Об эволюции и развитии мысли и разума

Влад Лесной
Друзья!

Из Сети.

"22 апреля исполнились 300 лет со дня рождения великого немецкого философа, мыслителя Иммануила Канта.
 Иммануила Канта по праву считают крупнейшим мировым светилом философии после Аристотеля и Платона. Его труды широко известны. А между тем, он был просто человеком, со свойственными многим слабостями, радостями и правилами жизни.
Кёнигсберг так, как не смогли это сделать ни его правители, ни войны, которые проходили в этих краях, ни торговля. Мастер философии, умный, изящный и неповторимый во всём.
Иммануил Кант был философом, который мог поражать людей глубиной своей мысли. Поэтому очень интересно разбирать его цитаты. Ведь с первого раза не всегда можно уловить весь глубокий смысл. И люди Земли на протяжении уже трёх веков знают, что существуют лишь три вещи, которые помогают им перенести тяготы жизни: Надежда, Сон и Смех. Это слова великого мыслителя и философа Канта. И еще одно его выражение, бриллиант мысли: «За то, что мы творим - в ответе только мы». Это тоже сказал он. Кант".
...Други!
Большое отступление.
"...На склоне лет перед Кантом открылся наконец неизведанный континент мысли, вокруг которого давно блуждали великие философы и к которому он сам стремился много лет. Речь идет об этике. Здесь заслуги Канта не менее велики, чем в гносеологии. Мы уже знаем, что именно интерес к этическим проблемам, трудности, встающие при их решении, антиномия свободы в первую очередь побудили Канта взяться за Критику чистого разума!!

Написав свой главный труд, он снова возвращается к этике как таковой. Первое систематическое изложение этики Кант предпринял в книге «Основы метафизики нравов», которая увидела свет в 1785 году. Но только в преклонном возрасте Кант создал труд, где все додумано до конца, «Метафизика нравов». Новое слово, сказанное Кантом о поведении человека, автономия нравственности. Предшествовавшие теории были гетерономны, то есть выводили мораль из внешних по отношению к ней принципов. Кант утверждает принципиальную самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Исходное понятие этики Канта автономная добрая воля. И кантовская добрая воля не пассивна, от ее носителя мыслитель требует действия, поступка (применения «всех средств, поскольку они в нашей власти»). Канта критиковали за формальный подход к делу: то, что в одних условиях благо, в других может оказаться злом. Последнее справедливо, и философ знает об этом».

 Между тем, в русской классической литературе этическая тематика ощутимо представлена достаточно назвать Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. И в условиях, когда в современном обществе явно ощущается нехватка элементарного сострадания надо бы призадуматься, как контролировать себя и не дать захватить себя различным страстям, бушующим в обществе. Эти страсти не возникают сами по себе, их вполне даже инициируют, но они имеют успех благодаря питательной среде в психологическом и ментальном планах.

Этика как раздел философии не всегда бывает в центре внимания. Рассуждения о том, “что такое хорошо, а что такое плохо” (по-простому выражаясь) многим кажутся неинтересными, касающимися давно решенных проблем. Наверное, христиане, мусульмане, иудеи, буддисты, индуисты, неверующие и другие имеют свой привычный набор этических представлений, принятый ими и устраивающий их. Вряд ли они согласны поменять их, так как это касается их убеждений, поведенческих установок, мировоззренческих позиций, ценностей. Невозможно потребовать от всех соответствия требованиям кантовской этики. Но морально-нравственные феномены, проблемы все равно то и дело в различных аспектах встают перед людьми самых разных эпох.


