ним, хоть бы письмо скорее прислал, а то думай и переживай.

- Ещё увидит! - уверенно ответила Маша.

Свекровь больше не донимала невестку своими волнениями и переживаниями, подумала, что той завтра предстоит очень ответственный день.

- Маша, а ты знаешь, что завтра не просто Первое сентября, а особая дата -Семён-день называется.

- Нет, не слышала об этом.

- Так вот мы с бабоньками нашими хлеб будем печь из нового урожая. Из той пшеницы, что я обмолотила и на мельницу нашу свезла, хороший хлеб получится. Так то мы в магазине хлеб покупаем, а на Семён-день сами печём. Примета у нас такая. И огонь в печках будем палить, хоть и тепло ещё, а новый огонь нужен. И детишкам нашим малым в деревне будут косы в первый раз заплетать и на коня верхом сажать.

- А это зачем?

- Девочкам , чтобы коса густой была, а мальчикам, чтобы умели в седле усидеть. Тогда силы в парнях много будет, а без неё в деревне никак нельзя. Такая традиция с давних времён осталась и до наших дней дошла. Раньше ведь с сентября год начинался. Вот и считалось, что у людей на Семён-день должно быть три новинки: дети, хлеб и огонь, ведь это основа жизни.Маша слушала с интересом, потому что о таком и не знала. Когда легла спать, подумала о детях. Она втайне надеялась, что будет ждать любимого мужа из длительной командировки не одна, а с ребёнком под сердцем, но...не получилось. "Пока не получилось", - сказала она себе, а потом повернулась к стене и уснула.

***

Елизавета Никитична предупредила перед линейкой, чтобы и Надя, и Маша смотрели за своими учениками в оба:

- Они что хочешь могут придумать, так что вы глаз с них не спускайте!

Пока директор произносила речь, Маша смотрела на своих учеников. Люба и Лиза поглядывали на неё и улыбались. Их было всего две девочки среди одиннадцати учеников, и они всем видом показывали, что им нравится новая учительница.

Наде дали классное руководство в седьмом классе, но, похоже, её это особо не волновало. Стояла Надежда на линейке в юбке чуть-чуть ниже колена, но не в узкой, а расклешённой. Директора не слушала, все слова пропускала мимо ушей, все её мысли были заняты Андрюхой. Ещё утром Надя поделилась с Машей своими планами.

- Знаешь, не буду я ждать две недели, не могу. Слишком это много для меня. Линейка в субботу, так что я после неё в обед и поеду. Как раз танцы в городском клубе будут, где вся наша компания соберётся. Конечно, в такой день меня ждать никто не будет. Я явлюсь негаданно-нежданно и всё увижу своими глазами.

- Зачем тебе это надо?

- Убедиться хочу, что фраер мой с этой Катькой баламутит. Решила, что увижу их двоих - и тогда успокоюсь, а то думать ни о чём другом не могу. Вроде бы что-то делаю, отвлекаюсь, но покоя мне нет.

Маше стало тревожно. От коллеги можно было ожидать всего, чего угодно. Маша даже подумала, что надо попросить директора не пускать Надю, но как? По закону у них у всех в воскресенье выходной, так что никто не может запретить ей поехать домой. Маша решила, что попробует после линейки ещё раз убедить Надежду остаться в деревне. Пригласит к себе, скажет, что Клавдия Андреевна хлеб испекла из нового урожая и хочет угостить её и Варвару. Хотелось Маше наконец-то подружиться и с соседкой, всё-таки им предстоит вместе работать.Когда дети пришли в класс, Маша начала проводить первый урок - Урок Мира. Ученики слушали её и одновременно рассматривали. Сама Маша то и дело поглядывала в сторону Саши. Он сидел за партой один и грустными глазами смотрел на Машу. Она собиралась оставить его после уроков, чтобы поговорить, но здесь в класс заглянула секретарша Наталья Владимировна. Она быстро окинула взглядом и Машу, и учеников, как будто хотела удостовериться в том, что всё в порядке, а потом попросила:

- Сразу после урока в учительскую. Елизавета Никитична всех собирает.

Пришлось Маше отпустить всех ребят и попрощаться с ними до понедельника. Саша вышел из кабинета самый последний направился к выходу.

