Вспоминая замечательного человека

Валерий Иванов-Виленский 22
К 100-летию Донатаса Баниониса

Имя актёра Донатаса Баниониса советского, литовского актёра театра и кино, театрального режиссёра, Народного артиста СССР (1974), лауреата двух Государственных премий СССР (1967, 1977), Художественной премии ГДР (1973) и Национальной премии Литвы по культуре и искусству (2013) хорошо известно как на его родине так и за её пределами. Сегодня исполняется 100 лет со дня его рождения. Актёр прожил весьма интенсивную творческую и общественную жизнь длинной в 90 лет, и ушёл в 2014 году.
Его путь к всемирному признанию начался на театральных подмостках знаменитого в советский период Литвы Театра в городе Паневежис, творческим руководителем которого был не менее известный в Советском Союзе режиссёр Юозас Милтинис. Среди коллег Донатаса Баниониса игравшими с ним на одной сцене были такие актёры как Альгимантас Масюлис, Бронюс Бабкаускас, Казимирас Виткус, Регина Зданавичюте – известные также по фильмам знаменитого мастера советского литовского кино Витаутаса Жалакявичюса (1930-1996), фильм которого «Никто не хотел умирать» (1966) явился трагическим откровением для советского зрителя, показав истинное беспощадное лицо послевоенной литовской глубинки, где шла братоубийственная «подпольная» война за будущее простых литовских людей – землепашцев… Именно трагическая роль главного героя в этом фильме принесла Донатасу Банионису всесоюзную известность и вывела его на роли в общесоюзном кино, открыв дорогу в творческий цех мирового кино, где он также обрёл своим мастерством признание маститых коллег. Ступенькой к этому периоду его творчества стал, пожалуй, фильм «Мёртвый сезон», где он сыграл роль советского разведчика нелегала, отстаивающего интересы СССР. Однако, на мой взгляд, наиболее проникновенная и яркая роль творческого человека, учёного, философа искателя новых фундаментальных открытий, и вместе с тем очень чувственной и ранимой личности, была исполнена им в знаменитом фильме «Солярис» (1972) знаменитого режиссёра с мировым именем Андрея Тарковского (1932-1986).

Так случилось, что в своей жизни мне пришлось не только видеть этого замечательного актёра и человека на экране кино, но общаться с ним. Впервые я увидел его в живую во время съёмок фильма режиссёра В. Жалакявиюса «Адомас хочет стать человеком» (1959), который снимался в самом центре г. Каунас. В соседнем дворе нашего дома, что располагался на улице, носящей теперь название И. Канта, мы, городские мальчишки, видели работу киношников, среди которых ходил «странно» одетый человек в галифе и сюртуке, производивший на нас особое впечатление – это был, как потом понял, Донатас Банионис -  в роли богатого американца Даусы. В какой-то момент режиссёр попросил ребят сыграть в «деньги» перед кинокамерами, что и было исполнено. Видел этот эпизод в кино, во время демонстрации фильма, а также и другие эпизоды из него, которые запечатлели большие декорации каких-то иностранных строений с надписями на непонятном нам тогда английском языке, которые были расположены вдоль берега полуострова на Немане, с той стороны затона, ведущего к судоремонтному заводу. Не знаю почему, но съёмки этого фильма, которые длились некоторое время невдалеке от дома, где проживала наша семья, наблюдаемые мною несколько дней, запомнились на всю жизнь. Потом, видя этого актёра в различных кинокартинах, следил внимательно за его игрой и его человеческим характером, поскольку он показался мне весьма нетривиальным.
Непосредственное моё общение с Донатасом Банионисом состоялось в Варшаве в 1980 году. Посольство СССР и Дом советской культуры и науки посещали в столице Народной Польши многие видные политические, общественные деятели из Советского Союза, деятели культуры и искусства, учёные и космонавты. Со многими из которых мне довелось общаться. Среди деятелей искусства были: актёры театра Вахтангова М. Ульянов, В. Лановой, Ю. Борисова, Н. Гриценко, М. Вертинская; режиссёр С. Бондарчук и его супруга И. Скобцева, космонавт В. Ковалёнок, певица А. Пугачёва, замечательный баритон М. Магомаев, композитор А. Бабаджанян, литовский поэт Э. Матузявичюс (https://stihi.ru/2010/02/02/3649), художник А. Савицкас и многие другие.
На организованной встрече с польской общественностью я представлял нашего известного актёра Донатаса Баниониса. В процессе подготовки к данному мероприятию, внимательно вглядываясь в лицо этого скромного человека, вслушиваясь в его речь, стремился понять, в чём та духовная сила, которую источает образ этого человека, представляемый нам в различных ракурсах с экранов кинотеатров, телевизоров, на фотографиях и описываемый в различных публикациях. Персональных компьютеров тогда не было, как знаете, которые позволяют сегодня преподносить искомый образ и информацию повсеместно, где бы не находился реципиент.
Прежде всего меня привлекли к себе его глаза, точнее их взгляд, идущий откуда-то из глубины души этого ранимого – весьма негероической осанки человека, который внимательно изучает своего собеседника, как бы стремясь прочесть его мысли, понять - кто он, почему он здесь, что ему нужно от меня. Отвечая на обычные вопросы, всегда с какой-то внутренней улыбкой, мягкой или иронической, актёр тем самым, как бы дистанцировался от внутреннего смысла своего ответа, давая понять, что вот можно и так ответить… Но прежде всего поражала его абсолютная скромность, несмотря на огромную известность и любовь к нему зрителей, да и просто людей. Именно эта внутренняя незащищённая физической силой духовная ранимость умной личности Донатаса Баниониса и осталась в нас – людях, помнящих его и отмечающих сегодня его 100-летний юбилей.

Валерий ИВАНОВ,
председатель Союза русских литераторов и художников «РАРОГ», 28 апреля 2024 г. г. Вильнюс