Федот Сычков

Елена Витальева
В конце XIX века мордовское село Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии считалось вполне большим: около 550 дворов, население до 4600 человек. Плодородные земли, леса, удобные пути сообщения по суше и воде давали экономике села вполне успешно развиваться: работали четыре поташных завода, две маслобойни, функционировали почтовая станция, пристань, шла бойкая торговля на базаре, организовывались ярмарки.

В селе были построены каменная Казанская церковь (1854г.) и кладбищенская каменная церковь во имя иконы Божьей Матери «Живоносный источник» (1874 г.), имелось церковно-приходское попечительство.

Дети учились в мужской и женской трёхклассной земской школе. Вот такую школу и закончил наш будущий «художник радости» - как позднее назовут Федота Сычкова (1870-1958 г .г.) за его яркие картины со смеющимися односельчанами.

В школу его отправит бабушка. Отец, промышлявший отхожим промыслом и бурлачеством, умер рано, а мама считала учёбу не нужным делом. Первые уроки рисования Федот получит у местного учителя П.Е. Дюмаева. А потом, с 15 лет - пишет фрески в церквях, выполняет портреты по фотографиям, работает в Сердобской иконописной мастерской у Д.А. Решетникова.

Одарённого молодого человека Иван Андреевич Арапов, владелец крупного с/х предприятия в Воскресенской Лашме, что в 14 верстах от с. Кочелаево, заприметил случайно. Портретом кисти деревенского художника похвастался перед генералом наровчатский уездный исправник, и Иван Андреевич обратился к Федоту Сычкову написать свой портрет. Портрет Арапову понравился, после чего последовало предложение художнику-самоучке написать многофигурную картину (около 400 персонажей) по рассказам и фотографиям на сюжет закладки железнодорожной станции в Воскресенской Лашме[1].

Картина «Закладка станции Арапово» (1892 г.) произведёт впечатление теперь не только на самого дворянина, но и на директора Рисовальной школы для вольноприходящих Е. А. Сабанеева. Талантливого юношу И.А. Арапов назовёт «мой Рафаэль» и с рекомендациями, при своей финансовой поддержке отправит учиться в Санкт – Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств.

И Федот не подведёт своего "протеже". Уже три года спустя (вместо шести лет обучения) он становится вольнослушателем в Высшем художественном училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии художеств.

Сычков мечтает учиться у И. Репина. Он даже вспоминал, что однажды, поймав Илью Ефимовича «за пуговицу» на академической лестнице, пытался уговорить великого мастера живописи на возможность посещать его занятия. Но Илья Ефимович, сославшись на отсутствие мест, посоветовал кочелаевскому самородку поступить в мастерскую баталистов к профессору Николаю Кузнецову. Сычков советом воспользовался, но всё равно периодически посещал мастерскую И. Е. Репина, чтобы снимать копии с его картин. Один из советов великого художника Федот Сычков сделает в последствие своим художественным кредо: "Картине невозможно существовать, если в ней не отражен внутренний мир человека, его духовное лицо..."

Впоследствии Федот Васильевич особо гордился деловой запиской, где Репин вынес свой вердикт: «Сычков - хороший живописец».

В Петербурге о Ф. Сычкове пойдёт слава и как о великолепном портретисте. Его умение писать быстро, точно схватывая особенности человеческого облика, привлекают заказчиков парадных портретов: светских дам, банкиров, знатных чиновников. Работа салонного портретиста приносит художнику неплохой доход.

Вот теперь состоявшийся уже живописец сможет отблагодарить своих благодетелей - дворян Араповых. По их просьбе Ф.В. Сычков снимает копии с портретов Натальи Николаевны Ланской (Пушкиной): один — с акварели Владимира Гау, второй — с акварели архитектора Александра Брюллова. Причем, в последней копии Наталью Николаевну художник изобразит не с русыми волосами, как на оригинале, а брюнеткой - какой её помнили дети.

Портрет Александра Александровича Пушкина. худ. Ф.В. Сычков
В 1898 году Федот Васильевич пишет портрет старшего сына А.С. Пушкина Александра Александровича. В то время А.А. Пушкин, генерал от кавалерии гусарского Нарвского полка, был в Петербурге всего три дня. Но по просьбе своей сводной сестры Александры Петровны Араповой всё же нашёл время попозировать художнику.

На автопортрете 1899 Федот Сычков уже ничем не напоминает простолюдина. На зрителя смотрит респектабельный молодой человек в черной тройке и белоснежной сорочке с высоким воротником, подвязанным галстуком-бабочкой.

