Ф. Сычков и Е. Чепцов. Переписка

Елена Витальева
После Великой Отечественной войны Федот Васильевич Сычков поддерживает тесный контакт с Е.М. Чепцовым. Этих художников связывала память о далёких годах учебы в Академии, мастерской И. Репина.

Чепцов, как и Ф. Сычков, как и К. Вещилов, начинал свою деятельность в иконописной мастерской. Помогал отцу – маляру и иконописцу в селе Медвенке Курской губернии. Затем учеба в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, Академия художеств, длительные заграничные командировки и участие в росписи храма во Флоренции.

Но напутствием Е. Чепцову от любимого учителя И. Е. Репина было: "Не пишите Италию, пишите Курскую губернию". И Е. М. Чепцов едет в родное село, пишет жизнь русского крестьянства. Здесь же встречает весть о Великой Октябрьской революции и активно включается в культурно-просветительную работу на селе, создает народный театр.

Как и Сычков, Вещилов, Горюшкин – Сорокопудов, Ефим Чепцов ,будучи выпускником Академии художеств, некоторое время жил и работал на острове Капри, где познакомился с Максимом Горьким.

У М. Горького на Капри скрывался в те годы от "гнёта царизма" и В.И. Ленин. Говорили, что они с Горьким любили порыбачить. Так родилась идея картины «В. И. Ленин и А. М. Горький с рыбаками на острове Капри. 1908 год».

Несмотря на гонения на церковь и атеистическую пропаганду в массах, Ефим Михайлович явно вспоминает свои работы над иконами в Киево - Печёрской лавре, храмовые росписи во Флоренции, да и от христианских традиций много остаётся в его памяти с рождения. Надо полагать, что именно это побудило художника написать в стиле подлинного соцреализма серию картин « В.И. Ленин и рыбаки».

Тем более, православный народ, и, особенно, старообрядцы, в начале приняли революционную идею как свою. Ведь по Евангелию, Христос тоже начинал построение Своего Царства «для спасения человеков» не с царей, а с рыбаков.[1]

К слову, подобная художественная идея обращения к библейским сюжетам с целью политической пропаганды не нова. Ещё учитель Е.М. Чепцова Илья Ефимович Репин в 1878 году создал известную потом в революционных кругах картину «Арест пропагандиста», которая является реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета (2). Новая же, безбожная власть, заменила православные иконы портретами вождей. Теперь народу было доступно только "огосударствленное искусство", созданное укрощёнными творческими работниками.

В 1922 году Е.М. Чепцов переезжает на постоянное жительство в Ленинград, где вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Позднее занимает должность заведующего кафедрой живописи в Ленинградской академии художеств.

Его картины в духе «соцреализма» отражают новые социальные события деревенской жизни, изобилуют точностью бытовых деталей: "Заседание сельской ячейки», "Переподготовка учителей", "Проведение дня кооперации в деревне". В 1946 году Е.М. Чепцову присваивается почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Ефиму Михайловичу и Федоту Васильевичу было что вспоминать, что обсудить. Судя по переписке, они были друг с другом предельно откровенными: «…жизнь на земле так прекрасна, несмотря на окружающих тебя хищников…».

«Милый Ефим Михайлович! Приятно мне писать и делиться с Вами, как с художником, который меня понимает, радостью жизни и горем…», - так начинаются многочисленные письма Ф.В. Сычкова коллеге.

В своих письмах Федот Васильевич пишет, что у него в Кочелаево сгорел дом. Поджог произошёл по вине пьяного соседа. Пришлось строить новый. Но главная беда была в том, что вместе с домом сгорело около 300 новых полотен художника.

А тут ещё денежная реформа 1947 года, которую провело государство одновременно с отменой карточек, «съела» почти все денежные сбережения Федота Сычкова.

