Крыловы. Часть II. Защитники польского Крылува

Александр Крылов 69
Учитывая широкий ареал распространения фамилии Крыловых в России среди представителей самых разных сословий: от крестьян и дворян до духовенства и казачества, вполне логично предположить, что в каждом отдельном случае история происхождения ее могла быть вообще совершенно различной. Почему нет?

Несомненно также и то, что патронимы титулярных советников, обер-офицеров суворовской армии, сельских меценатов из Карелии и представителей старинных казачьих родов Крыловых имели самую различную этимологию. Возможно, и ономастика допускает это, связанную не с личностным патронимическим прозвищем предка, а с этногеографическим.

Так, например, Крылос – это не только русскоязычная диалектическая интерпретация греческого церковного «клироса», но еще и село под городом Галичем в Ивано-Франковской области нынешней Украины. А в XII – XIV вв – место расположения древней столицы Галицко-Волынского княжества на Крылосской горе, первое упоминание о котором относится к 1140 году!

В данном случае топоним, по мнению исследователей, происходит от польского «крылось». О чем гласит IV том «Географического словаря Царства Польского и других стран славянских» 1883 года.

Но речь в нашем исследовании пойдет не о сельце Крылосе под Галичем.

«Kрыл» (с латинской L со штрихом в конце слова) по-польски означает «укрывал». И, возможно, как раз происхождение названия от польского слова «укрывать» имеет здесь определяющее значение. Так ли это - попробуем выяснить ниже.

В том же Географическом словаре приводятся статьи о собственно польских топонимах «Kрылов» - с написанием «L» со штрихом, обозначающей звук, в современном польском языке близкий к английскому «w», по-старопольски читавшийся, как твердая «L», и буквы, читаемой по-польски как звук «у», обозначаемой в виде «о» с косой черточкой - «О крэскованэ», то есть «Крылув» или «Крывув»:  небольшом городке «над Бугом» или одноименном лесе «в 50 верстах от Острога».

В данном случае топоним, надо полагать, может быть образован из двух значений: «кры» - льдины и «лув» - лов или ловля, вероятно, означая место подледного лова рыбы. То есть, как вполне логично предположить - рыбацкого поселения на реке.

Даже современный Интернет-портал Крылува уверяет заезжих туристов, что изобилие сомов, карпов и другой разнорыбицы в Буге не разочарует и самых привередливых любителей рыбной ловли.

Однако, сами польские историки ссылаются на происхождение названия «Крылув»  именно, как было сказано выше, от слова «Крыйув» (Kрылув, Крыйов - с «о крэскованэ»), а именно - «укрытие». Связывая это с набегами татар и других кочевников древности, от которых местное население якобы укрывалось за стенами деревянной крепости на острове Клоп. В окружении огромных непроходимых болот убежище это становилось буквально неприступным для врагов.

К слову, как один из вариантов распространения фамилии Крылов на восток, можно было бы рассматривать тогда использование ее для идентификации своего происхождения угоняемыми в полон жителями Крылува, не успевшими укрыться за бревенчатыми крепостными стенами.

И все бы хорошо, да есть вот в этой версии довольно слабое звено в виде хронологии контактов Польши с Великой Степью и ее воинственными народами.

Дело в том, что хотя первое упоминание Крылува в документальных источниках средневековой Польши относится лишь к 1473 году, когда это  был уже довольно многолюдный центр феодальной усадьбы с приданными ему деревнями и укрепленный военный форпост, временем возникновения поселения с крепостью на этом месте польские ученые считают примерно вторую треть X века.

Соседняя Киевская Русь действительно вела тогда беспрестанные войны с печенегами, но последние, как известно, не доходили до Буга, а были остановлены и разбиты в 992 г. князем Владимиром на левобережье реки Трубеж, притока Днепра, южнее Киева.

Начало же контактов польских земель с Великой Степью на самом деле приходится лишь на последнее десятилетие первой половины аж XIII века, когда монгольские войска после падения Руси двинулись на завоевание Европы.

