О феномене сознания с позиции диамата ч. 2

Степан Кий
Окончание.

Внимание!  Слова синонимы: нематериальное, идеально-абстрактное, логическое, воображаемое.  Сознание, дух, мышление, интеллект, психическое – различные идеально-абстрактные  формы движения, как отражение объективной реальности.

Первая часть окончилась выводом о том, что мышление, как идеально-нематериальная форма движения, осуществляемая  мысленно,  является  ВЫСШЕЙ  формой  движения  вообще.  Относительно других форм движения объективной (физической) реальности.
 
У К.Маркса  читаем: «Как посредством абстракции мы превращаем всякую вещь  в логическую категорию, точно так же стоит нам только отвлечься от всяких отличительных признаков различных  родов движения, чтобы прийти к движению в АБСТРАКТНОМ виде, к чисто формальному движению, к чисто логической  форме  движения.  И если в логических категориях мы видим субстанцию всех вещей, то нам не трудно вообразить, что в логической формуле движения мы нашли АБСОЛЮТНЫЙ МЕТОД,  который не только объясняет каждую вещь, но и включает в себя движение каждой вещи».  [Соч.,  т. 4,  с. 131].   
 
Теперь надо выяснить,  когда возникла эта идеально-абстрактная форма  движения (сознание-дух-мышление и т.д.) и какие эволюционные предпосылки привели к её появлению???  Если доказательство вечности и бесконечности материи следуют из закона сохранения энергии-вещества, то относительно вечности духа-сознания аналогичных фактов до сих пор не получено. Следовательно, дух (идеальное) порождён материей на определенном этапе её эволюции.

Осталось теперь выяснить на каком?  Путь к решению этого вопроса подскажет сравнение скоростей импульсов от рецепторов по нервам  к  мозгу и  обратно, и скоростью собственно мышления (анализ мозгом понятий и принятие решений).  По данным современной науки скорость импульсов в нервных волокнах находится в пределах от 0,5 м/сек до 120 м/сек  в  зависимости  от  их типа, т.е. соматические, вегетативные и т.д.  Как видим, максимальная скорость сигнала в нервных волокнах не превышает 110-120 м/сек., т.е. это предел скорости движения  импульса в живой материи. 

Для сравнения, скорость звука в воде  составляет  около  1500 м/сек, т.е. на порядок быстрее скорости движения импульсов по нейронам.  Таким образом, скорость импульса  внутри живых существ радикально ниже, чем  скорость звука в физической внешней среде.  Получается, что  биологическая  форма  движения ОТСТАЁТ по скорости от физической принципиально, хотя её структура существенно сложнее. Максимальная же скорость движения (перемещения) в физическом пространстве достигает 300000 км/сек (скорость света). Это предел скорости движения в материальной (физической) форме. 

Проблема развития связи (рецепторы-мозг-рецепторы) стала проявляться при достижении определенных ФИЗИЧЕСКИХ размеров живого и его усложнения (появление позвоночных).  Суть проблемы состояла в малой скорости движения импульсов от периферийных рецепторов к управляющему центру и обратно.  При медленном прохождении импульса по нейронам организм успевал погибнуть, прежде чем принимал решение о том, как реагировать на какой-то фактор: убегать или сражаться? 
 
Пока жизнь, после зарождения,  проходила этап развития доклеточных, простейших и беспозвоночных – то проблем со скоростью импульсов не было ввиду  соответствия минимальным размерам живых организмов. Но при  зарождении позвоночных и мозга  эволюция  столкнулась с проблемой скорости прохождения импульса (возбуждения-торможения) от рецепторов к управляющему центру (мозгу) и  обратно. По современным научным данным самый примитивный мозг, как сгусток некоторого количества нейронов, появился у рыб около 500 млн. лет назад. Сами сигналы (импульсы)  также  имели   материальную    (физическую)  форму.
 
Перед эволюцией встала задача преодолеть предел скорости движения в живой материи, ибо он сдерживал её развитие (усложнение).  С этой проблемой, как мы теперь знаем, живая материя справилась, так как её строение (структура) постоянно усложнялась. Возникли ДВА вопроса:  как повысить скорость прохождения  импульса по нервным волокнам, и на каком участке, так как первоначально биосигнал (связь) передавался исключительно в материальном виде и с  постоянной скоростью  на  всём  пути  следования:  рецептор – примитивный мозг – мышца движения. Нервные клетки вне мозга не годились для модернизации, так как достигли своей пропускной способности, как материальные (физические) каналы связи. Кроме того, возможному ускорению сигнала  препятствовало  их примитивное   строение. 

Таким образом, выбор эволюции  логично пал на управляющий центр - мозг. Он был самым развитым и КОМПАКТНЫМ участком на пути прохождения  сигнала: рецептор-центр-мышца реагирования.  На  мозг  эволюция  и возложила задачу по изменению  формы движения био-импульсов, т.е. научиться анализу и принятию решений в  ВООБРАЖАЕМОЙ  (абстрактно-логической)  форме.    Одновременно с  дематериализацией сигнала примитивному мозгу  надо было учиться логическим операциям: анализ,  сравнение, синтез, абстрагирование и т.д. 

