Что творится в душе гения? О Чарльзе Дарвине

Ирина Александровна Высоцкая
Что творится в душе гения? Узнаем об этом от самого Чарльза Дарвина.

Величайший английский учёный, натуралист, естествоиспытатель - Чарльз Дарвин - открыл миру теорию происхождения видов путём естественного отбора. Свою гипотезу он изложил в книге "Происхождение видов", опубликованной в 1859 году. Весь тираж был распродан сразу же в день выхода книги.

На протяжении всей своей жизни Чарльз Дарвин занимался научной деятельностью. И, по его мнению, это значительно изменило его личность.

Примерно до 30-летнего возраста он был весьма восприимчив к произведениям искусства, музыке, живописи, поэзии, восхищался красотами природы и ощущал некую высоту чувств, внутренний подъём, божественное присутствие. Однако, со временем, к его огромному сожалению, он полностью утратил не только веру в Бога, но и способность к глубокому восприятию красоты.

В своих мемуарах Чарльз Дарвин написал следующее: "Кажется, что мой ум стал какой-то машиной, которая перемалывает большие собрания фактов в общие законы, но я не в состоянии понять, почему это должно было привести к атрофии одной только той части моего мозга, от которой зависят высшие эстетические вкусы. Полагаю, что человека с умом, более высоко организованным или лучше устроенным, чем мой ум, такая беда не постигла бы, и если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере раз в неделю; быть может, путем такого постоянного упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее — на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы".

Ещё одним огорчением для учёного было то, что он перестал выходить в свет и заводить новые знакомства из-за своей болезни, природу которой до сих пор не могут понять специалисты:

"В первый период нашего пребывания в Дауне мы изредка бывали в обществе и принимали немногих друзей у себя; однако мое здоровье всегда страдало от любого возбуждения — у меня начинались припадки сильной дрожи и рвоты. Поэтому в течение многих лет я вынужден был отказываться решительно от всех званых обедов, и это было для меня известным лишением, потому что такого рода встречи всегда приводили меня в прекрасное настроение".

По этой причине Чарльз Дарвин жил в уединённом месте со своей женой и детьми, приглашая в гости только хорошо знакомых ему людей. Но в дальнейшем, отказался и от общения с ними. С годами его покинуло чувство привязанности к другим:

"Пока я был молод и здоров, я был способен устанавливать с людьми очень теплые отношения, но в позднейшие годы, хотя я все еще питаю очень дружеские чувства по отношению ко многим лицам, я потерял способность глубоко привязываться к кому бы то ни было, и даже к моим добрым и дорогим друзьям Гукеру и Гёксли я привязан уже не так глубоко, как в былые годы. Насколько я могу судить, эта прискорбная утрата чувства привязанности развивалась во мне постепенно — вследствие того, что я опасался утомления, а затем и вследствие действительно наступавшего изнеможения, которое под конец сочеталось в моем представлении со встречей и разговором в течение какого-нибудь часа с кем бы то ни было, за исключением моей жены и детей.

Главным моим наслаждением и единственным занятием в течение всей жизни была научная работа, и возбуждение, вызываемое ею, позволяет мне на время забывать или совсем устраняет мое постоянное плохое самочувствие".

По поводу своего отношения к религии Чарльз Дарвин подробно рассказал в книге под названием "Воспоминания о развитии моего ума и характера". Если кратко, то он предпочёл остаться агностиком (тот, кто не отрицает существования Бога, но сильно сомневается, что Он есть). Ведь несмотря на открытие закона эволюции, тайна начала зарождения жизни так и осталась не раскрыта. А значит, не исключено, что она может быть связана с некой высшей волей и разумом.

В целом же жизнь великого гения была очень насыщенной и сложилась удачно: он внёс бесценный вклад в науку, занимаясь любимым делом, много путешествовал, женился и вырастил семерых детей (он очень любил свою семью и дорожил ею).

Чарльз Дарвин умер в 73 года и был похоронен в Вестминстерском аббатстве рядом с ещё одним величайшим гением Исааком Ньютоном.