Первое вторжение Орды в пределы Польши произошло в январе 1241 г., когда монголы вскоре после взятия Киева и во время покорения Галицко-Волынской Руси прорвались к реке Висле, где захватили Люблин и Завихост, отказавшиеся добровольно подчиниться завоевателям.

Надо ли говорить, что какую-либо серьезную преграду на пути полчищ хана Батыя маленький Крылув просто не представлял. И ни о каком спасении жителей за его стенами от татар и речи быть не могло.

Зато нечто подобное в истории вполне могло происходить ранее. Но кочевники тут совершенно ни при чем.

Как полагают те же польские исследователи, крепость на острове Клоп могла даже входить в состав так называемых Городов Червенских – группы древне-русских городов-крепостей X – XIII на русско-польском пограничье на Волыни. Во всяком случае, хотя Крылув и не упомянут в летописных источниках того времени среди прочих Городов Червенских, в состав их входило несколько близлежащих к нему населенных пунктов, впоследствии даже административно подчиненных Крылуву.

Таким образом, можно предположить, что и в то время Крылув с его крепостью по своему значению так же занимал отнюдь не последнее место на этом рубеже.

В конце X – начале XI в. эти пограничные городки служили буквально камнем преткновения в обладании ими между киевскими и польскими князьями, а с середины XII в. входили в состав Владимиро-Волынского княжества.

И в ходе этих военных столкновений – сперва захвата в 981 г. князем Владимиром Святославичем, а затем в 1031 г. Ярославом Мудрым – безусловно, жителям окрестностей Крылува приходилось действительно укрываться за стенами укреплений на острове…

Без малого три столетия Крылув оставался русским. Какое название носил он в этот период, история умалчивает.

И хотя политическая ситуация изменилась в 1387 г., русские («русины» - как гласят польские источники) в этих местах тоже остались. Стоит ли говорить, что географическое прозвище наверняка было усвоено в том числе и ими, причем, скорее всего, именно в русской транскрипции, то есть как «Крылов» - разве что, возможно, тогда все еще с ударением на Ы.

В то время земли эти находились в феодальном владении князя кобринского Романа Любартовича, а после – принадлежали его потомкам.

В XV веке при строительстве ранее полностью деревянных укреплений семьей Тенчинских впервые начинает использоваться кирпич.

С XVI века  владельцами Крылува последовательно были представители известных шляхетских родов того времени: Остророгов, Радзеёвских, Пражмовских, Ежевских, Хшановских,  Городиских…

Забавно, что от этих имен высокородной шляхты теперь остались лишь отрывочные упоминания в польской истории, в то время как фамилия Крылов, происходящая от прозвища простых обитателей  древнего города-крепости на Буге, живет по сей день.

Развалины старинного замка на прежнем, ныне полузатопленном острове Клоп, построенного в 1585 г. по велению воеводы Познаньского Яна Остророга, также сохранились. Напоминая своими размерами и толщиной каменных стен о былой мощи и значимости средневекового Крылува.

В XVII веке владевшая Крылувом семья Радзеёвских расширила пределы замка и укрепила его.

Для своего времени крылувский замок был действительно мощной фортецией. Об этом свидетельствуют остатки кирпичного бастиона и впечатляющего размера подземелья под ним, очертания высоких отвесных стен толщиной в четыре локтя (более двух метров), крепостных валов и четырехугольных каменных башен, просторный подземный ход, который, по рассказам старожилов, вел за реку Буг в сам город, монастырь или даже Владимир-Волынский.

В 1655 году замок вместе с городом был разрушен шведскими захватчиками. Ныне руины его пребывают в плачевном состоянии и, кстати, археологически совершенно не исследованы. По местной легенде, среди полуразрушенных стен крылувского замка до сих пор бродит по ночам призрак дочери ясновельможного пана Остророга.

В современной Польше Крылув – это захолустная деревушка  с населением всего около 400 жителей в составе  Хрубешевского повета округа Гмина Мирче в Люблинском воеводстве, близ границы с Украиной и в 122 км от самого Люблина. Но  в 1523 - 1869 годах он действительно имел права города, являясь окружным центром и феодальной усадьбой, объединяющей несколько окрестных деревень.

