Достопочтенный отшельник Фра АИЯ и твоя бывавшая монашенкой милая Лиза, намедни я высылал вам заметку о поспешном дилижансе - сегодня небольшое забавное продолжение ...
До открытия в ноябре 1851 г Петербурго-Московской железной дороги между двумя столицами, начиная с 1820-го, было организовано регулярное движение дилижансов – больших общественных карет, перевозивших состоятельных пассажиров и почту
Регулярное движение дилижансов началось 27 ноября 1820 г., когда установился санный путь. В тот день из Петербурга, от Малой Морской улицы, где находилась Контора первоначальных дилижансов, отправились два первых экипажа в Москву.
Был создан Комитет учреждения колясок по Московскому тракту
В начале 30-х годов ХIХ века в Петербурге было уже несколько контор дилижансов, располагавшихся в районе Большой и Малой Морских улиц.
Комитет, в который входил известный банкир барон А.Л. Штиглиц, выработал специальные правила, регулирующие общий порядок движения экипажей и поведения пассажиров. Для поездки желающему нужно было в конторе дилижансов купить билет на конкретное число и место в карете, а накануне отъезда принести в контору «пачпорт» вместе со свидетельством полиции, что «к выезду его нет препятствий».
Тезка Пушкина Александр Штиглиц родился в семье потомственных немцев в Санкт-Петербурге. Его отец в 1819 г Людвиг Штиглиц стал придворным банкиром императора Александра I, это позволило ему вести деловые отношения с западными партнёрами, организовывая внешние займы для России. В 1843 г бизнесмен умер, оставив 18-миллионное состояние серебром вместе с промышленными предприятиями своему сыну Александру.
Первой проверкой Александра на профпригодность стало получение дополнительных внешних займов на строительство Николаевской железной дороги, денег на которую катастрофически не хватало. В итоге ему это удалось. За семь лет работы он смог договориться о шести четырёхпроцентных займах на строительство.
По примеру своего отца Штиглиц сумел добиться уважения и у российских финансистов, которые в 1846 г выбрали его на должность председателя биржевого комитета Санкт-Петербурга. Он многократно переизбирался на эту позицию вплоть до 1860 г.
За свои собственные деньги он продолжал развивать российские железные дороги. Вместе с партнёром он начал строительство сразу двух направлений: Петербург-Петергоф (Петергофская железная дорога) и Гатчина-Луга (Балтийская железная дорога, которую он позже отдал своему партнёру). По образу парижского Восточного вокзала Штиглиц на свои деньги построил Петергофский вокзал, позже переименованный в Балтийский
Пришедший к власти Александр II вместе с реформами в других сферах решил провести изменения и в банковском деле. На основе реорганизации имеющихся банков, контор и отделений он создал Государственный банк. Первым управляющим нового учреждения и был назначен Штиглиц. Это была глобальная банковская реформа, у руля которой встал Александр Штиглиц. Государственному банку были переданы функции финансирования казны и обслуживания внешнего долга. Среди задач стояло добиться промышленного развития России.
***
Но Пушкин отправился в дилижансе будто бы из Москвы с конторы на Тверской-12 …
--****
Источники:
Штиглиц А. - российский немец, построивший финансовую империю - история первого управляющего Госбанком
Отец и сын Штиглицы Валентина Томашевская
АЛЕКСАНДРОВИЧ Т. «ВСЁ ДЕЛО В ТОМ, ЧТО В ДИЛИЖАНСЕ СВОБОДНЫХ МЕСТ, ПРЕДСТАВЬТЕ, НЕТ...» 2009
***
Самый крутой сов. шпион – Макс Отто Фон Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев, он же герой множества анекдотов как советских, так и российских, он же главный герой цикла романов Юлиана Семенова и снятого по его мотивам художественного фильма «Семнадцать мгновений весны».
Есть версия (см. https://dzen.ru/a/YxuYSpveey9ILU04) – Штирлиц аккумулировал в себе черты и деяния сов. разведчиков.
Среди них асы шпионского дела = Александр Коротков, Исай Боровой, Вильгельм Леман. Не надо забывать и иных асов - Льва Маневича, Яна Черняка, Зорге и Абеля https://www.kp.ru/daily/26789.3/3822088/
***
Штиглиц Штирлицу рознь …
Знай наших …