И. С. Горюшкин - Сорокопудов

Елена Витальева
В судьбах двух русских художников Федота Васильевича Сычкова и Ивана Силыча Грюшкина – Сорокопудова было много общего. Оба родом из бедных крестьянских семей, у которых отцы были бурлаками, оба рано осиротели, оба, одарённые с раннего детства, получили большую поддержку известных людей: Ф. Сычков – дворянина И. Арапова, а И. Горюшкин – Сорокопудов - доктора медицины, путешественника и художника - любителя П. Я. Пясецкого.

Благодаря тому, что в конце XIX — начале XX в. в просвещенных кругах общества (дворянства, купечества, разночинной интеллигенции) очень высоко ценилось искусство, в стране развивались меценатство и благотворительность. Поэтому выходцы из «глубинки» и низших слоёв общества (рабочих, мещан, крестьян), при наличии таланта имели возможность получить начальное, среднее и даже высшее художественное образование, попав в столицу или крупный провинциальный центр.

Таким образом, происходило мировоззренческое и художественное становление новых личностей, а вместе с тем русское искусство обогащалось пониманием традиций, знанием бытовых устоев, тонким восприятием природы талантливых выходцев из народной среды.

В то время русское общество находилось под влиянием идей художников – передвижников с их любовью к реалистическим сюжетам, жанровой картине, вниманием к актуальным, зачастую болезненным общественным проблемам и порокам. Но став профессиональными художниками, Ф. Сычков и И. Горюшкин – Сорокопудов идут своим путём, путём «обновлённого реализма», обратившись к теме народной провинции.

Основной жанр для Ф.В. Сычкова можно охарактеризовать, как пейзажно-бытовой, с повседневностью мордовской деревни и с красочностью народных традиций.

Основной жанр для И.С. Горюшкина – Сорокопудова - историко-бытовой, с жизнью средневекового города, периферийной повседневностью.

Совсем ещё молодой человек, по рождению Горюшкин, а по воспитавшей его семье Сорокопудов, с помощью П.Я. Пясецкого начнет свое художественное образование в Астраханской рисовальной школе. Одновременно с ним будет учиться и знаменитый в последствие Борис Кустодиев.

В девятнадцать лет Иван Горюшкин – Сорокопудов с помощью того же Пясецкого устраивается на проживание в Петербурге, а спустя три года подаёт прошение в рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств. С 1897 года одарённый студент уже обучается в мастерской И. Е. Репина Императорской Академии художеств вместе с Б. Кустодиевым, И. Бродским, Ф. Сычковым. Заканчивает учёбу с Первой премией ( аналог золотой медали) Академии художеств.

И.С. Горюшкин – Сорокопудов позже напишет воспоминания «Годы учёбы у Репина» и всегда очень будет дорожить и гордиться репродукцией И. Репина, подаренной ему в 1913 году с подписью: «Проникновенному искренним, глубоким чувством к родной красоте, деятельному художнику Горюшкину - Сорокопудову».

На портрете Горюшкина - Сорокопудова, написанного в 1900-е годы художником А.И. Вахрамеевым, перед нами уже знающий себе цену молодой щёголь, в облике которого уже ничего не выдаёт того «буфетного мальчика» с теплохода, которого впервые встретил П.Я. Пясецкий.

По окончанию Академии, Горюшкин - Сорокопудов едет сначала за границу, потом некоторое время будет преподавать в школе Общества поощрения художников. Но его влечёт в среднюю полосу Росси, поближе к земле, к простому народу.

И вот, в 1908 г. Академия художеств предлагает ему место преподавателя в Пензенской рисовальной школе им. Селивёрстова.

С этих пор его жизнь будет связана с Пензенским краем. Они с женой Клавдией Петровной, урождённой Холдиной, поселятся на небольшой усадьбе на реке Ардым, близ деревни Ивановка, которую купят у купцов-лесоторговцев Карповых.

Известного передвижника, академика живописи К.А. Савицкого-первого директора Пензенского художественного училища (Рисовальной школы) Горюшкин – Сорокопудов уже не застанет. Но тот уровень обучения, который был им заложен, достойно продолжали директора А.Ф. Афанасьев – художник – передвижник исторического жанра, Н.Ф. Петров – академик живописи, автор жанровых картин и пейзажей. Преподавателями в училище работали уже тогда известные художники и скульпторы: П.И. Коровин, Н.К. Грандковский, К. А. Клодт, К. Н. Жуков, О. М. Кайзер, А. И. Вахромеев и др.

Иван Силыч Горюшкин - Сорокопудов теперь все свое время делит между творчеством художника и трудом по воспитанию молодого поколения.

