Мифы древней Греции Ч. 2

Олег Маляренко
Начало:  http://proza.ru/2023/05/10/575

Греческая мифология оказала огромное влияние на формирование западной культуры. Простые и красочные рассказы позволяли людям древнего мира объяснять явления природы не доступные их пониманию.
В отличие от богов других культур, греческие божества имели поведение, очень похожее на поведение людей. Войны, споры, любовь, наказания или веселье наполняют эллинский эпос, оставляя яркие образы знакомые нам с детства.
Позже римляне присвоили большую часть этой мифологии себе, хотя и меняли название своих главных героев.

СИЗИФ И ЕГО ТРУД

Все знают Сизифа, хитреца, мудреца и изобретателя, а также его пустой и вечный труд. О нём было сложено много мифов.
Наиболее распространена версия мифа, в которой Сизиф обманом заковывает бога смерти Танатоса и держит его в плену. В отсутствие Танатоса люди перестают умирать. Боги обеспокоены сложившимся положением, и по прошествии нескольких лет Арес, бог войны, освобождает бога смерти. Танатос исторгает душу Сизифа и отводит её в царство теней умерших.
Но и тут сумел Сизиф обмануть богов. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды. Аид, бог подземного царства мёртвых, не дождавшись погребальных жертв, разрешил Сизифу вернуться ненадолго на землю — наказать жену за нарушение священных обычаев и велеть ей устроить подобающие похороны и жертвоприношения.
Сизиф не вернулся в царство Аида. Он остался в пышном дворце пировать и радоваться тому, что единственный из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней.
Прошло несколько лет до тех пор, пока отсутствие Сизифа в царстве мёртвых не было обнаружено. За хитрецом пришлось посылать Гермеса.
За проступки при жизни (до и после смерти) боги приговорили Сизифа к наказанию — вечно вкатывать на гору тяжёлый камень, который скатывался опять вниз, а он должен был его возвращать вверх на прежнее место.
Однако боги не учли, что имеют дело с изобретателем, превосходящим даже самого Ивана Петровича Кулибина. Сизиф сотворил большую тачку и привязал её при помощи резиновой ленты к вершине горы. Когда камень скатывается вниз, он натягивает ленту. При этом стоит только отпустить тачку, как она самоходом поднимается наверх.
После этого боги наказали Сизифа тем, что подарили ему вечную жизнь на земле.
 
Мораль: Стоит только кому-нибудь выполнять тяжёлую и пустую работу как Сизиф тут как тут.

НАРЦИСС

Нарцисс был молодым человеком большой красоты. Зная, как люди страдают от любви, он высмеивал своих поклонниц.
Однажды, находясь в лесу, Нарцисс попался на глаза нимфе Эхо и она страстно полюбила его. Не решаясь подойти, нимфа начала следовать за ним, в то время как молодой человек, заметивший её присутствие, повторял: «Кто там?» Наконец, поборов стыдливость, Эхо догнала его, и попыталась обнять, но он оттолкнул её.
Немезида, богиня мести, увидела сцену и решила наказать Нарцисса за его высокомерие. Она обрекла его влюбиться в свой собственный образ.
Результат проклятия пришёл, когда Нарцисс наклонился над питьевым фонтаном. Молодой человек увидел своё отражение в воде, и обомлев от такой красоты, безумно влюбился. Не в силах отвести взгляд, он пошёл навстречу своему отражению и утонул.
На месте его гибели выросли прекрасные цветы — нарциссы.

Мораль: надо уметь пользоваться своей красотой, а не влюбляться в себя.

АПОЛЛОН И ДАФНА

Аполлон был богом поэзии, света, музыки и гадания. При жизни у этого сына Зевса было бесчисленное множество любовных отношений, как с богинями, так и с людьми.
Однажды Эрос (римский Амур) тренировался с луком. Аполлон видел его и смеялся над ним. Будучи преисполнен решимости преподать ему урок, Эрос увидел свой шанс, когда Аполлон оказался в лесу с прекрасной нимфой по имени Дафна.
Эрос выпустил две стрелы из лука: первая, адресованная Аполлону, заставила его безумно влюбиться; вторая заставила Дафну возненавидеть бога.
Аполлон начал преследовать Дафну. Она обратилась за помощью к отцу, богу реки, который мог сделать только одно, чтобы ради спасения превратить её в лавровый куст. Преобразование произошло на глазах Аполлона и с тех пор он всегда мог видеть возлюбленную, но не мог заполучить её.