Есть различные подходы к объяснению того, как в человеческих сообществах могли появиться нравственные виды и нормы поведения. Например, жалеть можно и себя, а сострадание направлено на других. Казалось бы, с чисто-биологической точки зрения сострадание довольно бессмысленно и даже вредно для выживания. И тем не менее оно достаточно укрепилось, вошло в практику различных народов, культур. Но следует разделять два вида помогающего поведения – альтруизм и сострадание. Если сострадание без альтруизма невозможно, то альтруизм без сострадания вполне возможен. Например, не эгоистические действия людей могут вытекать из соблюдения норм религии/конфессии, исполнения служебных обязанностей, собственного понимания долга, чести, достоинства. Сострадание не сводится к помогающему поведению, оно представляет более сложную разумную человеческую деятельность".https://sakhalife.ru/
...Думаю, Э.Кант интуитивно проложил дорогу к Учению Живой Этики Рерихов, которой мы пользуемся уже более ста лет.
Вл.Назаров
**************
1.«Критика чистого разума»

«Критика чистого разума» (нем. Kritik der reinen Vernunft) — философский труд Иммануила Канта, впервые опубликованный в 1781 году в Риге в издательстве И. Ф. Харткноха. Считается одной из наиболее фундаментальных работ в истории философии и главным сочинением философа. Ключевой вопрос «Критики» — исследование познавательной возможности разума, в отрыве от знаний, получаемых эмпирическим (опытным) путём. По ходу исследования философ освещает вопросы пространства и времени, возможности доказательства существования Бога посредством разума и др.
Кант устанавливает непознаваемость вещей самих по себе («вещь в себе»), порождающих своим воздействием на наше сознание явления внешнего мира; для достоверного знания доступны лишь эти явления в нашем сознании. Пространство и время, которые мы воспринимаем в опыте, субъективны, то есть они — наши же представления, а не существуют сами по себе; а потому всё, что помещается в них (а мы ничего не можем воспринять вне пространства и времени), есть тоже наше представление; следовательно, на опыте мы имеем дело только с нашими представлениями, но лишь являющимися нам как объекты; так что всё без исключения, даже самих себя, мы знаем лишь как явления, а не как «вещь в себе». При всём том Кант не считает возможным отрицать само существование вещей в себе, хотя бы потому, что такое отрицание явилось бы известным суждением о них, высказывать которое, в виду их непознаваемости для нас, мы не имеем никаких данных. Основной смысл сочинения: за явлениями, доступными опыту, находится мир предметов «самих по себе», познать который мы не в состоянии; наше познание имеет дело лишь с феноменам; мир возможен лишь как бытие, подчинённое категориям мысли: «наш рассудок сам же и предписывает природе её законы».
Сочинение написано за несколько месяцев после более чем десятилетнего обдумывания; по всей видимости, является объединением многолетних записок автора. Читатели жаловались на излишнюю сложность книги, затруднявшую понимание идей автора. Для предотвращения возможных неверных толкований в 1783 году Кантом были изданы «Пролегомены ко всякой будущей метафизике», а в 1787 году вышло второе издание «Критики». Изложив в 1-м издании тот взгляд критического идеализма, что мир познается нами только в своих являемых формах, которые суть построения умственной деятельности нашего субъекта и помимо нашего представления вовсе не существуют, Кант понял, что этот взгляд смешивается многими с тем фантастическим идеализмом, по которому мир создаётся субъектом без всякого данного материала и есть только грёза или пустой призрак. Ввиду этого Кант во 2-м издании, так же и как в «Пролегоменах», подчеркнул различие двух идеализмов и изложил свой таким образом, чтобы дальнейшее смешение было невозможно.
******************
2.«Критика чистого разума»: что за книга, актуальна ли в наши дни, стоит ли читать?
Обычно в своих статьях я всегда даю ответы на поставленные в заглавии вопросы сразу же в начале текста. Не будет исключением и эта статья. Да, «Критика чистого разума» И. Канта - это книга, актуальная и интересная до сих пор, спустя более, чем 200 лет после своего создания и её, безусловно, стоит читать. Почему? Давайте разберемся.