Ученики будут вспоминать, его облик, вполне соответствующий имени: «За внешней суровостью ощущалась большая сила и скромность . Его можно было сравнить со скалой. Если он брал в руки уголь, то выбирал самый большой и толстый…. Поправляя рисунок на холсте, проводил линию сверху донизу, уголь с треском разлетался от его сильного нажима. Поправляя живопись, выбирал самую широкую кисть и смелым широким мазком старался показать ученику – как надо….». Они будут вспоминать, как целыми группами ездили в Ивановку: «Все поражало: забор, окружающий небольшой цветник у дома с высокими кольями, на которых висели старые конские черепа с таинственными черными глазницами…

Сразу поразят вас старинные иконы, лампады. Уютный голос хозяйки приглашает нас к столу, и мы чинно рассаживаемся, предварительно осторожно передав Ивану Силычу принесенную водку»[1].

«Табак выращивал и обрабатывал сам. Жена Клавдия Петровна, тоже курила. У обоих были длинные самодельные мундштуки из бузины. А пепельницей ему служила теменная часть черепа. Всем говорил «Вы» и лишь в знак особого расположения «ты»[2].

На этом жизненном этапе личность Горюшкина – Сорокопудова, как художника, формируется специфической культурной средой русской провинции. Он пишет картины, черпая вдохновение с местной природы; в поисках натуры, он с интересом колесит по губернским городкам и селам, присматриваясь к жизни многонационального народа. Изучает традиции и обычаи, как русских, так и мордвы, татар, чувашей. Зарисовывает их национальные костюмы, предметы быта.

Многое из того, что ему было необходимо для написания исторических средневековых сюжетов, хранилось в музее художественного училища: народные костюмы, одеяния священников, вооружение древних воинов, бытовые предметы и украшения. Всё это, включая экспонаты с археологических раскопов края, собиралось экспедициями под руководством преподавателя искусств, археолога, этнографа и хранителя музея Владимира Михайловича Терёхина. Иван Силыч обряжал своих натурщиков, нередко примерял музейную одежду сам, мысленно погружаясь, таким образом, в изображаемую на холсте эпоху. Но любимой моделью Горюшкина – Сорокопудова была жена, Клавдия Петровна, которую часто можно узнать в колоритных женских образах его картин.

Среди студентов ПХУ в те годы были не малоизвестные в будущем Владимир Бурлюк, Аристарх Лентулов, Владимир Татлин. Но для них учителя уже не служили авторитетом, в противовес реалистическому жанру они предпочтут входящий в моду авангард, описанию крестьянского быта – восхваление промышленного прогресса. Студенты собирались в «футуристическом доме» немца - изобретателя, большого ценителя искусств и владельца первых в городе кинотеатров К.К. Цэге. Здесь они обсуждали программу и деятельность московского общества художников раннего авангарда «Бубновый валет», организовывали диспуты и выставки. А в 1914 году пригласили футуристов Владимира Маяковского, Давида Бурлюк и Василия Каменского в Пензу. Хотя, во избежание для себя последствий предстоящей встречи, хитрые студенты прислали письмо в редакцию местной газеты следующего содержания: « …к устроению лекций футуристов в Пензе ученики местного художественного училища никакого отношения не имеют».

Илья Ефимович Репин давал такую характеристику авангардистам: «Нас ожидал целый ад цинизма западных без­дарностей — хулиганов, саврасов без узды, на полной свободе выкидывающих курбеты красками на холстах… Все эти мази­лы, прежде всего, лентяи и холодные скопцы в искусстве».

Конечно же, и Иван Силыч Горюшкин – Сорокопудов не мог оставаться равнодушным к этому набирающему силу явлению в искусстве. Вслед за своим учителем И. Репиным, возмущённым этими «развязными дилетантами», он пишет: « …в это время у нас в России было много разных течений в искусстве, или, вернее сказать шарлатанства в искусстве, которое совершенно было непонятно народным массам, т.к. в искусстве всех этих шарлатанствующих групп отсутствовал здравый смысл».

Не принял революционный пафос авангардного течения Горюшкин – Сорокопудов и с началом революции, которой в целом очень симпатизировал. Даже признавая революцию «своей», многие мастера отнюдь не склонны были отказываться от своей духовной независимости. Поэтому новой властью их творчество было признано идеологически чуждым.

С переходом от «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП) начинается свободное соревнование различных группировок и течений. И Горюшкин - Сорокопудов с большим воодушевлением принимает участие в организации отделения Ассоциации художников революционной России (АХРР) в Пензе.

АХРР стала первой художественной организацией в советской России, призывавшей в своей декларации к «художественно-документальному» отображению действительности, то есть к творчеству в русле реализма: «реализм больше всего соответствует и марксизму, и коммунистической революции, и его опору следует искать в живописи передвижников». Ассоциация стояла в непримиримой оппозиции к представителям «левых» течений.