Официальное же звание художника Ф.В. Сычков получит в 1900 году по завершению учебы и конкурсной работы "Вести с войны". Диплома он не получит из-за отсутствия полного среднего образования, и всё же дальше смело пойдёт по жизни, благодаря своему незаурядному таланту, жажде к созиданию и любви к искусству.

Далее последует: членство в Комитете Общества взаимного вспомоществования русских художников, целью которого было сближение русских художников с французскими коллекционерами и любителями искусства; членство в творческом объединении - Обществе художников имени А. И. Куинджи, получение премии имени А.И. Куинджи.

Творческий диапазон уже зрелого художника Ф. В. Сычкова очень разнообразен. Быстро отказавшись от батальных полотен, он будет писать пейзажи, виды, натюрморты, путешествуя по Италии, Франции, Германии уже с женой Лидией Васильевной (ур. Анкудиновой). Правда, позднее об этом периоде творчества он будет отзываться так: "Развалины древнего Рима... Нет, это не сычковский жанр!"

Однако, наибольшую славу Федоту Сычкову приносит его народничество: душа всё время тянется к родному мордовскому селу, скромной природе, к изображению радостных крестьянских лиц. Репродукции с картин «художника радости» большими тиражами печатают на открытках, а художники вешают свои полотна на выставках подальше от выразительных, самобытных картин Ф.В. Сычкова, отвлекающих на себя внимание посетителей.

В то время уже друг Сычкова Константин Вещилов, порой, подтрунивает над «дядей Федотом»: «И вольно было тебе, Федот, из податных крестьян в свободные художники податься. Возил бы себе навоз без всяких проблем, хотя, с другой стороны, твою Пензу не зря «русскими Афинами» называли! Оттуда и адмирал Ушаков вышел, и сам Радищев, и Огарев с Полежаевым... Теперь вот и ты, значит, к ним прибавился...».

К 1917 году живописец уже имеет ряд наград на российских и международных художественных выставках, популярен за рубежом .Образы его русских девушек, народных гуляний, зимних забав молодежи имеют небывалый успех в парижском Салоне, где их охотно раскупают любители русской деревенской тематики, а его работа «Учительница у себя дома» была удостоена серебряной медали на Международной выставке в Сент-Луисе (США).

И всё же, Ф.В. Сычков не доволен и жалуется жене: "В Петербурге я ничего не напишу. Даже темы себе не подберу!"… и художник, приветствуя революцию, перебирается на малую родину. Тем более, что его питерскую мастерскую разграбили, а от дореволюционных работ осталась лишь память в репродукциях, на открытках, да на страницах журналов.

*

Но хуже всего оказалось то, что и на малой родине картины уже никому не были нужны. «Тогда я приехал к себе в деревню и после пережитого отчаяния, ничего другого не придумал, засеял свой надел земли и сам лично с женой его обрабатывал. Этим и существовал».

После Октябрьской революции 1917г. главным собственником и главным заказчиком искусства оказалось государство. Новая власть закрывает Академию художеств как «царистское» учреждение и делает крупный культурный шаг в направлении монументальной пропаганды, чтобы наглядно закрепить свой триумф. Повсеместно предписывается сносить памятники «царей и их слуг», заменяя их фигурами или бюстами революционеров и современных прогрессивных деятелей, с использованием прежних постаментов и нестойких материалов. На зданиях появляются мемориальные доски, написанные от руки плакаты, типографии печатают политические комиксы.

Вот в такое время события 1917 года и приводят двух больших художников К. Вещилова и Ф. Сычкова в Пензенскую губернию, город Наровчат. И здесь, благодаря организаторским способностям К. А. Вещилова, несмотря на голод, проблем с отоплением, эпидемию сыпного тифа и постоянные вооружённые столкновения, происходит необычайное культурное оживление народа.

Первым делом , "говорящие об истории города" названия улиц меняют на новые, "прогрессивные". Теперь в городе есть улицы Советская, К. Маркса, Ленина, М. Горького, Интернациональная...и память стирает всё, что было до событий 1917 года.

Большие в прошлом художники пишут большие по размеру агитационные плакаты, портреты вождей, оформляют улицы уездного города и близлежащих сёл, делают декорации к революционным постановкам и народным спортивным празднествам.

Позднее Федот Сычков вспоминал: «Так как других заработков не имел, а картины писать не мог, ибо тогда не до картин всем было, я не мало поработал в нашем городке ( имеется в виду город Наровчат) по оформлению празднования первой годовщины революции: писал портреты Ленина и других вождей революции, плакаты, а также писал плакат –картину « Ленин объединяет угнетённых и пролетариев всего мира».