- Бедный ребятёнок, - произнесла Варвара, стоявшая у двери. - Мамка живёт в своё удовольствие, а ему насмешки терпеть приходится.

- Я не дам его в обиду!

- Разве же ты, то есть Вы сможете с ним постоянно рядом быть? Выбегут мальчишки на улицу да начнут Сашку дразнить. И это ещё в лучшем случае.

Варвара была права. Маша всё и сама понимала, но сделать ничего не могла. Она поспешила в учительскую, где Елизавета Никитична поздравляла всех педагогов с началом учебного года, а потом обратилась к Маше и Наде:

- Как самым молодым, Вам предстоит выполнить ещё одно ответственное задание. Погода тёплая, так что придётся вам подежурить на озере. У родителей забот много, и дети могут воспользоваться моментом. Поэтому вы уже постарайтесь глаз с них не спускать. Понимаю, что у вас выходной и свои дела, но считайте: вы на работе. И это не бесплатно, премию я вам обещаю.

Маша ждала, что Надя сейчас начнёт отнекиваться, но коллега молча выслушала директора и ничего не сказала. Только одна Лидия Антоновна, которая после тычки с Надей невзлюбила её, вставила слово:

- Правильно, молодёжь должна привыкать к учительским будням..Договорить она не успела, потому как на улице раздались крики. Маша машинально бросилась к окну и увидела, что дер.....утся мальчишки из её класса. Она сразу побежала на улицу, а за ней следом неслась Надя.

- Петька, давай, заходи слева! - кричал упитанный Серёжа. Сам он в разборке не участвовал, но наблюдал с интересом.

Маша подбежала к Пете и схватила его за шиворот, но парень вырвался и крикнул:

- Отпусти! Я ему задам!

Саша был похож на испуганного зверька, которого все норовят обидеть.

- Вы же в одном классе учитесь, должны дружить! - взволнованно произнесла Маша, но её перебила Надя.

- С тобой, - она показала на Петьку, - я дома поговорю. А ты, Сашка, что стоишь как истукан. Сдачи давать не умеешь, что ли? Не научился до сих пор?

- Почему же, я могу.

- Так и надо было ему дать так, чтобы знал. Тогда бы навсегда от тебя и отстали бы, - сказала Надя, похлопав Сашу по плечу. - Ну, ничего, я завтра вернусь и потом научу тебя некоторым приёмчикам, которыми сама владею. Никакой Петька тебе после этого не будет страшен.

Надю слышали не только дети и Маша. Уже успели прийти и другие учителя, в их числе и Лидия Антоновна. Когда Саша и остальные ребята пошли домой, а Петю секретарша повела за руку в кабинет директора, Лидия Антоновна, окинув Надю презрительным взглядом, спросила:

- В каком институте вы учились? Кто Вам говорил, что детей надо приёмчикам обучать? Что это за методы? Где ваша педагогическая этика? Мне кажется, что надо ставить вопрос о Вашей профпригодности!

- А с некоторыми детьми, - уверенно начала Надя, - и взрослыми нужно разговаривать на их же языке, потому что по-другому до них не доходит!

***

- Ты перегнула палку, - сказала Маша Наде, когда они уже были возле дома, где жила Зоя.

- Может быть, но сюсюкать ни с кем не собираюсь.

- Я постараюсь сплотить их.

- Ты старайся, а я научу Сашку защищаться. Он сам должен уметь постоять за себя, а не прятаться за чьей-то спиной. Только тогда он будет чувствовать себя человеком! - заявила Надя. - Ладно, пойду собираться, а так кажется мне, что сегодня вечер у меня будет не слишком спокойный. Завтра вечером, когда вернусь, расскажу. Ты подежуришь за меня на озере, правда ведь?

- Куда я денусь.

- Вот и хорошо, а я премию всю тебе отдам! Мне чужого не надо!

Надя быстро открыла калитку и скрылась во дворе, а Маша не спеша пошла к дому Клавдии Андреевны.

- Как прошла линейка? - поинтересовалась сразу свекровь.

- Всё было бы хорошо, если бы Петя не полез к Саше, - ответила Маша и рассказала всё, как было. Клавдия Андреевна внимательно выслушала невестку, а потом похвалила Надю:

- Молодец твоя Надежда! Резкая она, конечно, но мне такие, как она, нравятся!