Процесс  создания  и  развития идеально-нематериальных (абстрактных) способностей мозга шел  одновременно   с  корректировкой  физических  размеров   живых   существ.   Самоуправляемые  системы,  чей  мозг  не  смог  научиться  идеальным (абстрактным)  операциям,  вымерли  или  были уничтожены более  быстрыми  и  сообразительными  конкурентами в  этой  struggle  for  life.  (Например, исчезновение гигантских динозавров).

Прошли сотни миллионов лет биологической эволюции по теории Ч.Дарвина. Мозг выживших видов научился, за счет  постепенного УСЛОЖНЕНИЯ своего строения и увеличения количества клеток,   преобразовывать приходящие от рецепторов материальные импульсы в ИДЕАЛЬНУЮ форму движения т.е. сознание-мышление.  Затем анализировал, принимал  решение,  оперируя  понятиями,   снова переводил в материальную форму  и в  виде сигнала-команды отправлял мышцам.  Таким образом, препятствие на пути дальнейшей  интеллектуальной эволюции живого было устранено.

К настоящему времени имеем сознание/мышление (движение-связь  в  идеально-абстрактной  форме)   у   всего  живого,  имеющего  мозг.  Следовательно, любой вид материального (физического) движения, в том числе и скорость света,  априори проиграет по скорости движения  идеальной (воображаемой) форме, так как она является высшей формой  движения материи среди остальных.      

В мыслях идеально-абстрактное сознание-мышление  имеет  МГНОВЕННУЮ скорость  на  любые расстояния,  в то время как скорость сигнала по нервной (материальной) системе осталась ПРЕЖНЕЙ – 100-120 м/сек. Любая мысль быстрее скорости света, а тем более  импульсов в нейронах.  Человек МЫСЛЕННО (в воображении) может мгновенно оказаться в любой части Вселенной,  ибо скорость мысли  неисчислимо превосходит скорость сигналов по нейронам  (биологическое движение).  Именно  оперируя понятиями в мышлении, т.е. нематериальной  формой движения, человек будет опережать любой компьютер по сообразительности.  Но в материальном (электрическом) движении,  т.е. скорости  вычисления операций  человек  всегда  проиграет  машине.

Это несравнимые  сущности:  материальное и нематериальное (абстрактное) движение, но, тем не менее, они находятся в диалектическом единстве  в  человеке и животных.   В неживом мире идеально-абстрактная форма движения (сознание/мышление)  отсутствует  полностью,  ибо  там  незачем   её  генерировать,  так как обмен разрушает  неживое,  а  в  живом  мире  он  её  поддерживает и сохраняет.  Таким образом, попытки некоторых «продвинутых» философов приписать сознание всем формам материи вплоть до компьютера  являются мифом на 100%.

Далее.  Но на этом этапе эволюция сознания (идеально-абстрактного движения)  не  остановилось.  При дальнейшем развитии  живого мира сознание-связь раздвоилась, согласно принципу диалектики: сутью эволюции материи является раздвоение единого на противоположности. Это закономерно произошло у человека, когда он начал учиться производить орудия труда, пищу, одежду и тем самым выделился из животного мира ОКОНЧАТЕЛЬНО.  Животные не создают орудий труда, слоны для тигров не производят продукты.

У человека, как высшего животного дополнительно образовалась АКТИВНАЯ часть сознания, к имевшейся пассивной. Человек научился материализовать (объективировать) свои представления и понятия,  производя необходимые вещи. Наличием ДВУХ частей сознания человек принципиально отличается от животных, которые  остались только с ОДНОЙ пассивной частью сознания-мышления.  Таким образом, пассивные части сознания/мышления у человека с животными совпадают,  а  активная  часть – ПРИОРИТЕТ   человека,  как  высшего  создания  эволюции.

Читаем у Г.Гегеля: «Во взаимоотношениях с предметом Я бывает 1)ПАССИВНЫМ, а предмет – причиной определений во мне. В этом случае имеющиеся во мне определенные представления появляются оттого, что непосредственно наличные предметы производят на меня какое-то впечатление. Это и есть ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ сознание.  .…

2)противоположным образом проявляет себя Я как ПРАКТИЧЕСКОЕ сознание, когда нужно, чтобы определения Я не оставались только определениями его представления и мышления, а сделались внешне существующими. Тут уж Я определяю вещи,  я  являюсь  причиной изменений данных предметов».
[«Работы  разных лет в 2-х томах», М., 1972,   т. 2, с.7-8.   Выделено у  Гегеля].

Классик описывает суть теории отражения, т.е. природа своими факторами воздействует на животных и человека. В результате этого мозг формирует представления и понятия, т.е. определения во мне, как пишет Гегель.  Эта пассивная часть  имеется у человека и животных, т.е. этап формирования понятий одинаков, но далее начинаются сущностные различия.  Человек в процессе эволюции научился делать свои понятиями внешне существующими, т.е. реализовывать свои замыслы и планы и таким образом  объективировать (материализовывать) свои понятия.  Одновременно с этим процессом происходило  и  формирование ПРАКТИЧЕСКОГО  активного  сознания (связи).