До Первой мировой войны Крылув считался крупным еврейским местечком со своей религиозной общиной. Жители поселения занимались традиционными ремеслами и торговлей. Во время немецко-фашистской оккупации Польши еврейское население Крылува частью бежало через реку Буг на восток или скрылось в окрестных лесах, частью было согнано в гетто. Летом 1942 г. оно было уничтожено фашистами. Те евреи Крылува, которых перевезли в лагерь смерти Белжец, также погибли.

А первое упоминание о евреях в Крылуве относится еще к 1550 году. В 1686 году здесь уже был еврейский кагал (коммуна), а значит, и синагога. К 1827 году в Крылуве проживало 575 евреев, что составляло 52% от общего числа жителей городка. Неизвестно, как долго просуществовали и как  выглядели  деревянные синагоги в Крылуве. Последняя, кирпичная  синагога и деревянный молитвенный дом были разрушены немцами во время Второй мировой войны.

Любопытно, есть ли среди ныне живущих Крыловых те, кто ведет свою родословную в том числе и от евреев из Крылува?

В июле 1944 г. при отступлении немцев Крылув и каменная усадьба, построенная в 1820 г. Юзефом Хшановским в стиле классицизма с элементами барокко вместо прежнего деревянного дома, подверглись артобстрелу со стороны Владимира-Волынского, в результате чего возник сильный пожар.

Помимо древнего замка и дворцов усадьбы магнатов, в 1878 г. перестроенных в неоготическом стиле, в Крылуве немало и других туристических достопримечательностей: это и  обширный парк со старинными арками, беседками и аллеями, православная и приходская церкви, Святилище Св.Николая, сразу четыре кладбища (униатское, католическое, православное и еврейское), реформатский монастырь и кальвинистская школа. В 1593 - 1612 годах здесь действовала знаменитая Кальвинистская гимназия и  университет с высочайшей репутацией.

В Урочище Волка на месте языческого капища бога Велеса рядом со статуей св. Николая бъет прекрасный чистый источник.

Но вернемся к истории. В 1458 г. за заслуги в Тринадцатилетней войне с Тевтонским орденом Крылув с усадьбой и замком был пожалован королем Казимиром Ягеллоном первому сановнику Королевства Польского Яну Тенчиньскому. В 1470 г. Ян скончался, а землю Крылува унаследовал его сын Николай. Будучи назначенным в 1497 г. старостой Малороссии и воеводой, тот устроил в Крылуве свою ставку и начал перестраивать существующий деревянный замок. Однако, в том же году Николай погиб во время похода в Буковину.

В 1523 г. владения Николая были разделены между его потомками, и Крылув достался краковскому Яну Тенчиньскому, который завершил строительство замка. В 1541 г. Ян скончался, и Крылув в 1544 г. получила в наследство его дочь Зофия, слывшая писаной красавицей своего времени.

В Зофию без памяти влюбился Станислав Остророг, кастелян Мендзыжеча, который похитил девицу и увез ее в пределы Великой Польши, где она стала его женой. Но опекуны и родственники Зофии не признали этот брак, поскольку пан Станислав был воинствующим реформатом-кальвинистом, а семья Тенчиньских – ревностными католиками. Только спустя два года после долгих переговоров в 1546 г. родня Зофии согласилась признать этот брак. Зофия и Станислав Остророг получили во владение родовое поместье Крылув с тринадцатью окрестными деревнями. Но поселились они здесь лишь в 1560 году. Станислав организовал в Крылуве свою кальвинистскую общину, которая вела активную политическую и религиозную деятельность.

Станислав умер в 1568 г., после чего Крылувым правила его вдова Зофия. После ее кончины в 1588 г. поместье перешло к их младшему сыну Николаю. В 1593 г. он основал здесь знаменитую кальвинистскую гимназию.

После смерти Николая споры о его имуществе продолжались несколько лет, и в конце концов Крылув в уплату долга был продан за 700 тысяч злотых старосте Камионкува Ежи Висниевецкому и его супруге Евфрозине Евлалии из Тарновского. После смерти Ежи Евфрозина вторым браком вышла замуж за коронного вице-канцлера Иеронима Радзеёвского.

