В начале ХХ века Пенза славилась своим Художественным училищем. Училище (ПХУ или иначе Рисовальная школа) носило имя генерал-лейтенанта, губернатора Пензы Н.Д. Селивёрстова, по завещанию и на личные средства которого было построено в 1898 году.
Санкт-Петербургской Академией художеств был назначен директор училища. Им стал известный художник, академик живописи Константин Аполлонович Савицкий[1].
Прибывая на должности директора, К. А. Савицкий организовывает приезд в Пензу передвижных художественных выставок. Он заложит такой высокий уровень преподавания, который сделает Художественное училище одним из известнейших в России. Первые преподаватели живописи, скульптуры и прикладного искусства приглашались из Москвы и Санкт – Петербурга. Ими стали: П. И. Коровин, Н. К. Грандковский, К. А. Клодт, К. Н. Жуков, О. М. Кайзер и др. Общие дисциплины преподавали учителя местных училищ.
При училище были организованы музей и фундаментальная библиотека, в основной фонд которых вошли коллекции картин и книг бывшего пензенского губернатора Н.Д. Селивёрстова.
На должность хранителя Музея и фундаментальной библиотеки, Приказом по Министерству Императорского двора, был определён преподаватель искусств Владимир Михайлович Терёхин[2]. Параллельно с работой в музее ПХУ, Владимир Михайлович, в то время с преподавательским стажем около 35 лет продолжает вести уроки живописи в Женской гимназии и Мужском реальном училище г. Пензы.
Коллекция картин и библиотечный фонд музея быстро пополняются за счёт частных пожертвований других коллекционеров; работ, подаренных самими художниками. А благодаря всестороннему дарованию хранителя (директора) В.М. Терёхина, и в результате работы этнографических, археологических и других научных экспедиций, десять лет спустя в музее уже работало 8 отделов:
-художественный;
-промышленный;
-археологический;
-этнографический;
-палеонтологический;
-естественно-исторический;
-нумизматический;
-церковный.
Параллельно с административной работой, К.А. Савицкий продолжает писать картины. Сюжеты картин художника в то время изобиловали народными типами и характерами, отражали противоречия и драматические стороны простого русского народа второй половины XIX века. Живописец откликается на злободневные темы обнищания деревень, переселения их жителей в города из-за голода и безземелья. Персонажи Савицкого плывут на барже, едут в телегах, бредут по дорогам... Один из них – наровчатский купец Леонтий Финогеев возвращается на телеге с пустыми корзинами после удачной торговли в родной город. Интересно то, что позировал для картины «Крутой спуск» не сам купец, а коллега Константина Аполлоновича В.М. Терёхин, который сам преподавал когда-то уроки рисования в Наровчате.
В народе К.А. Савицкий – художник останется известным больше по изображению мишек на картине своего друга И.И. Шишкина. И то потому, что этот шедевр окажется на обёртке конфеты вскоре после того, как Павел Третьяков приобретёт картину «Утро в сосновом лесу» для своей коллекции. В Советской России конфеты «Мишка косолапый» станут самыми популярными в стране. А посетители «Третьяковки» и сейчас нередко ищут в её экспозиции картину И. Шишкина под названием «Мишка косолапый».
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] К.А. Савицкий (1844 -1905) – художник-реалист, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижников, выдающийся мастер жанровой живописи, главным героем картин которого был простой народ. Настоящий идеалист: верил, что с помощью картин можно исправить это несовершенное общество.
[2] В.М. Терёхин ( 1854 – 1916) – преподаватель искусств, археолог, этнолог, собиратель древнерусских рукописей; надворный советник. Член общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Член -сотрудник организационного комитета международных конгрессов зоологической и исторической археологии в Москве, Почётный член губернского статистического комитета, Действительный член Пензенского общества любителей естествознания (ПОЛЕ), бессменный хранитель Музея при ПХУ. См. кн. Елены Витальевой « Хранитель».
(3) И. И. Спрыгин (1873-1942) - революционер, делопроизводитель и преподаватель естественной истории, химии, географии в ПХУ, председатель Пензенского общества любителей естествознания (ПОЛЕ). После революции 1917 года -организатор в Пензе Естественно - исторического музея, ботанического сада и научного гербария. Первый директор Средневолжского заповедника, который теперь носит его имя.
ДАЛЕЕ: Ефим Равдэль http://proza.ru/2024/04/30/1302