Исаак Бродский

Елена Витальева
К 1920 году из-за Гражданской войны и просчётов новоявленных экономистов, деньги перестали быть мерилом трудовой деятельности, произошла натурализация заработной платы. Однако, К.А. Вещилов и Ф.В. Сычков не оставались без еды, одежды и дров, т.к. у художников постоянно были в Наровчате заказы. Но, были ли это заказы, удовлетворяющими их внутренним духовным потребностям? Конечно же нет. А на воплощение своих идей у художников элементарно не было кистей и красок. Возможно, что последней каплей терпения для привыкших к благополучной столичной жизни Константина Александровича и его супруги стала страшная эпидемия сыпного тифа, которая начала косить наровчадцев, и в июне 1920 года, они уезжают в новую столицу. В то время, как Сычковы остаются верными своему селу Кочелаево и уездному городку.

В Москве на правах старого приятеля по Высшему художественному училищу, художник Исаак Израилевич Бродский подключает Вещилова к написанию портретов участников II Конгресса Коминтерна.

Портрет Исаака Бродского. Худ. Александр Лактионов, 1938г.
Будущий директор Всероссийской Академии художеств И.И. Бродский, как и Константин Александрович Вещилов, учился у Ильи Репина. С великим мастером Исаак Израилевич долгие годы потом находится в самых тёплых отношениях. Они встречаются в "Пенатах", и за беседой, пишут портреты друг друга. И.Е. Репин останется очень довольным своим портретом работы Бродского, о котором напишет: "Я вижу себя и восторгаюсь техникой""

Как и другие выпускники, на деньги Академии Бродский ездил по Германии, Франции, Испании и Италии, был у М. Горького на Капри. На Капри он пишет портрет Горького, и тот приглашает пожить у него. Бродский живёт там полгода, а затем приезжает к М. Горькому повторно в 1911 году, уже с семьёй.

Также, как и К.А. Вещилов, Бродский состоит членом обществ: «Товарищества передвижников», «Общества имени А. И. Куинджи», «Общины художников», «Товарищества южнорусских художников», «Общества живописцев»; экспонируется на Художественных Выставках.

После Февральской революции Бродский лирических пейзажей больше не пишет, он работает над портретом Керенского, а после Великого Октября - над созданием образов советских вождей, в первую очередь В. И. Ленина. В 1919 году Бродский пишет картину «Ленин и манифестация». За ней были «Ленин на фоне Кремля» и «Ленин на фоне Волховстроя», «Ленин в Смольном», «Ленин на Путиловском заводе», «Ленин и манифестация 1919», «Ленин, провожающий Красную армию на Польский фронт» и др.

За Лениным последовали Сталин, Дзержинский, Фрунзе, Луначарский, Калинин, Зиновьев, Ворошилов…

Ленин в Смольном. Худ. И.И. Бродский
И вот теперь, в июле 1920 года, он получил социальный заказ: запечатлеть на полотне пленарное заседание делегатов II Конгресса Коминтерна в момент выступления В. И. Ленина в Таврическом дворце Петрограда. Картина должна была стать созидательным ответом на вызов революционной эпохи.

Художнику предстояло изобразить на картине грандиозную по масштабу композицию из делегатов и гостей конгресса в количестве шести сотен человек. Для этой цели И.И. Бродский создаёт рабочую группу, в которую привлекает художников: К. А. Вещилова, Г. К. Савицкого, Б. М. Кустодиева и др. Они взялись делать наброски портретов делегатов. Все наброски делались с натуры, поэтому художникам приходилось ездить вслед за перемещениями делегатов. Иностранцы, как правило, приезжали в Россию нелегально, поэтому позировали неохотно, и нередко их зарисовывали скрытно.

II конгресс Коминтерна» («Торжественное открытие второго конгресса Коминтерна во дворце имени Урицкого (бывшем Таврическом)», Бродский И.И. , 1920 - 1924 гг.
Была ли эта работа творческой для настоящих художников старой школы?

Для Исаака Бродского – возможно. Он создавал колоссальный групповой портрет, на котором надо было передать приподнятую атмосферу заседания в целом, сплотив делегатов вокруг центральной фигуры вождя, не упустив особенности характеров каждой личности.

Но для других состоявшихся уже художников, обычные зарисовки незнакомых, в большинстве, людей в условиях, не располагающих к вдохновению, навряд ли могли приносить удовлетворение.

