31. Антикварные часы. Кража века

Тамара Давидова
     Глава 31. Материаловедческая экспертиза

     На адрес следственного отдела Службы государственной безопасности поступил письменный акт о материаловедческой экспертизе находки, напоминающей «кражу века». С этим документом могли ознакомиться все следователи, которые работают в рамках «Дело № 0001».

     Сыщ, пропустив первые листки с методологическим обоснованием экспертизы и специальными терминами, прочитал главные выводы, которые вызвали у него удивление и поставили еще больше неясных вопросов. В экспертизе было написано, что, представленный объект ювелирного украшения является древним изделием, исходя из использованных материалов, соответствует возрасту, примерно середины 19 века. Механизм часов также соответствует 19 веку, но возможно, более раннего исполнения, подобные механизмы делала известная швейцарская часовая мастерская в начале 19 века.

     Аксессуар шатлен выполнен в одном стиле с карманными часами, примерно относится к началу 20 века, потому что использованы современные дешевые материалы и покрытие в технике золотого напыления, жемчуг - искусственный. Материаловедческие данные свидетельствуют, что шатлене не является родным, выполнен в середине 20 века.

     Сыщ задумался:
     - Значит у нас три аналогичных предмета, один, который украли, назовём его условно оригинальным изделием 18 века, второй экземпляр, который найден, тоже старинный, но сделан примерно на сто лет позже, шатлене утеряно и заменено современной подделкой, и третий экспонат, которое хранится в коллекции Чиф-Бэнка, то в нём наоборот шатлене старинное 18 века, а сами карманные часы сделаны каким то мастером значительно позже. Тогда напрашивается действие - объединить вторые часы из находки с шатлене из  коллекции банкира, и получится одно изделие старинное, но 19 века, а другое – хорошей копией середины 20 века.

     Кому же и зачем нужно было их разукомплектовывать? Подождем вторую экспертизу, выполненную независимой экспертной комиссией. Возможно, этот КТО-ТО знает обо всех трех экземплярах, тогда нужно  усилить хранение этих двух, реально существующих. Интересно, возникает проблема - сообщать ли Чиф-Бэнку о результатах нашей экспертизы? Он как коллекционер, обладающий значительными средствами, захочет приобрети этот найденный экземпляр, чтобы соединить со своим в соответствии со временем изготовления. А может быть. Чиф-Бэнк обо всём этом знает, и знал про наши найденные часы? Пока одни вопросы.

     Сыщ сам себе сказал:
     - Стоп, а в искусствоведческой экспертизе от мадам Юварт Крыскиной написано: «На современном художественном рынке такой сохранности антиквариат не встречается. Это французские карманные часы конца 18 века на шатлене, с помощью которого прикрепляется к одежде, корпус выполнен из золота, частично покрыт синей эмалью, инкрустирован жемчугом и возможно, бриллиантом, кажется, что крепление шатлене не является родным, возможно, был ремонт или заимствован от других карманных часов. А может быть. из-за плохого крепления эти часы во время банкета открепились и упали, а кто их нашёл…».
      Итак, рассуждая логически, должны быть существование ещё шатлене к этим часам 18 века, а тогда, возможны  четвёртые или пятые часы… Ой, я уже запутался. Но мы же не должны искать все подобные часы?  Пусть этими поисками занимаются дилеры, антиквары, коллекционеры, а наша задача найти первый экземпляр, примерно 18 века, и хозяина или преступника второго изделия.
    
     Сыщ пригласил в кабинет Колбина, руководителя отдела экспертиз, с целью сделать выяснить, в каких странах могли изготовить этот наш, найденный экземпляр старинных карманных часов.

     Эксперт рассказал:
     - Самой простой для нас была работа с шатлене, так как это современные материалы. Предположительно их сделали в Турции из низкокачественного сплава, потому что в этой стране недостаточно добывается драгоценных металлов и турецкие мастера смешивают, добавляют медь, и они могут поставить совершенно любое клеймо,-маркировку, которые могут не соответствовать действительности.  Искусственный жемчуг и бриллианты распространены в Китае и других Юго-Восточных странах.
     А сами часы для нас оказались загадкой, потому что этот конструктор собран из разных видов благородных металлов. Часовой механизм, судя по немецким каталогам, сделан в Швейцарии из качественного российского серебра и золота, верхняя крышка выполнена из китайского золота, и роспись по синей эмали тоже китайская, а оборотная стона из качественного, дорого итальянского золота, которое отличается по бело-желтому цвету. Предположительно, что собиралось это украшение в Италии, судя по крепежным элементам. Назвать это изделие фальшивкой нельзя, потому что использовались качественные материалы, оригинальный механизм и корпус оформлен в стиле китайской моды.

