Блеск и нищета философии

Дмитрий Бернштейн
Современный русский философ Александр Дугин как-то сказал, что «история философии – это процесс деградации и вычитания из полноты некоторых её деталей, чтобы прийти к нищете философии». По его убеждению, последующие мыслители так и не смогли ничего добавить к распустившемуся «цветку» древнегреческой философии, и со времён античности идеи Парменида, Гераклита, Платона и Аристотеля продолжают господствовать во всей их неограниченности.

Даже идеи «украшения земли дравидов» средневекового индийского философа Шанкары о мнимости мира и бытийности одного только Брахмана, были задолго предвосхищены Парменидом, изрёкшего, что «бытие есть, а небытия нет». Согласно Пармениду непросвещённый разум пребывает в состоянии, которое он именует доксой, иначе призрачным действием, воспринимая мир через призму личного мнения, тогда как подлинное бытие заключено в самой мысли: «Мыслить – то же, что и быть». Кульминацией этих слов Парменида станет учение Платона о мире идей (эйдосов), также полагавшегося им подлинным бытием.