«Критика чистого разума» И. Канта считается одной из величайших книг за всю историю человечества. Обычно, когда кто-то рассказывает об этой книге, он (или она) обязательно устремится напугать потенциального читателя тем, что язык И. Канта сложен, книга крайне тяжела для чтения и понимания и читать её конечно надо, но понять - почти нереально. Каково же было моё удивление, когда я, открыв «Критику» впервые, морально настроившись на то, что меня ждут какие-то зубодробительные обороты и, хоть и полезное, но абсолютно невыносимое чтиво, был приятно удивлен тем, что «не так страшен черт, как его малюют». Более того, книга вполне себе читается относительно легко, а язык И. Канта вполне понятен. Бояться оказалось нечего. Возможно, мне помогло то, что перед чтением И. Канта, я уже был хорошо знаком с Гегелем.
Итак, о чем же эта «Критика» И. Канта? Тут конечно хочется быть очень многословным, начать распинаться про исторический контекст, в рамках которого появилась данная книга, о причинах и предпосылках ее появления, о видах суждений, над которыми размышлял И. Кант, о феноменах и ноуменах, об интеллигибельности, о философии трансцендентального идеализма, о логике, о науке, об Эпохе Просвещения... Но... Зачем? Зачем так усложнять и снова пугать тех, кто хотел бы приобщиться к большой философии, но пока не знает как и зачем докучать заезженными формулировками тем, кто уже с И. Кантом хорошо знаком? Я скажу проще. Кое-что придется опустить, но, всё-таки попробую передать основный смысл немного иначе, чем это делается обычно.
По сути, абстрагируясь от многочисленных деталей, можно сказать, что И. Канта беспокоил один странный на первый взгляд вопрос, который во многом и побудил его написать свою книгу. Вопрос такой: как вообще возможна математика? Странно, не правда ли? Но если вдуматься, то вопрос очень даже уместный и в каком-то смысле мистический. И действительно: при помощи математики, то есть при помощи одних лишь расчетов на бумаге, формул и графиков, без экспериментов, без какой-либо эмпирики вообще, усилиями одного лишь чистого разума мы можем познавать мир, то, как он устроен и даже предугадывать события.
При помощи одной лишь чистой математики был найден Нептун, установлено, что кольца Сатурна - это цепь астероидов, открыты радиоволны, некоторые явления Квантовой физики, предсказано местоположение Цереры.
Древнегреческий ученый Фалес, отец философии, получил огромную славу и признание, когда предсказал (при помощи математики) солнечное затмение 585 г. до н.э.
Вдумайтесь в это! Мы можем получать реальные знания о реальном мире вокруг нас просто «вытаскивая» их из своего разума при помощи математики. Как будто бы в нашем чистом разуме и заложены уже все знания о мире или, по крайней мере, заложены средства получения таких знаний. Отсюда и название книги - «Критика чистого разума». Критика - не в негативном значении, а скорее в значении анализа. И. Канту было интересно узнать, проанализировать, как же так устроен наш чистый разум («чистый» - значит без примесей внешнего чувственного опыта, разум сам по себе), что мы прямо из него можем получать прямые знания о мире, минуя опыт, как в случае с математикой?
Анализируя этот чистый разум, И. Кант приходит к невероятным выводам, например, о том, что время и пространство существуют лишь у нас в голове, и понять, есть ли вообще в принципе какой-то объективный реальный внешний мир за пределами нашей головы, мы не в силах. Некоторые считают, что «Критика чистого разума» - это настолько сильная и фундаментальная книга, что она сделала невозможным материализм. И. Канта критиковали в деталях, но никто так и не смог убедительно разрушить его философскую систему.
Современная наука также нисколько не противоречит И. Канту. Поэтому, как я и говорил в начале, «Критика чистого разума» сохраняет свою актуальность и может действительно перевернуть ваши представления о мире, а бояться её якобы сложного языка и вовсе не стоит!
Если вам интересна философия, в особенности философия Гегеля, его диалектическая логика, история философии и её связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаем вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.
https://dzen.ru/pikabu
********************
3.Имануил Кант Критика чистого разума
«Критика чистого разума» - философский труд И. Канта, впервые опубликованный в 1781 г. и оказавший значительное влияние на развитие европейской и русской мысли XIX и XX вв. Ключевой вопрос «Критики», исследование познавательной возможности разума, как никогда актуален в век интернет-технологий в нашем стремительно меняющемся мире. Исследуя тайны разума, Кант пришел к выводу, что все наши представления о мире возможны только в категориях пространства и времени. Оставалось только понять, чем именно являются пространство и время. Это чисто объективные реалии или плод человеческого воображения?