     Следователь задумался, представил как итальянский ювелир изготавливал эти часы, а может быть ремонтировал эти оригинальное, французское изделие, созданное при королевском дворце Людовика-14.

     Сыщ, поблагодарив эксперта Колбина за огромную, проделанную работу, попросил прокомментировать экспертный акт на другие мужские карманные часы. Эксперт извинился и попросил несколько дней для проведения сравнительных характеристик указанных данных. Уходя, он добавил:
     - Все эксперты, изучавшие представленный им экземпляр, утверждают, что после изготовления эти часы были не коллекционными, их долго носили, не менее пятидесяти лет, но не на шатлене, а на цепочке.  Предположительно одним хозяином, у которого была собака, судя по царапине.  Данное шатлене к этим часам было прикреплено значительно позже, конечно, этот аксессуар был сделан по рисункам, чтобы приблизиться к образцу 18 века, но много неточностей.
     Наш экспертный коллектив считает, что этот комплект, состоящий из мужских карманных часов и «новодела» шатлене, вероятно, хранился у наследников, которые через дилеров готовили для продажи. Естественно, что реализация предполагалась не на ювелирном аукционе, где подделка сразу же была раскрыта. А для черного рынка они серьёзно не «заморачивались», поэтому копию выполнил «левый» ювелир из дешевых поделочных и искусственных материалов, хотя качественно.
     Исходя из создания этой фальшивой подделки, можно сделать вывод, что последние «хозяева» являются случайными, глупыми торгашами, они ни специалисты и ни профессиональные дилеры. Если бы они выставили на аукцион только одни часы с утерянным шатлене, то цена на них была бы такой высокой, значительно превосходящей полный комплект на черном рынке. И не нужно было бы дополнительно расходоваться на частичную подделку.

     Сыщ, внимательно слушал и следил за логическими рассуждения эксперта, он предположил вслух другой вариант:
     - Эти новые хозяева, возможно, принадлежали к воровской среде, они где-то украли это старинное украшения, но «светиться» им не нужно, ведь аукционный дом потребует историю происхождения товара. Однако они готовили его к реализации – это однозначно, но по каким-то причинам сделка сорвалась, или другие воры пере украли, то есть это украшение перешло к другим хозяевам. Такой вариант меня больше устраивает. Но, почему тоего просто выбросили: Должна же была быть очень важная причина, либо их «накрыли», и им нужно было срочно избавиться. Либо они заранее готовили эту фальшивку для замены оригинала, кто-то заказал им такую работу – добыть именно этот дорогостоящий, значимый и более ценный объект.

     Колбин возразил:
     - Но для подмены или подставы, они могли бы не только шатлене подделать, а также и часы, а оригинальную часть продать, за такими старинными изделиями охотятся черные ювелиры, они разбирают на части, драгоценные металлы переплавляют, «дорогие камушки» монтируются в другие изделия или продаются по отдельности. Нет, я больше склонен к варианту, что воры или, условно назовём, «хозяин» хотел быстро избавиться от них, потому что в это время произошла «кража века», и вор знал, что у него аналогичное изделие, и, чтобы его не уличили, он решил его выбросить. Нет изделия, нет проблем, нет подозреваемого.

     Следователь, за плечами которого, был огромный опыт следственной работы, добавил:
     - По-моему работал не один «хозяин», ведь кто-то своровал, кто-то заказал идею, кто-то изготавливал, кто-то доставлял, перевозил, хранил, подбрасывал..., значит были и другие соучастники, кто-то договаривался, искал черного ювелира в Турции, кто-то добывал материалы. Так что, это уже криминальная группа.

     Колбин, как ценитель старинных ювелирных изделий, сказал:
     - Хорошо, что выбросили, и хорошо, что нашли, и спасли старинное художественное произведение, иначе ушли бы эти антикварные часы не в очень хорошие руки, и судьба этого комплекта могла быть печальной или неизвестной.               

     (Продолжение следует)