Сама реформа, направленная на сокращение денежной массы в стране и снижению розничных цен на товары массового потребления давала надежду людям на долгожданное возвращение к предвоенной жизни. Но она носила ещё и конфискационный характер. Бумажные купюры менялись по принципу 10 старых рублей за 1 новый рубль, и 16 декабря 1947 года по всей стране открылись магазины, в которых граждане уже без карточек и на новые деньги могли купить необходимые продукты и товары. В первые дни нового, 1948 года все улицы советских городов и сёл были буквально усеяны купюрами старого образца, которые в один вмиг превратились в не нужные «фантики».

Простые люди в СССР, которые жили от зарплаты до зарплаты ничего, конечно, не теряли, а вот накопленных за годы войны наличных капиталов у спекулянтов и взяточников поубавилось. К сожалению, пострадали и сбережения деятелей культуры и искусств, которые хранили наличность дома, к ним и принадлежал Ф. В. Сычков. Как писал Федот Васильевич Чепцову: « Со мной не в первый раз случилось это. Я уже третий раз при Советской власти сделался жертвой своих сбережений... Я уже привык к этому и не плачу, а, наоборот, улыбаюсь и еще хочу жить да понемногу наслаждаться любимым делом — живописью».

«В деревне много есть дела для художника, для его творчества. Так много хочется сделать, чтобы порадовать себя и других. К сожалению, уже на все не хватает ни сил, ни времени. Как обидна эта старость!»

Из-за постоянных проблем с питанием, с освещением в мастерской у Федота Васильевича начались проблемы с глазами. Зрение стремительно ухудшалось,да так, что даже хлеб на солее рукой искал.

«Ютюсь в маленькой комнатке и здесь же работаю, -продолжает Федот Сычков в другом письме к Чепцову, - а в мастерской, хоть она и есть у меня, невозможно из-за отсутствия дров. Живу неважно. Дрова здесь — главное. Зимой мне их только обещают, но не везут, хотя я своему районному клубу дал хороший большой портрет товарища Сталина. Написан на 2-метровом холсте больше натуральной величины, да здесь в деревне живопись плохо ценят — за это мне даже обещанные дрова не везут.

Так вот в одной маленькой не дотопленной комнате я ухитряюсь и работать, хотя в ней холодно, руки зябнут. Так незавидно я теперь после реформы живу.

Лишних денег нет. Ну, я не плачу. Как-нибудь проживем, лишь бы глаза немного видели. Надеюсь, еще заработаю себе на жизнь. Жить-то, конечно, теперь немного осталось, да, брат, немного. Жизнь у нас с Вами, как говорится, на кончике».

Отправив очередное письмо другу, Федот Васильевич и не догадывается, насколько его последние слова окажутся пророческими. 8 января 1950 года Москва простилась с заслуженным деятелем искусств РСФСР Е.М. Чепцовым.

Это известие стало для мужа и жены Сычковых настоящим ударом. Ефим Михайлович был моложе Федота Васильевича на 4 года и казался полным сил и энергии. Член многих художественных советов, организатор и активный участник художественных выставок, человек с большими связями, он служил для мордовского пожилого живописца той ниточкой, которая ещё его связывала со столичной жизнью.

Ещё недавно Ф.В. Сычков писал дорогому коллеге:

«…Там в Москве, около Третьяковской галереи, было раньше учреждение „Приют для престарелых художников“, а теперь я не знаю, как при Советской власти? Существует ли? Если еще существует такое учреждение, то мне очень хотелось бы узнать, кого туда приглашают? Думается, особенно выдающихся. Получивших признание за свою деятельность еще при жизни. Так я частенько вспоминаю об этом приюте: вот кабы можно мне туда. Хорошо бы там дожить до конца, да еще с Лидой. Вот о чем теперь я и Лида думаем. Ведь мне вот 2 марта 1949 года стукнет 79 годик, каково? А Лиде — 67 лет. Жизнь прожита!»

И вот, нет друга Е.М. Чепцова. А вместе с ним уходит надежда, «что кто-то из верных друзей в труднейшие минуты бессильной старости не даст погибнуть твоим полотнам».

