Темная материя лука

Юрий Панов 2
Чем растение отличается от животного? Неужели сегодня действительно найдутся любители задаваться такими вопросами? А вот другой вопрос заинтересует многих. Вы были на даче,  и, может быть,  срезали молодой свежий лук или  просто купили его на рынке,  и ощутили луковый нежный  вкус в весеннем салате? Думаю, луки достаточно таинственные и неисследованные существа, чтобы объединить эти два вопроса.

Как ни странно,  когда я учился в Томском университете, то не задавался ни одним из этих вопросов, хотя первой курсовой работой моей были именно дикие  луки.  Я бродил в окрестностях города и приносил на кафедру в пузырьках в специальной жидкости кончики корней растений. Сегодня такую работу можно проделать в любой школе. Тогда же слово «хромосома»  было экзотикой. Я окрашивал препараты специальными веществами, разгонял делящиеся хромосомы колхицином и вот они уже  лежали передо мной под микроскопом. Их можно было посчитать, измерить и сравнит между собой. Но ни разу на лекциях и на кафедре  не прозвучало это имя – Владимир Чехов, а может быть и прозвучало, но в памяти не осталось. , А ведь  кафедру генетики в университете создал именно Чехов и создал во  времена, которые кажутся  сегодня  фантастическими. Вавилов  объехал весь мир,  мечтая о волшебной  пшенице, способной накормить всех. Филипченко создавал первые учебники и первую кафедру генетики в столице. Но и Чехов в поисках себя и любимой науки ездил и на  Алтай, изучать баданы и в Ленинград, чтобы научиться окрашивать хромосомы. Чехов бродил по заливным лугам с ботанизиркой, его учителями были Крылов и Ревердатто, он вышел из университета геоботаником, но самыми интересными считал лекции по общей биологии  Мясоедова.  И Чехова и Мясоедова объявили в сталинские времена врагами народа и расстреляли.

Удивительно, традиции томской генетики не растеряла  ученица Чехова Надежда Карташова. После гибели учителя она продолжала работать с кохицином и хромосомами, и только  после войны, когда победа темных сталинистов стала очевидной в биологии, ей пришлось заняться нектарниками у растений. Кафедру генетики, в конце концов,  восстановили и Карташова ее возглавила. И вот она уже благосклонно слушает работу  студента по исследованию луков. Хромосомы обработаны колхицином, столь близком ее сердцу,   окрашены по той же методике, что привез сорок лет назад на кафедру Чехов,  подсчитаны,  и  оказалось, что у обычных видов лука известных и в Европе, двойной набор хромосом, а у алтайских горных луков их может быть четыре набора!  Так может,  чем больше хромосом, тем лучше? Вот тут мы и вспомним, что добавление даже одной хромосомы в клетку человека ведет к синдрому Дауна. Тройные наборы могут быть у животных разве что у рыб и лягушек. Почему?

Сибирские луки особенные, еще более особенные алтайские луки. Название семейству дали  триста лет назад, наверное, за луковицы и характерный запах и вкус. Названия видам давал и князь ботаники Карл Линней, но не только он, например премьер министр Бельгии Генрих Шрадер, отрываясь от бумаг государственной важности,  чтобы обратиться к любимой ботанике. Если вы обратитесь к интернету, легко найдете фото гербарных листов, собранных впервые двести лет назад на Алтае. Карлом Ледебуром и его учениками Бунге и Мейером. Многие луки впервые описаны в Сибири. Возле нашего поселка на лугах вы встретите лук скороду, дачники называют его шнитт-луком или резунцом, именно он весной идет на салаты. Скорода растет и в Европе и хромосом у него два набора. Если я хочу увидеть прямой лук, то отправляюсь не на Алтай, где он обычен на каменистых склонах. Прямой лук, горный реликт, можно увидеть в  памятнике природы «Бердских скалы»,  у этого лук четыре набора хромосом. В Сибири монографию о луках написал Николай Фризен, а затем уехал в Германию и стал изучать ядерное вещество  луков с помощью приборов, о которых мы можем только мечтать.

Астрономы в последнее время нас балуют необыкновенными открытиями. Были черные дыры, а теперь еще во Вселенной добавилась темная материя, недоступная прямому наблюдению.  Зачем она нужна? Никто не знает. Генетики досконально изучили ядерное вещество пшеницы, но ядерного вещества у лука в разы больше. Почему?  А если у растения несколько наборов хромосом, зачем нужны эти  темные  гены, и работают ли они? Астрономия и генетика идут схожими путями в постижении тайн природы. И может быть, срезая весной на грядке перья шнитт-лука,  вы будете исходить слюной не только предвкушая пиршество за столом, но и предвкушая открытия, которые ждут человечество. Кто знает?