На площади Ленина Наровчата строится Народный дом. Теперь есть место для народной театральной и концертной деятельности, для работы кружков, библиотек, проведения лекций. Здесь проводятся революционные празднества, художественные лотереи, костюмированные вечера. На одном из таких вечеров наровчатский подросток Павел Дмитриевич Тараканов за костюм шахтера, сделанный собственными руками, получает в награду от Константина Александровича Вещилова акварель «Тишина». Позднее он поедет учиться в Москву и станет архитектором. Кто знает, случилась бы у Тараканова тяга к созиданию прекрасного без таких вот творческих встреч? А стал бы десятилетний мальчик Володя, влюблённый в картины Вещилова, "Великим Малышевым из маленького Наровчата"[2], если бы не загорелся идеей во что бы то не стало найти рукопись протопопа Аввакума?

Крупным событием 1919 года в Наровчате виделась летняя выставка картин великих русских художников исторического жанра Константина Александровича Вещилова и Федота Васильевича Сычкова. Впервые художественная выставка такого уровня состоялась не в «буржуазной» столице, и не за рубежом, а в самой глубине народных масс, впервые мировые шедевры были выставлены для широкого обзора и обсуждения простого народа.

Проходила выставка в большом угловом доме, раннее принадлежавшем купчихе С.А. Ерофеевой, родственнице московского художника - архитектора Семёна Митрофановича Ерофеева[4]. После событий Октября 1917 года это здание стало известно своим уездным комиссариатом.

Газета «Плуг и молот» Наровчатского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов тогда писала о первой выставке картин в Наровчате следующее:

«Вот картина художника Вещилова “Портрет тов. Ленина”, превосходно исполненный и поражающий жизненностью взгляда...Выставка имеет живой интерес в публике, тем более что художник Вещилов знает объяснение картин Сычкова... Вещилов очень живо давал объяснения, рассказав вкратце биографию художника Сычкова...».

Друзья – художники К.А. Вещилов и Ф.В. Сычков занимаются оформлением декораций к операм композитора и музыковеда Алексея Артемьевича Тряпкина. Автор опер «Лесные сны», «Сын солнца», музыкальной сцены «Робин Гуд», нескольких песен и кантат А.А. Тряпкин учился ранее в Пензе у известного мастера хорового искусства А.В. Касторского[4], закончил Петроградскую консерваторию.

Алексей Артемьевич Тряпкин (1887 -1931),композитор, музыковед
А с 1918 года Алексей Артемьевич преподаёт на своей малой родине, в наровчатской советской школе пение и музыку, организует струнный и духовой оркестры, хоровой кружок из учащихся и учителей. В 1919 году решением Наровчатского уездного комитета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов была открыта шестилетняя Детская школа искусств, где А.А. Тряпкин был назначен первым директором.

До 1921 года 122 ученика и 7 преподавателей занимаются по вечерам в разных зданиях, на дому у учителей и лишь в 1921 году под школу отвели помещение Уисполкома.

В школе преподают: хор, теорию музыки, гармонию, историю русской песни (А.А. Тряпкин); сольное пение преподаёт П. И. Типузанов; работают классы скрипки и виолончели (А. А. Тряпкин), фортепиано ( Л. М. Глазнен, А. Ф. Каплан, А. Н. Барцал, М. П. Россина); оркестровый класс ведёт Ф. И Баженов.

Ежемесячно даются концерты в пользу голодающих. Хор в составе 100 человек исполняет песнопения в Покровском соборе, что теперь на Советской площади. Там же, где когда-то пел в церковном хоре подростком сам А.А. Архангельский, только тогда эта площадь носила название Соборная...



ПРИМЕЧАНИЯ:


[1] Генерал И.А. Арапов добился замены участка железнодорожных путей с г.Наровчата на с. Воскресенскую Лашму и лично участвовал в проектировании станции, в последствие названной его именем (сейчас ст Ковылкино).

[2]Елена Витальева." Наровчатские истории. кн.5 Великий Малышев из маленького Наровчата

[3] С. М. Ерофеев (1875 –1921) художник, архитектор, закончил Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества (МУЖВЗ), служил архитектором Верхних торговых рядов «с полной ответственностью за здание» (ГУМ), спроектировал и осуществил постройку нескольких часовен, больниц, фабричных корпусов в Московской губернии.

[4] А.В. Касторский - регент, композитор, преподаватель учительской семинарии в Пензе. Вслед за А.А. Архангельским - деятельный пропагандист хорового искусства. В 1918-1922 гг. один из организаторов и преподаватель пензенской Народной консерватории.

ДАЛЕЕ: Скульпторы http://proza.ru/2024/04/30/1288