Ни одно из открытий Канта не является устаревшим. Исследуя тайны разума, он пришел к выводу, что все
наши представления о мире возможны только в категориях пространства и времени. Оставалось только понять, чем именно являются пространство и время. Это чисто объективные реалии или плод человеческого воображения? Именно этот вопрос заставил философа усомниться в достоверности как субъективного, так и объективного знания. Само разграничение на субъект и объект уже вызывает сомнение. Ведь и в первом и во втором случае присутствует и реальный опыт, и игра воображения. Вот почему Канту понадобились два новых понятия: чистый разум и разум практический. Выяснилось, что и область чистой игры мысли, и область строго научного, проверяемого опытом знания в равной мере не свободны от противоречий внутри собственных утверждений. Здесь открывается прямая дорога и к диалектике Гегеля, и к теоремам о неполноте и противоречивости любых формальных языков Курта Гёделя. Если высказывание верно, оно не полно; если высказывание полно, оно не верно.
Открытие Канта — разум, сам себя исследующий и критикующий, — это тоже прямая дорога к лингвистической философии Витгенштейна. Не только мы говорим языком, но и язык говорит нами.
Исследуя противоречия чистого разума, или так называемые антиномии, Кант находит смысловые первоато-мы мысли. Мир вечен — мир не вечен; мир бесконечен — мир конечен; всё закономерно и детерминировано — всё случайно и хаотично. Из размышлений над этими противоречиями выросла физика и космогония ХХ века. Размышления о природе времени и пространства привели Альберта Эйнштейна к открытию СТО (специальной теории относительности) и к ОТО (общей теории относительности). Оказалось, что практический разум великого Ньютона, несмотря на грандиозные космологические и физические открытия этого гения, всё же обманулся из-за доверия к считавшимся незыблемыми понятиям чистого разума — абсолютного пространства и абсолютного времени.
Антиномия необходимости и случайности легла в основу квантовой физики и привела к открытию принципа дополнительности Нильса Бора и принципа неопределённости Вернера Гейзенберга.
Утверждение Гегеля, что истина это не конечный вывод, а само движение, сам процесс познания, тоже проистекает из кантовских антиномий и кантовского принципа — разум, критикующий себя во всех своих выводах и в самом процессе познания. Критика чистого разума распахнула процесс познания в бесконечность. Был открыт своего рода вечный двигатель мысли.
Кант поставил жирную точку на иллюзиях эпохи Просвещения, которые можно назвать слепой верой в разум. Дело в том, что и сегодня не существует дефиниции разума. Часто разум путают с логикой Аристотеля. Но логика логикой, а истина может быть и вне логики. Важнейший критерий истинности в логике — не противоречивость. Но Кант именно это свойство истинности поставил под сомнение. Он доказал в рамках самой логики, что любые 7
построения разума упираются в извечные противоречия. Таким образом, чистый разум — разум, оперирующий логикой и интуицией, не обладает монополией на истину и нуждается в научном подтверждении на основе опыта. Но опыт тоже никогда не бывает чистым и полностью объективным. И в самой постановке эксперимента, и в его истолковании чистый разум задействован в полной мере. Доказав противоречивость любого разума, Кант вовсе не отверг разум как таковой. Он просто изобрел новый метод познания — разум, сам себя критикующий. Истина в истолковании Канта перестает быть догмой или каноном. Она обретается в самом процессе познания. Гегель довершит эту идею Канта, провозгласив, что истина не конечный вывод, а сам процесс постижения. Проще говоря, Кант открыл в области мысли и логики новую, ранее неизвестную координату — движение. Оказывается, мысль и разум это не то, что дано однажды и навсегда, а то, что постоянно себя критикует, ставит под сомнение, открывает новое. Речь здесь идет об эволюции и развитии как мысли, так и разума, каким бы изначально чистым и совершенным он ни был. На вопрос: есть ли предел в развитии и совершенствовании разума — Кант не дает прямого ответа, но чётко очерчивает границы нашего постижения мира. Мы не можем выйти за пределы модели, включающей такие фундаментальные понятия, как пространство и время. Кант не знал, что само время и само пространство возникли 13 миллиардов 400 миллионов лет назад, но именно размышления над философией Канта привели науку XX века к этому неожиданному открытию.
