Правду не узнать никогда

Олег Гуменюк
 Если среди ваших родственников есть поляки или люди, как-то связанные с Польшей, вас должна заинтересовать эта публикация. Если кто-то в вашем роду пострадал от сталинских репрессий, или если вы просто интересуетесь историей, моя небольшая статья, надеюсь, тоже будет вам интересна…

 От Сталина до Хрущева
 В 1937 году, готовясь к предстоящей войне, Сталин решил зачистить территории СССР (особенно приграничные районы) от представителей национальных меньшинств, которые в случае боевых действий  могли бы оказать помощь противнику. Под каток репрессий попали и поляки… Есть такие страшные цифры: с 1937 по 1938 годы по Польскому делу  было арестовано 143810 человек, виновными признаны139810. Из них 111091 расстреляны, остальные отправлены в лагеря… Страшные цифры! А ведь  у каждого из этих репрессированных были родственники, друзья, и если всех их считать пострадавшими, то получится океан горя.
 При Хрущеве, начиная с 1956 года, большинство репрессированных по Польскому делу НКВД реабилитированы, и в современных публикациях все жертвы этого периода рассматриваются как невинно осужденные. Не согласен ни со сталинским взглядом на эту проблему, ни с хрущевским, и сейчас объясню, почему.
 
Костоломы логику не учат
 В 1937-1938 годах большинство следователей НКВД составляли малограмотные люди. Даже сам нарком НКВД имел за плечами всего 2 класса начальной школы. Следователи того времени, вероятно, понятия не имели о логике, не изучали психологию, да и законы вряд ли знали. А зачем, если показания из подследственных выбивались кулаком, рукояткой нагана или кастетом? Вот что пишет о некоторых методах работы НКВД газетчик Бронислав Берг в своей жалобе Георгию Димитрову: «Одного из арестованных, туберкулезника, сутки продержали в ванной с холодной водой. Другого арестованного трое суток непрерывно допрашивали, не позволяя спать, есть, пить, ходить в туалет»…
 Один из тысячи не сломается в таких условиях. Даже тамплиеры, опытные, закаленные в боях воины, под пытками инквизиторов признались во всех смертных грехах: будто они и Дьявола в зад целовали, и над Богом насмехались, и педерастией занимались… Во Франции из почти 150 тамплиеров, подвергнутых пыткам, только несколько человек вытерпели боль и не признали себя виновными. Все остальные под пытками признали все бредовые обвинения. Так это тамплиеры, рыцари, воины! А как может выдержать пытки НКВД обычный учитель или крестьянин?
 Поэтому, когда Ежов докладывал Сталину, будто НКВД выявил 110 тысяч польских шпионов на территории СССР, веры этому утверждению нет. Мой шеф когда-то на планерке сказал в мужском коллективе: «Если бы нам с вами яйца зажали дверью, то и мы бы сознались, что готовили покушение на товарища Сталина». Мы не знаем, сколько реальных польских шпионов выявил НКВД в 1937-1938 годах, а сколько невинных людей попало под каток репрессий, потому что  методы работы чекистов того периода были очень несовершенны. Не выдержав пыток, многие арестованные себя оговаривали. «А как же суд?»-спросите вы. Никакого суда не было, у осужденных не было адвоката, их судьбу решали «двойки», потом – «тройки». Короче, ужас…

 Всего 200 польских агентов?
 Сталинский подход к польской проблеме был необъективен. Но и хрущевский подход тоже необъективен.  Всех огульно реабилитировать? Но надо же выяснить, кто из арестованных действительно был польским шпионом, а кто ничего плохого против Советской власти не замышлял. Как же это сделать?
 Есть документ, составленный министерством иностранных дел нынешней Польши. И в нем говорится, что в период 1937-1938 годов у польской разведки по всему миру было всего… 200 агентов. Даже если половина из них работали против СССР, то и тогда получается чудовищная арифметика: реальных 100 шпионов, а выявлено 110 тысяч. Как же много невиновных арестовано!
 Не верю, что в тот период у польской разведки было всего 200 агентов по всему миру. Никогда спецслужбы не открывают до конца своих архивов, никогда не сообщают миру всей правды о своей деятельности. Сейчас мы знаем, что в 30-е годы прошлого века у Польши сложились хорошие отношения с гитлеровской Германией, диктатор Польши Пилсудский  с огромным уважением относился к Гитлеру. Это уважение было взаимным, и когда Пилсудский умер, в Германии объявили траур. Два этих государства связывал договор о ненападении, историки утверждают, что было секретное приложение к этому договору, по которому Польша, участвуя вместе с Германией в войне против СССР, получала после победы  большие территории Советского Союза. Готовясь к  войне с такой огромной страной, как СССР, польская разведка ограничилась бы какой-то сотней шпионов и диверсантов? Смешно. Немцы за один только 1942 год забросили в СССР 20 тысяч шпионов и диверсантов,  но даже этого количества оказалось недостаточно для победы над Советским Союзом. Конечно же, польских шпионов на территории СССР в 30-е годы было много, тысячи, но точное их количество знают только историки польских спецслужб. И вряд ли расскажут правду. Политика…
 
 Брат мой, враг мой?
 В начале 12-го века была записана древняя легенда о трех братьях: Лехе, Чехе и Русе. Сперва жили они вместе, у каждого была большая семья,  и вскоре земли и пастбищ на всех уже не хватало. Обнялись братья на прощание и разошлись со своими семьями – искать богатые земли. От Леха пошли нынешние поляки, от Чеха- чехи, от Руса – русские. И какие же сейчас отношения между этими когда-то близкими народами?
 Недавно в Польше проводили соцопрос. Лишь 2 процента поляков сказали, что с симпатией относятся к русским, 97 процентов – с ненавистью. 1 процент опрошенных воздержались. Но что интересно: к русским поляки относятся намного хуже, чем к немцам и к украинцам, хотя от немцев и украинцев в прошлом поляки натерпелись не меньше, чем от русских. Почему же такая ненависть к русским? Политика… Политики натравливают один народ на другой, масла в огонь подливают историки, которые очень часто не истину ищут, а выполняют заказ власти.
 Польское дело НКВД – страшная страница истории, страница, залитая кровью и политая слезами. Но чьи слезы были пролиты невинно, а кто работал на польскую разведку и за это был жестоко  наказан, нам, простым смертным, не имеющим доступа к секретным архивам, не узнать никогда…