Идея создания ассоциации возникла на последней выставке Товарищества передвижных художественных выставок 1 марта 1922 года, а уже 1 мая 1922 г. АХРР была зарегистрирована при Российской академии художественных наук в Москве, и при финансировании Главполитпросвета открыта первая выставка в пользу голодающих.

В организацию вошли и старые друзья Горюшкина – Сорокопудова: И.И. Бродский, Б.М. Кустодиев, ориентировавшиеся, в основном, на творчество передвижников.

Общественному признанию АХРР способствовала поддержка членов Революционного военного совета Л. Д. Троцкого, С. М. Будённого, К. Е. Ворошилова.

Основное место в творчестве художников – членов ассоциации занимала историко-революционная тема, «правильное» идейное содержание в искусстве, натуралистичные, «понятные трудящимся» композиции. Для работы им была предоставлена мастерская в Кремле, где художники писали портреты руководителей партии и правительства.

Иван Силыч тоже искренне пытается сохранять верность режиму, пишет то, что требует время: «Ленин и революция», «Ленин на трибуне», «Похороны В. И. Ленина», делает ряд эскизов.

В дальнейшем деятельность АХРР всё больше способствовала созданию мифа о «новой героической советской действительности», формированию советского стиля, а с художественной стороны приводила к натурализму и простому бытоописательству.

Однако, ни И. Горюшкин – Сорокопудов, ни Ф. Сычков, постоянно теперь проживший в селе Кочелаево Наровчатского уезда[3], так и не станут, в полной мере, художниками «социалистического реализма». Чувствуя отчужденность от нового, советского искусства, они останутся верными себе.

Сила традиции русской реалистической живописи оказалась настолько велика, что ее не смогли уничтожить ни популярность авангардных, беспредметных «переобуваний», ни соблазны социального заказа, дававшего особые блага в эпоху развивающегося социализма.

Поэтому горюшкинский реализм имеет свой, особый, сочный стиль, с уклоном в символизм и модерн. А Ф.В. Сычков признаётся: «Известно теперь и мне: картины следует писать близкие к тематике, которую высказали Ленин и Сталин. Ну, что же, пусть молодежь, новые советские художники пишут о том, что им близко, а мы устарели… Нам по привычке дорого старое, мы не забываем темы о жизнетрепещущем прошлом»[4].

Иван Силыч любил работать над картинами, читая вслух стихи Есенина, поэзия которого воспевала русскую природу, выражала желание быть независимым духом, свободным от ограничений и норм. Всё это было очень близко Горюшкину. Однако, у руководителей, призывающих к коллективизму и единой идеологии, это вызывало беспокойство, и сверху идёт приказ что-то с этой "есенинщиной" делать.

В начале 1930-х годов реакция на «непослушание» Горюшкина – Сорокопудова со стороны местной власти не заставит себя ждать, и Иван Силыч будет на время отстранён от преподавания и изгнан из училища как «апологет старой жизни».

Но художник не отчаивается: пишет портреты близких людей, природу, посещает выставки. В эти годы они особенно сближаются с Федотом Васильевичем Сычковым: переписываются[1], совершают поездки друг к другу, вместе ходят на этюды, беседуют об искусстве: «Художник, истинный художник не может пройти мимо расцветшей природы и не утерпеть, чтобы запечатлеть все красоты, видимые в натуре, на холсте. В этом радость и полнота художественной жизни» (из письма Ф. Сычкова Горюшкину – Сорокопудову).

В другом письме Ф. В. Сычков делится с другом уверенностью в том, что совместная работа и общение «должны развить сильную энергию и подъем к работе, творчеству — тут и соревнование, и многое, что дает настроение и наслаждение как художнику».[5]

В один из своих приездов в Ивановку в 1931 году Ф.В. Сычков пишет лирический портрет Горюшкина - Сорокопудова. Сычков изобразил друга и коллегу спокойно сидящим на скамейке, без привычных для художника палитры и кистей, погружённого в свои мысли.

Словно в ответ Федоту Сычкову пишет портрет друга и И.С. Горюшкин – Сорокопудов в 1934 году.

В 1932 году ,согласно постановлению ЦК ВКП(б), все художественные группировки были упразднены и началось формирование единых всероссийских творческих союзов с отделениями на местах (Союз архитекторов, Союз художников). Начался и процесс национального возрождения классицизма, который больше всего подходил к монументальному государственному единообразию социалистической эпохи. В этих условиях снова возрастает авторитет крупных мастеров, начинавших работать ещё до революции.