В 1651 г. крылувский замок был дотла сожжен отступающими от Люблина русскими войсками и казаками.

Были разрушены замковый мост, ворота и деревянные здания, стоящие за замком, двухколесная мельница, корабли на местной судостроительной верфи и др. Собрание манускриптов из Библиотеки замка брошено  в реку Буг, а часть крепостных стен снесена. В это время Иеронима не было в стране – за совершенные им провинности перед короной он проживал в изгнании. Однако, наконец, получив прощение, вернулся в Польшу и перестроил замок в Крылуве.

В 1656 году в Крылувском замке два дня принимали короля Яна Казимира по дороге его в Берестечко. Иероним добился благосклонности короля и как его посланник отправился в Турцию, где и умер в 1667 году. Крылув принял по наследству его сын Михай Стефан Августин Радзеёвский, епископ Вармии, затем – архиепископ и предстоятель Гнезненский, и наконец, кардинал. Он был графом Крылува и Радзеёвице.

В Крылуве в 1687 году папский посланник Антонио Кузани подарил Радзеёвскому кардинальскую шляпу. Кардинал был дружен с Ленчицкой воеводой Констанцей Товяньской. Он завещал ей часть своего имущества. В 1694 году Крылув был передан владетелю Ленчицы Кшиштофу Товяньскому, сыну Констанцы.

В XVIII владельцы Крылува сменяли один другого, но в самом поместье и замке уже не жили, сдавая эти земли в аренду. Усадьба в результате попала в долги, результатом которых стали многочисленные и длительные судебные процессы.
 
В 1710 году Крылув вновь был сожжен шведами, а затем в 1718 году его разрушили конфедераты. Замок превратился в руины.

В 1753 году усадьбу принял во владение Юзеф Ежевский, стольник  Плоцкого Конного полка.

Но развалины замка уже находились в ужасающем состоянии. Были частично повреждены оба его бастиона, которые треснули из-за  оплывшего фундамента. Стены находились в аналогичном плачевном виде,  крыши над ними не было, а своды обрушились.

Со временем замок вообще пришел в полную разруху, а кирпичи из его стен шли на строительство печей и дымоходов.

Сам пан Ежевский жил в деревянном доме с глиняным дымоходом и крышей, крытой соломой, расположенном напротив острова. Он так и не стал восстанавливать замок.

Как отмечают польские исследователи, информации о Крылуве до наших дней дошло не так уж и много – весь архив этого городка в середине XIX века был вывезен австрийцами и бесследно исчез. Но польский профессор Ян Гурак пишет об этом месте в своей книге «Крылув – крепость против скифов».

Надо полагать, нынешние носители польского варианта фамилии Крыловых более других могли бы гордиться ее древним происхождением, если бы знали об этом.

Фамилия «Крылов», кстати, в обратном переводе на польский так же пишется именно как «Крылув».

Надо полагать, часть носителей фамилии Крыловых, напрямую связанных с географическими объектами Речи Посполитой, могла проникнуть в пределы Руси и, в частности, Смоленщины, вместе с  войсками короля Сигизмунда и его наследника Владислава Вазы.

Впоследствии - с возникновением документальной фиксации личных данных в виде внесения именных прозвищ в различные списки и церковные книги, обозначения родовой, владельческой, профессионально-сословной или географической принадлежности их носителей – в некоторых случаях схожие по произношению фамилии зачастую, вероятно, привычно записывались в виде какой-то одной, уже бывшей на слуху и более или менее известной.

Так, потомки жителей польского Крылува, церковного певчего или священника из приходского крылоса могли быть одинаково записаны Крыловыми.

Увы, соотносится как-то ли вариант фамилии, ведущий начало от польского Крылува с Крыловыми из д.Большое Алискино Гжатского уезда Смоленской губернии, мы, наверное, сегодня можем только гадать. Но никогда так и не узнаем наверняка.

2024