Мораль: никогда не смейся над Эросом(Амуром), так как можешь не заполучить возлюбленную.

ОРФЕЙ

Орфей, известный своей музыкой, влюбился в Эвридику. Молодая женщина, однако, была укушена змеёй в день их свадьбы и скончалась.
Печаль Орфея заставила его играть такую грустную музыку, что она достигла ушей богов. Один из них, Гермес, убедил Орфея отправиться в подземный мир, чтобы попытаться уговорить Аида, бога мёртвых, вернуть возлюбленную.
Орфей сделал то, что просил Гермес. Оказавшись в преисподней, он покорил своей музыкой Аида и его жену Персефону и получил разрешение вернуться в мир живых вместе с Эвридикой. Единственным условием было то, что на обратном пути, она будет идти за ним, а он не должен оглядываться. Однако, влюблённый музыкант не удержался и посмотрел на жену, и она была вынуждена вернуться назад.

Мораль: транспортируя жену из подземного мира, никогда не оглядывайся.

ЯЩИК ПАНДОРЫ

Зевс попросил Гефеста, бога огня и кузнечного дела, сделать первую женщину. В результате получилась женщина, названная Пандорой, с такой же красотой и способностями, как и сами боги.
Чтобы она не была такой же совершенной как и небожители, Зевс потребовал вложить в юную особу плохие качества: ложь, зависть и любопытство.
Целью Зевса была месть Прометею за кражу огня для людей. Таким образом, он предложил Пандору в жёны Эпиметею, брату своего врага. В качестве свадебного подарка он дал ей ящик, с предупреждением, чтобы она никогда не открывала его.
Любопытство Пандоры заставило её открыть ящик. Сразу же из него вышло всё зло мира. Когда она закрыла его, в нём осталась только надежда.

Мораль: никогда не женитесь на любопытных женщинах, а надежды юношей питают.

МЕДУЗА

Медуза была одной из жриц храма Афины. Молодая женщина выделялась своей красотой и интеллектом, которые заставили бога морей Посейдона влюбиться в неё.
Божье желание было настолько велико, что он прокрался в храм, чтобы заставить Медузу быть с ним. Перед лицом этого преступления Артемида наказала Медузу и превратила её в монстра, который пугал мужчин. Несправедливость этого наказания заставила Медузу навсегда ненавидеть богов и людей.
Медуза, в своем гневе, превращала всех мужчин, которые смотрели на неё, в камень. Артемида ещё больше разозлилась и попросила Персея отрезать ей голову.

Мораль: С тех пор медузы безголовые, но жалят по-настоящему.

АХИЛЛЕСОВА ПЯТКА

Ахиллес был греческим сыном героя Пелея и морской нимфы Фетиды. Мать, обеспокоенная тем, что сын станет смертным как отец, решила погрузить его в воды Стикса (река забвения) и даровать ему вечную жизнь.
Однако, чтобы погрузить его, она должна была схватить его за пятку, и эта часть тела стала единственным уязвимым местом у Ахиллеса. При взятии Трои меткий лучник, знавший о секрете врага, поразил его прямо в пятку, от чего он умер.

Мораль: у всякого Ахиллеса есть своя Ахилессова пятка.

КАССАНДРА

Дочь царя Трои Приама и Гекубы, Кассандра была молодой женщиной, которая выделялась своей красотой. Когда она выросла, то привлекла внимание Аполлона, который полюбил красавицу.
Аполлон дал молодой женщине дар предсказывать будущее, чтобы соблазнить её. Но она отказалась от близости с богом. Разгневанный Аполлон проклял её и с тех пор, несмотря на то, что она могла предсказывать будущее, никто не должен был верить её словам.
На протяжении всей своей жизни Кассандра предупреждала о многочисленных опасностях. Именно она, например, предупредила троянцев не вводить в город деревянного коня. Из-за проклятия ей никто не поверил.

Мораль: прислушивайтесь к Кассандрам.