Г.Гегель добавляет: «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ сознание рассматривает то, что есть,  и оставляет всё это так, как есть.  ПРАКТИЧЕСКОЕ же сознание является деятельным;  оно не оставляет того, что есть, таким же, а совершает в нем изменения и само создает определения и предметы. – В сознании, таким образом, налицо Я и предмет;  при этом либо Я бывает определено предметом,  либо предмет мною».   [Там же,  т.2., с.16.  Выделено  у Гегеля].

Следовательно, сознание (связь) у человека состоит из ДВУХ одновременно  действующих   половинок: пассивной и активной. Сначала, под воздействием   внешнего и внутреннего мира, мозг, как отражение, формирует наши представления/понятия.  Затем индивид воздействует на мир на основе  сформировавшихся представлений/понятий. Другими словами, на первом этапе, нас не спрашивая, т.е. независимо от человека мозг формирует  нематериальные (логические) мысленные формы (понятия) в нашем мышлении.

На  втором активном этапе человек материализует свои понятия и представления.  Животные  ничего не могут  производить и поэтому у них  активная часть сознания-связи отсутствует. Не нужна она им, хватает и пассивной части для существования, ибо они встроены в природу.  Именно этим обстоятельством животные  ЭВОЛЮЦИОННО отличаются  от  человека, т.е. стоят на интеллектуальную  ступень  ниже  человека.            
    
РЕЗЮМИРУЕМ. С точки зрения  диалектического материализма  сознание-мышление - это один из видов идеально-абстрактного, нематериального движения,  которое присуще исключительно  живым существам с мозгом. Как явление, оно возникло вместе с зарождением жизни из-за эволюционной необходимости в получении сведений о результатах обмена (внешнего и внутреннего). Данное движение (связь) может существовать в материальных низших видах живого или в идеально-нематериальной ВЫСШЕЙ форме, генерируемой мозгом.  (Психика  является составной частью  идеально-нематериальной  формы  движения   и   в  силу  этого  отдельно  не  рассматривалась).
 
В силу вышеизложенного,  у всяких «железяк» никогда не может быть создано сознание аналогичное человеческому, так как  оно является вершиной  эволюции  ЖИВОГО биологического, но никак не физического. То есть, на эволюционной иерархии форм движения сознание может возникнуть только на вершине биологической пирамиды как высшая его форма (абстрактная, которой физически нет). В силу этого фактора, допущение некоторых нейроученых  о том,  что сознание не нарушает фундаментальных законов физики – БЕССМЫСЛЕННО, ибо его физически нет, а, следовательно,  и  нарушить физику  оно  никак  не  может. 
 
Как ПОНЯТИЕ, с позиции формальной логики, «сознание» можно характеризовать следующим образом: общее, абстрактное, положительное,  собирательное,  нерегистрирующее,   соотносительное.

Общее  –  понятие  содержит в своем объеме совокупность  (множество) нематериальных,   абстрактных,  идеальных,  логических  движений,  присущих  исключительно  живому,  имеющему  мозг.

Абстрактное – выражает  одно из  свойств,  присущих  живому  миру (самоуправляемым  системам  с  мозгом).

Положительное – подтверждает  наличие  идеально-абстрактных  форм   движения,  присущих  живым существам с мозгом.

Собирательное  –  понятие  содержит  в своем объеме множество  разных  идеально-нематериальных  (нефизических)  форм  движения.

Нерегистрирующее  –  объем  составляет  N-множество  форм нематериальных  движений,  присущих  живому   миру  (самоуправляемым системам  с  мозгом).
          
Соотносительное  –  существует  только  в  единстве  с  живым  миром (самоуправляемыми системами с мозгом),  способными  генерировать  идеально-нематериальные  (абстрактно-логические)  формы  движения.

Объем понятия «сознание» представляет собой совокупность (множество) всех  видов  идеальных  связей/движений,  присущих  живому,  имеющему  мозг.       
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  С позиции диамата  в  материале  решались  следующие  вопросы:

-сформулировать адекватное действительности определение феномена «сознание»,   его  возникновение  и  эволюцию;

-дать  логическую  характеристику  понятия  «сознание»;

-раскрыть  причинно-следственную  связь  между   зарождением  живого через обмен  и  одновременным возникновением связи, первоначально  в материально-физическом  виде,  как  будущей  идеальной  формы  движения (сознания-мышления);

-доказать,  что  сознание-связь  на высшей стадии своей эволюции  является  идеально-абстрактной  формой  движения  объективной реальности;

-показать  ключевую роль  активной части сознания/мышления  в  возникновении  и  эволюции  homo  sapiens;

P.S.  Теории возникновения   сознания,  которые выдвигаются  модными пиар-философами  типа Д.Чалмерса и нейрофизиологами-академиками РАН не рассматривались ввиду их ИДЕАЛИСТИЧНОГО характера!!! Следовательно, неадекватности объективной реальности!

Хард-проблем сознания решена с позиции диамата!