Пензенском училище, следуя новому вектору, снова восстанавливает на педагогической работе К.А. Горюшкина – Сорокопудова. А вместе с ним восстанавливается традиция посещать любимого учителя в Ивановке. После выпускного вечера все ученики идут пешком в усадьбу Ивана Силыча, разводят костёр, пекут картошку, кипятят чай. Клавдия Петровна достаёт из погреба домашние соленья. Затем, разувшись, по чистым половикам, расстеленным по свежевымытому полу, направляются в летнюю мастерскую смотреть работы. В конце - коллективная фотография с учителем на память.

Почти за полвека педагогической деятельности, И.С. Горюшкин – Сорокопудов взрастит и даст путевку в большое искусство сотням юношей и девушек, многие из них станут видными советскими мастерами.

В годы Великой отечественной войны Горюшкин - Сорокопудовон неожиданно, видимо в силу непризывного возраста, занимает должность Директора Пензенского художественного училища и Пензенской картинной галереи. Тогда же Горюшкин – Сорокопудов направляет смелое письмо самому И.В. Сталину с просьбой отозвать художников с фронта, мотивируя это тем, что в живых должны непременно остаться хранители национальных традиций русской школы живописи для того, чтобы передать их последующим поколениям. В ответном письме от Верховного Главнокомандующего извещалось, что вопрос, поставленный художником, решён положительно.

В помощь своим ученикам, чтобы не голодали, Иван Силыч в первый год войны выделил часть своего урожая картофеля, раздал квашенную капусты с помидорами, домашней засолки. А потом выделил в Ивановке участок своей земли под посев картофеля и других овощей. Картошку, выращенную у Горюшкина, любовно называли «сорокопудовка».

В 1943 году Ивану Силычу Горюшкину – Сорокопудову в связи с 70-летием со дня рождения и 30-летием педагогической деятельности было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и вручен орден Трудового Красного знамени.

*

Теперь Горюшкин - Сорокопудов с Сычковым оба Заслуженные, только Иван Силыч – России, а Федот Васильевич – Мордовии.

В годы Великой Отечественной войны свою художественную лепту в подъём сил и уверенность в Победу вносит и Ф.В. Сычков. Художник пишет портреты Героев войны, картины с сюжетами помощи бойцам в тылу.

Картину «Встреча героя», над которой работал пять лет, Федот Васильевич посвятил долгожданному возвращению людей к мирному труду. Позировать мордовскому художнику для главного героя картины приезжал из Саранска в Кочелаево партийный работник, военный лётчик в отставке, Герой Советского Союза Семен Антонович Полежаев.

*

Иван Силыч Горюшкин - Сорокопудов, неуступчивый и прямой в суждениях, последние годы жизни жил одиноко в забытой Богом Ивановке, снова отлученный от своих учеников и коллег. В ночь с 30 на 31 декабря 1954 года Горюшкина- Сорокопудова не стало. Похоронили его в Пензе, на Митрофаниевском кладбище, недалеко от могил первого директора Пензенского художественного училища К.А. Савицкого и единственного хранителя Музея при ПХУ В.М. Терёхина (6).

Имя его и после смерти долго было предано забвению. Лишь в 1964 году в Москве состоялась персональная выставка И.С. Горюшкина – Сорокопудова, а Пенза его вспомнила к 100-летнему юбилею, организовав выставку картин в 1973 году .

Сейчас исторические картины «старины глубокой» и портреты художника экспонируются в лучших музеях страны, включая Государственную Третьяковскую галерею. Но самое полное собрание, свыше 200 произведений, находится в Пензенской картинной галерее им. К.А Савицкого. Здесь же с 1986 года работает и небольшой мемориальный музей мастера, где представлены его личные вещи, фотографии, документы, а также мебель, выполненная по эскизам Ивана Силыча Горюшкина - Сорокопудова.

Федот Васильевич Сычков переживёт друга на 4 года.



ПРИМЕЧАНИЯ:



[1] Из воспоминаний Б.В. Преображенского, ученика Горюшкина-Сорокопудова

[2] Из воспоминаний М.Е. Валукина, коллеги Горюшкина-Сорокопудова

[3] Декретом ВЦИК от 16 марта 1925 года Наровчатский уезд был упразднён. По современным административным границам территория Наровчатского уезда Пензенской губернии разделена между Наровчатским и Спасским районами Пензенской области и Инсарским и Ковылкинским районами Мордовии.

[4] Из письма Ф.В. Сычкова к художнику Е.М. Чепцову

[5] В документальном фонде Мордовского краеведческого музея имени И.Д. Воронина хранится двадцать шесть писем Ф.В. Сычкову от И.С. Горюшкина-Сорокопудова (1930 – 1940-х гг.)

(6) Могила надворного советника, хранителя Музея при ПХУ Владимира Михайловича Терёхина не сохранилась.

ДАЛЕЕ: Ф. Сычков и Е. Чепцов. Переписка.http://proza.ru/2024/04/30/1336