В чём прав Сергей Кургинян?

Виктор Каменев
Не всегда аплодирую Кургиняну, его проект «СССР — 2» отдаёт той же утопией, «Суть времени» названа излишне амбициозно, но в последней программе «Право знать!» Дмитрия Куликова я ему аплодировал. Всё разложил по полочкам, с доказательствами из стихов и личных наблюдений, но главное — хорошо сказал о нашей безыдейности, и что из этого следует.

После крушения СССР, новая Россия отказались от формулирования идеологии, поскольку это крушение — был крах именно идеологии, марксистской или коммунистической, крах идейный. Но свято место пусто не бывает, и Кургинян правильно заметил, что США навязали нам свою идеологию, «демократическую», в которой себя любимых, своих сателлитов и «сукиных сынов», причислили к «демократии», а все неподчинившиеся им страны — к «диктатурам», «тоталитарным режимам», в лучшем случае — к «развивающимся», непонятно ещё куда. Россию и Китай причисляют с самых высоких трибун к «диктатурам» и «тоталитарным», поскольку они являются самыми независимыми и бросают вызов американскому «лидерству», или диктату над миром.

В условиях обостряющегося гибридного противостояния США и его сателлитов с Россией, санкционной войны, грозящей перейти в «военную», Россия не может оставаться и дальше в американской идеологической схеме, необходима собственная идеологическая доктрина, без неё в этом столкновении не победить, делает вывод Кургинян, и здесь он абсолютно прав.

Идеология — вещь многообразная и многомерная, но на уровне идеи она имеет и простое выражение, такое, чтобы она была понятна массам, тогда она может «овладеть массами и стать силой».

Идея «СССР — 2» Кургиняна претендовала на роль идеологии для новой России, но, судя по его последнему выступлению, где достаётся много критики СССР, он пересматривает этот свой тезис. Что может стать объединяющей идеей новой России — это большой вопрос, предложений много, но, похоже, нет ещё и понимания срочной необходимости его решения.

Американская «демократическая» идея в этом смысле проста и дихотомична: США — это «правовая демократия» на холме, а все не демократии — «диктатуры» и «режимы». Отметим, что идеология всегда говорит не только о своей стране, определяет её место в мире, но и прямо называет её оппонентов, противников, откуда может исходить опасность. Американская идея - это «демократии» против «недемократий», всех, в порядке очереди. Америка и её «табаки» - «демократии», все остальные - «недемократии» - просто и понятно любому бездомному в Америке.

Коммунистическая идея, в её марксистском исходнике, аналогична, американские идеологи не скрывают, что США используют сегодня идеи марксизма-неотроцкизма, только идею Льва Троцкого о перманентной мировой коммунистической революции заменили идеей американского глобального лидерства. Марксистская идея также проста и дихотомична: коммунизм против капиталистического мира, в мировом масштабе. И цели и противник прямо определены. Ревизионисты Ленин и Сталин полностью пересмотрели марксизм, сузили его границы до «отдельно взятой страны», но Лев Троцкий остался верен Марксу.

В имперской России в качестве национальной идеи называют сегодня выражение: «самодержавие, православие, народность», сформулированное одним государственным деятелем, но эта «идея» не определяет противника, значит, это не идеология, это, скорее, некий гимн, провозглашающий символы страны. Отсутствие внятной идеологии в имперской России стало одной из причин её крушения в 1917 году, когда она столкнулась с настоящей марксистской идеологией, поставившей цели и назвавшей противника.

Роль идеологии в имперской России в какой-то степени выполняла православная церковь, она скрепляла все сословия общества, когда её авторитет упал, падение империи стало неизбежно. Революционный распад России начался за год до появления на политической авансцене партии большевиков Ленина.

Современная Россия, в идейном отношении, находится на дореволюционном уровне, у нас есть только хороший гимн, дающий символы стране, но он ничего не говорит о грозящих опасностях. Более того, Россия пребывает в идеологической «демократической» парадигме противника, которая отводит России статус «диктатуры». Роль православной церкви в обществе, пожалуй, ниже, чем до революции, и при этом она остаётся единственным всероссийским «духовным» фундаментом общества. Это — критическая ситуация, здесь можно согласиться с Кургиняном. Нам срочно нужно обзаводиться своей идеологией, называющей цели страны и её противников. Что же мы имеем?

На сегодня имеем противную нам идеологию, в которой «демократия» - просто фикция, скрывающая за собой жажду США мирового господства, любой ценой, и называющая врагами всех, кто не желает подчиниться.

Россия, а также Китай и ряд других стран, бывших исторических империй, отстаивают свой суверенитет против гегемонии США, стратегии колонизировать их в современных технологических условиях.

Тогда американскую идеологическую дихотомию можно выразить с другой, с нашей стороны: исторические империи против новой колонизации США и стран Запада. Термин «демократия» как дискредитированный Западом, здесь выносится за скобки, остаются всенародные выборы, каковые были на Руси ещё в XVII веке, выборы Земского Собора, задолго до изобретения в Европе «демократии», как идеологического оружия «демократов» против европейских монархий.

Совсем просто, для обывателя: империи против колониализма США. Россия, Китай и ряд других стран поставили себе целью вернуть суверенный статус империи, и противостоят гегемонии США и их сателлитов. Цели и противник названы, они понятны самым широким массам, значит, это полноценная идеология. И концепция «многополярного мира» подучает своё наполнение — это будет мир взаимодействия империй, старых и новообразованных.

Что по этому поводу скажут США — совершенно не важно: это наш взгляд на мир, мы так его видим. США видят себя "демократией", а Россия видит США "колонизатором". Пусть доказывают обратное.

Ё моё

28.04.2024