В чём сходство и разница МиГ-31 и Су-35

Геннадий Чергизов
     Один товарищ недавно поднял вопрос о боевом применении в условиях СВО наших истребителей Су-35 и МиГ-31. О том, что их объединяет и в чём их разница при использовании в условиях сегодняшней СВО. Давайте порассуждаем об этом, исходя из открытых данных, которые нам доступны.

     МиГ-31 это истребитель-перехватчик дальнего действия, иногда его называют «тяжёлым перехватчиком» и «кораблём». А ещё он был первым советским/российским самолётом четвёртого поколения. Он имеет максимальный вес более 40 тонн и дальность полёта 3000 км, а с одной дозаправкой до 5400 км. Берёт много «дальнобойных» ракет, имеет до восьми точек подвески. Его радиолокационная станция видит на дальности до 400 км. У него в экипаже штурман-оператор, который «занимается» радиолокационной станцией/ прицелом и системой вооружения, не отвлекаясь на управление самолётом. МиГ-31 не сильно маневренный, но ему это и не надо, он предназначен главным образом для поражения воздушных целей на больших дальностях. Поэтому он и базируется в основном в арктическом регионе и на Дальнем Востоке, где большие пространства с редкими аэродромами и недостаточным радиолокационным контролем воздушного пространства. Где МиГ-31 может держать под радиолокационном контроле большие воздушные пространства, откуда может появиться противник. Так, звено МиГ-31 может держать под радиолокационным контролем воздушное пространство по фронту на тысячу километров.

     Может он летать и применять ракетное вооружение и на малых высотах, но это не его «конёк». Имеет МиГ-31 и бортовую авиационную пушку, но это тоже не его конёк. «Родом» МиГ-31 ещё с советских времён, имея происхождение своё от знаменитого МиГ-25, за годы претерпев много модернизаций, меняя на всё лучшие и двигатели, и ракеты, и массу боевой нагрузки, и радиолокационный прицел. И всё остальное оборудование. Приобрёл и новую для себя функцию самолёта-носителя гиперзвуковой баллистической ракеты Кинжал с дальностью пуска 2000 км и скоростью 10М. Но всё же основная его задача, это контролирование воздушного пространства, выявление и уничтожение воздушных целей на больших дальностях и на больших просторах во всём диапазоне высот. Может эффективно работать по низколетящим малоразмерным крылатым ракетам. Имеет возможность сопряжённо работать с самолётом дальнего радиолокационного обнаружения А-50, обмениваясь информацией о воздушных целях, не обнаруживая себя до поры, до времени. Также может и сам передавать на другие перехватчики информацию о воздушных целях и также наземным средствам ПВО. МиГ-31 может выполнять роль воздушного КП, управляя воздушным боем, обеспечивая информацией о воздушной обстановке других участников этого воздушного боя.

     МиГ-31, можно сказать, без преувеличения, самолёт стратегических задач. Ко всему прочему, МиГ-31 является на сегодняшний день одним из самых лучших самолётов-перехватчиков, самым быстрым и самым высотным истребителем в мире.

     Су-35 это лучший истребитель России, результат глубокой модернизации Су-27. Сегодня его называют многоцелевым сверхманевренным истребителем поколения 4++. Имеет много преимуществ перед другими истребителями, - большое количество ракет на борту, имеет 12 точек подвески ракет, большую дальность обнаружения воздушных целей радиолокационным прицелом, до 400 км. Обладает сверхманевренностью, в том числе и благодаря поворотным соплам двигателей. Имеет большую дальность полёта, до 4500 км с подвесными баками, а также возможность дозаправки в воздухе. Обладает высокой тяговооружённостью, более единицы даже при средней заправке. Имеет самое современное бортовое оборудование. Может обмениваться информацией о воздушных целях с другими истребителями. На сегодняшний день Су-35 является одним из, если не самым лучшим истребителем в мире. Особенно, учитывая, что он практически единственный в мире из всех самых современных истребителей, имеющий опыт реального боевого применения.

     И МиГ-31, и Су-35 обладают высокими и схожими боевыми возможностями и в то же время разным боевым предназначением. О многом говорит их сегодняшнее использование в рамках СВО. МиГ-31 мало используется, как истребитель, даже для дальнего ракетного воздушного боя. Мы знаем, что он периодически успешно используется, как носитель гиперзвуковой высокоточной баллистической ракеты Кинжал для ударов по наземным целям в глубоком тылу Украины. А Су-35 широко используется именно как истребитель ближнего воздушного боя и как истребитель-перехватчик, используя ракеты дальнего и ближнего воздушного боя.

     Су-35 и МиГ-31, как мы видим, в сегодняшней воздушной войне, наряду с другими боевыми самолётами, дополняют друг друга, используя свои лучшие возможности. Набирается бесценный опыт их реального боевого применения. И на этом опыте самолёты продолжают модернизироваться и становиться ещё лучше, всё полнее используя, изначально заложенные в них боевые и тактические возможности.

19.04.2024 – Севастополь.