*

Последние два года жизни Сычков с Лидией Ивановной живёт в Саранске. Ему сделали операцию на глазах, и он продолжает вдохновенно работать, хотя и в очках с толстыми линзами. Пожилым супругам по дому помогает приходящая домработница, кочелаевские героини картин художника с колхозной машиной передают молоко. Но как Сычковы не уговаривали своих односельчанок пожить кого-нибудь из них, обещая и квартиру, и накопления, никто не согласился: « Мы у чужих отродясь не живали, как можно?»- следует ответ крепко уже вставших на ноги колхозниц.

Не была исполнена и последняя просьба Федота Васильевича с Лидией Васильевной: похоронить их обоих в Кочелаеве, в саду родного дома, где было написано мордовским «художником радости» столько прекрасных картин. В Кочелаево под родные яблони Сычковы уже не вернутся. Федота Васильевича похоронили в августе 1958 года Саранске. А вскоре скончалась и верная супруга Лидия Васильевна.

«Свое творчество я посвятил изображению простого народа. Героями моих картин являются, главным образом, жители села Кочелаева Мордовской республики. Я люблю изображать простых людей не только в труде, но и показывать их жизнерадостность, веселье, игры. Я думаю, что в этом неиссякаемом оптимизме простого русского человека сказывается его великая созидательная сила, твердая вера в счастливое будущее…» Ф.В.Сычков.

*

Сейчас произведения Е. М. Чепцова хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, на малой родине в Курской государственной картинной галерее им. А.А. Дейнекии, в других музеях России и частных собраниях России и Европы.

Произведения Федота Сычкова выставляются во многих музеях России и за рубежом, находятся в частных коллекциях стран Америки и Европы. Самая большая коллекция картин и эскизов (около 600) основоположника профессиональной живописи мордовского края находится в музее Изобразительных искусств им. С.Д. Эрзи в Саранске.
На родине Ф.В. Сычкова в селе Кочелаево создан дом-музей, где сохранена прижизненная обстановка и мастерская живописца с копиями его картин.


ПРИМЕЧАНИЯ:


(1) Евангелие от Матфея, 4:18-23:

(2)Взятие Иисуса Христа под стражу. Мф. 26:47–56; Мк. 14:43–52; Лк. 22:47–54; Ин. 18: 2–12.


ЭПИЛОГ

Послереволюционный культурный всплеск в Наровчате с его многообразием новых идей и талантливейших личностей очень быстро наложился на мрачный фон социальных проблем.

"Говорящие об истории города" названия улиц меняют на новые, "прогрессивные". Теперь в городе есть улицы Советская, К. Маркса, Ленина, М. Горького, Интернациональная...и память стирает всё, что здесь было до событий 1917 года.

Вскоре пролетарии уездного города уступают своё место крестьянству, которое стало «петь хором», «шагать строем», дружно зарабатывать трудодни в колхозах. Им уже не до "репиных". Театральную деятельность сменили парады физкультурников, сатирические сценки и массовые постановки массовиков-затейников. Художественные полотна больше стали напоминать иконы с ликами вождей революции, праздники окрасились в пурпурный цвет политических лозунгов с карикатурами, рассчитанных на массовое тиражирование для «красных уголков».


Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.
Максимилиан Волошин -
русский и советский поэт, художник-пейзажист,
художественный и литературный критик.

Национализация «буржуазного» имущества привела к изъятию ритуальных ценностей, а затем и к уничтожению величественных соборов Троице - Сканова монастыря и храмов на Соборной площади Наровчата. Однако, памятники вождям тоже не прижились надолго. Сгорел и Народный дом.

*

Сейчас на селе построены хорошее здание школы, поликлиники, большой дом культуры, стоят памятники В.И. Ленину и А.И. Куприну, работает детская школа искусств им. А.А. Тряпкина. Восстановленный Троице - Сканов монастырь снова стал жемчужиной Русской православной церкви.

Скоро Музей-заповедник наровчатского района в доме, где жил К.А. Вещилов откроет двери нового художественного музея. Пожелаем ему успеха в воспитании культуры и восстановлении исторической памяти!

"Забытые художники". К началу:http://proza.ru/2024/04/30/1256