Вернемся к одному из главных открытий Канта. Все наши представления о мире так или иначе ограничены категориями пространства и времени. Во времена Канта это было абсолютное время и абсолютное пространство
Ньютона. Теперь, когда выяснилось, что ни того, ни другого в природе не существует, блестяще подтвердилась правота Канта об ограниченности чистого разума, который может выстраивать такие гениальные модели мира,
как физика Ньютона, и при этом заблуждаться в течение столетий. Теперь, когда стало ясно, что время и пространство не вечны и не абсолютны, а относительны и зависят от скорости света, возникает вопрос — а не являются ли эти понятия тормозом на пути познания. Строго говоря, с точки зрения физики нет ни времени, ни пространства, а есть то, что Эйнштейн называл пространственно-временной континуум, а гениальный русский филолог Михаил Бахтин обозначил термином хронотоп (хронос — время, топос — пространство).
Однако все наши житейские представления по-прежнему зиждутся на ньютоновской, по сути дела неверной картине мира. Мы по-прежнему представляем некое бесконечно протяженное время и отдельно от него якобы существующее пространство. Хронотоп — реальность, которую мы так и не научились моделировать в своей психике. Чисто кантовская коллизия — мы как бы уперлись в некую стенку из пуленепробиваемого стекла. Следующим поколениям предстоит построить для себя модель мира, которая будет соответствовать открытиям физики и космологии ХХ века. Сегодня же, как это ни странно, мы всё ещё психологически обитаем не во вселенной Эйнштейна, а во вселенной Ньютона. Отстаем на целые столетия.
Что касается кантовских антиномий о вечности и не вечности, о бесконечности и ограниченности, о необходимости и случайности, они активнейшим образом задействованы и в современной физике, и в современной космологии. Например, выяснилось, что хронотоп ограничен и не бесконечен, однако за этой небесконечностью  мира космолог Стивен Хокинг увидел модель, где времени нет, но существует изначальное пространство, то, что в обыденной жизни мы назвали бы вечность. И опять же, что такое это вневременное пространство, мы не знаем и даже не можем пока представить. Снова прав Кант — дальнейшие открытия ждут нас за пределами привычных моделей времени и пространства.
Самое замечательное, что Кант дает нам представление о вещах, которые в принципе не могут быть обозначены, поскольку их смысл и сущность неисчерпаемы. Здесь и чистый, и практический разум должны потесниться, уступая место искусству и образу. Это лучше других сформулировал поклонник и переводчик Канта русский поэт Афанасий Фет: «...не знаю сам, что буду, / петь — но только песня зреет».
Согласно Канту субъективный мир человека бесконечен, как мироздание: «Под каждым могильным камнем погребена вселенная». Здесь заложен фундамент нового
гуманизма, основанный на уважении к личности каждого человека независимо от его общественного положения и сословного происхождения. Для философа это не было отвлечённым построением или несбыточной мечтой. Знаменитые обеды Канта, на которые приглашались представители всех сословий и самых разных профессий, иллюстрировали этот несбыточный, но прекрасный проект философа. Подняв каждую личность на высоту мироздания, Кант дал человечеству пусть не достижимый, но правильный ориентир — идеал. Эту мысль Канта блистательно переформулировал Пушкин: «Цель искусства идеал, а не нравоучение». «Поклонник Канта и поэт» Ленский пел в своих стихах и «нечто, и туманну даль» именно потому, что глубоко усвоил мысль Канта о бесконечности и неуловимости человеческих чувств. После Канта внутренний мир человека приобрел вселенскую ценность и значимость. И до сегодняшнего дня это открытие не только не утратило свою ценность, но, наоборот, стало ещё более значимым. Чем более притесняема и ущемляема личность, тем ценнее и важнее открытие Канта. Личность есть вещь в себе, и общество не в праве посягать на её вселенскую бесконечную сущность. Константин Кедров, доктор философских наук
http://proza.ru/avtor/insaid

********************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
28 апреля 2024 года