Не укради

Сергей Елисеев
Не укради

 

Дочь послала меня гулять с внуком. Она отбывает на работу, а ребёнка оставить не с кем. Что же, надо дочери помочь, пока она зарабатывает на хлеб насущный.

Выходим с внуком на детскую игровую площадку. Тут лестницы, горки, мостики и наклонный скат, по которому можно скользить вниз, если штанов не жалко. Отдалённо от горки стоят качели и скамейки.

Внук бегает вокруг горки, кидает пластмассовый шарик в скат и ждёт, когда он скатится.

Рядом играет ребятня, мальчики лет десяти-двенадцати. Пинают мяч в воздух, посылая его как можно выше. Весёлая забава сопровождается выкриками, словами и выражениями, запрещёнными Роскомнадзором. Неприятно мне, дедушке, слышать от мальчиков упоминание половых органов и сексуальных актов. Делают они это
совершенно спонтанно, орудуя матерком так же мастерски как Пушкин эпитетами.

Проходя вдоль одной скамьи, я заметил на ней смартфон. Во! Откуда? Кто-то из мальчиков потерял или какой-нибудь рассеянный гражданин, посидев на лавочке, оставил? Долго он тут не пролежит. Подберёт любой прохожий.

Думаю, надо определить хозяина. Спрячу тот смартфон и спрошу у ребят, не терял ли кто из них чего-нибудь (уточнять не стану). Если это не их телефон, то позвоню по нему его хозяину или кому-нибудь из корреспондентов из записной книжки телефона.

И тут я вижу, как к скамейке приближается молодой человек.

- Что, дядя? Уже глаз на мой телефон положил? – говорит он мне.

Я смутился, словно меня поймали на мелком воровстве. Стыд пронзил меня.

- Да у меня свой есть. Зачем мне чужое, - буркнул я в полном смущении, не найдя ничего лучшего в ответ.

- Знаем мы таких! – бросил мне молодой человек и, взяв со скамейки телефон, зашагал прочь.

У меня чуть челюсть не отвалилась. Не нашёлся что ответить. Съедаемый стыдом, я крикнул ему вдогонку, что за всю жизнь ни одной чужой вещи не украл…

Ой, ли? Украл. Можно даже сказать, что ограбил маленького мальчика, когда мне самому было семь лет. Выхватил у малыша игрушку и убежал. Потом, однажды лет в девять-десять я, будучи в гостях, заигрался с игрушечным пистолетом двоюродного брата и «позабыл» его вернуть.

Дома родители, обнаружив у меня чужую игрушку, поднесли мне (без физического воздействия, хотя отец был скор на руку) урок, который я запомнил на всю жизнь. После того случая библейская заповедь «Не укради» крепко осела в моём сознании и стала одним из правил моей жизни.

Будучи уже взрослым человеком, в одной организации я «позаимствовал» одну вещь. Вещь для меня полезную, и совершенно ненадобную для той организации. Никто и никогда её не хватился бы… Несколько дней я вёл с собой диалог – взять или не взять. В конечном итоге формальная принципиальность победила, и я вернул ту вещь на место, где она и пребывает до сих пор никому не нужная, никем и никогда не тронутая.

Однажды внучка сообщила мне новость.

- Дедушка! Я деньги нашла!

- Какие деньги? Где?

- На улице. Шла и нашла. Целый бумажник с деньгами!

- Там было ещё что-нибудь кроме денег?

- Были банковские карточки.

- И где сейчас бумажник?

- У папы.

 

Вскоре ко мне подошёл сын.

- Па, у тебя, кажется, в компе есть база данных жителей города?

- Есть. Зачем тебе?

- Маша бумажник нашла. Там деньги и карточки. Хорошо, что фамилия владельца выбита. Я по ней попробую адрес найти.

- Ищи.

Сын садится за компьютер.

 

- Нашёл. Поеду, отвезу. Собирайся со мной, Маша.

 

Они вернулись часа через полтора.

- Ну, как? – спросил я. – Нашли?

- Нашли. Но странные какие-то оказались люди.

- Чем странные, сынок?

- Я битый час на них потратил. Пачку денег вернул, а они хоть бы бензин мне оплатили. Вышедшая тётка взяла бумажник и закрыла дверь.

- Даже на мороженое не дала, - пожаловалась внучка.

 

Что мне тут сказать? Я не мудрец. Не моралист. Не знаю, как ответить сыну и внучке. Только знаю, что поступили они правильно. И внутренне за это я ими горжусь.