*

Вот и Константин Александрович Вещилов, последние годы ничего достойного не создававший, скорее всего, понял, что в современной России ему, ещё полному творческих сил, 45-летнему художнику ничего больше не написать.

Он ещё пытается выставляться на художественных выставках в Петрограде с работами эскизного характера: «Петроград во время представления «Гимна освобождения труда», «Да здравствует Коминтерн! (Митинг в честь II Конгресса Коминтерна на стрелке Васильевского острова)», но в период НЭПа, выкупив на аукционах некоторые свои старые произведения, они с супругой Марией Михайловной всё же навсегда покидают Россию.

*

В то же время И.И. Бродского в первой стране Советов ожидает впереди удачная и стремительная карьера, которая началась с этой самой картины.

Когда картина была готова, И.Е. Репин назвал И.И. Бродского «Рафаэлем нашего времени» и отозвался о ней так:

«Торжественное открытие II Конгресса» — картина Исаака Бродского представляет такое необыкновенное явление, что о нем можно только благоговейно молчать. Такая масса лиц (600) и движений, и все портреты, и все они действуют, начиная с главного оратора Ленина. Это колоссальный труд, и выполнение такой сложной композиции — редкость».

Возможно, Илья Ефимович глядя на «IIКонгресс Коминтерна 1920г.» И.И. Бродского, проводил аналогию со своей работой над «Торжественным заседанием Государственного совета. 1901г.», поэтому какой «это колоссальный труд», знал по собственному опыту.

Однако, большинство художников и искусствоведов картину И.И. Бродского не воспринимали как произведение искусства. Ее называли пренебрежительно «гигантской приятно раскрашенной фотографией», а самого художника причисляли к «ремесленникам-натуралистам».

Сам же Бродский мало обращал теперь внимание на критику, т.к. в ходе работы над картиной, стал обладателем уникальной коллекции иконографии: 125 портретов деятелей Коминтерна с автографами каждого, включая В.И. Ленина. Он был убеждён, что только этим он уже вписал своё имя в историю.

Дальнейшую судьбу картины, не имеющей аналогов в отечественной живописи, определила снова политика. По картине существовал каталог с 226 именами изображённых на ней ведущих деятелей рабочего и коммунистического движения. Из них почти половина позднее была объявлена «врагами народа» и расстреляна.

Именно по этой причине картина И.И. Бродского оказалась под запретом, и долгое время находилась в запасниках Исторического музея.

Но на самом творчестве художника это не отразилось. В 37-м, когда многие из его коллег с тревогой вслушивались в ночные шаги на лестнице и визг тормозов «воронка», Исаак Израилевич не без успеха выставлял «своих Лениных» в Париже.

Сама же идея «социального заказа» легла в основу нового главенствующего художественного направления в литературе и искусстве СССР, стала частью, так называемого, соцреализма.

Соцреализм, снова признающий классические традиции и представляющий собой единство реализма и советской романтики, пришёл на смену агрессивных позиций авангарда. Государство стало давать художникам заказы, посылать их в творческие командировки, организовывать выставки — таким образом, стимулируя развитие необходимого ему вида искусства.

На гребне этой волны И. И. Бро;дский становится одним из основоположников живописи социалистического реализма, приверженцем исторически-революционного жанра, профессором и директором Всероссийской Академии художеств; первым кавалером высшей государственной награды СССР ордена Ленина и владельцем просторной квартиры.

Литературный критик и самый издаваемый в Советском Союзе детский писатель Корней Чуковский так вспоминал Исаака Израилевича:

17 февраля 1926г. «… я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания.

Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин.

Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию.

Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.

Сам Бродский очень мил. …чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять - таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией. …

Примирило меня с ним то, что у него так много репинских реликвий. Бюсты Репина, портреты Репина и проч.

И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка — в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица»...

Отношение к картинам любимого художника Ленина и Сталина особенно поменялось с началом перестройки. Теперь его имя вспоминают редко. И часто путают с поэтом - однофамильцем.



ПРИМЕЧАНИЯ:


(1) Портрет М.В. Фрунзе худ. И.И. Бродского одно время висел в заводоуправлении Велосипедного завода им. Фрунзе в Пензе.

ДАЛЕЕ:Ф. Сычков и К. Вещилов. Дружба без границ http://proza.ru/2024/04/30/1321