Спасибо деду за Победу!

Светлана Федорова-Роблес
СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

ФОТО. Портрет Андрей Константинович (Сукочев) Сукачев. Съёмка: Москва, 1941 г.; "Летающая лодка палубный катапультный самолёт-разведчик Бе-4 (КОР-2)  и катапульта, с которой производится его запуск". Съёмка: август 1941 г., Кимры; "Зеркало воды. Волга. Савёлово" (фото из Интернета)


К БИОГРАФИИ ВОЕНТЕХНИКА 1 РАНГА ИЗ УМС РККА СУКАЧЕВА (СУКОЧЕВА) АНДРЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА
К БИОГРАФИИ ПОЭТА ДИНЫ АНДРЕЕВНЫ (СУКАЧЕВОЙ) ФЕДОРОВОЙ

История нашего Отечества в ХХ веке такова, что несколько поколений детей относятся к категории "Дети войны". Дети, пережившие период Империалистической и Гражданской войны стали моими дедушками и бабушками, дети пережившие период Великой Отечественной войны стали моими родителями. Чёрно-белые фото, дарственные надписи на их обороте, официальные документы из домашнего архива, архивные справки – это то, что является материалом для исторической реконструкции.

СЕМЕЙНАЯ ГЕОГРАФИЯ

1. Село Репное (Российская империя, Воронежская губерния, Воронежский уезд):
28 августа 1907 г. родился Андрей Константинович Сукочев;
12 марта 1910 г. родилась Дарья Ивановна Смагина.

Село Репное (СССР, Воронежская область, Новоусманский район):
19 июня 1931 г. Андрей Константинович Сукочев и Дарья Ивановна Смагина заключили брак. Фамилии после заключения брака Сукочев, Сукочева.

2. Город Ленинград (СССР, Ленинградская область):
С 15 декабря 1930 г. по август 1932 г. А. К. Сукочев проходил обучение в 1-ой Военной школе авиационных техников им. К. Е. Ворошилова.

3. Город Москва (СССР, Московская область):
С 1 по 31 сентября 1932 г. А. К. Сукочев служил в распоряжении приёмного аппарата Управления Военно-воздушными силами Рабоче-крестьянской красной армии (УВВС РККА) на должности младший авиатехник.

4. Город Таганрог (СССР, Ростовская область):
С 1 октября 1932 г.  А. К. Сукочев служил в УВВС РККА на Авиационном заводе № 31;
6 июня 1935 г. родилась Анджелина Андреевна Сукочева (в замужестве Гранкина, Песчанникова);
С 3 мая 1936 г. А. К. Сукочев (Сукачев) служил в Управлении морских сил РККА (УМС РККА) на Авиационном заводе № 31;
29 декабря 1937 г. родилась Дина Андреевна Сукачева  (в замужестве Федорова);

5. Город Кимры (СССР, Калининская область):
С февраля по 9 сентября 1941 г. А. К. Сукочев (Сукачев) служил в Управлении морских сил РККА (УМС РККА) на Авиационном заводе № 288;
9 сентября 1941 г. А. К. Сукачев (Сукочев)  погиб при исполнении служебного задания.

6. Город Омск (СССР, Омская область);
С 18 декабря 1941 г. Д. И. Сукачева (Сукочева) работала в Опытно-конструкторском бюро (ОКБ) Г. М. Бериева на Авиационном заводе 288.

7. Город Красноярск (СССР, Красноярский край):
С апреля по июль 1943 г. Д. И. Сукачева (Сукочева) работала в ОКБ Г. М. Бериева на Авиационном заводе № 477.

8. Город Казань (СССР, Татарская АССР):
Со 2 августа 1943 г. Д. И. Сукачева (Сукочева) работала в ОКБ Иосифа Фомича Незваля на Авиационном заводе № 22.


АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (СУКОЧЕВ) СУКАЧЕВ: БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В августе 1932 г. кончил обучения в 1-ой Военной школе авиационных техников (г. Ленинград).

1 сентября 1932 г. назначен на должность младший авиационный техник приёмного аппарата Управления Военно-воздушными силами Рабоче-крестьянской красной армии (УВВС РККА).
1 октября 1932 г. назначен на должность младший военный представитель УВВС РККА на Авиационном заводе № 31 (г. Таганрог).
16 апреля 1934 г. удостоен присвоения категории Т-4.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. 1 октября 1934 г. при  заводе № 31 создано Опытно-конструкторское бюро морского самолётостроения (ОКБ) и главным конструктором назначен Георгий Михайлович Бериев (сейчас  ЦКБ морского самолётостроения им. Г. М. Бериева. Таганрог – город на берегу Азовского моря центр морского авиастроения).

31 марта 1935 г. назначен на должность старший техник 4 отдела УВВС РККА.
9 июня 1935 г. супруга Дарья Ивановна Сукочева родила старшую дочь Анджелину – моя тётя Жанна.
19 апреля 1936 г. удостоен присвоения офицерского воинского звания - воентехник 2-го ранга.
3 мая 1936 г. переведён на должность старший техник 5-го отдела Управления морских сил РККА (УМС РККА).
29 декабря 1937 г. супруга Дарья Ивановна Сукочева родила младшую дочь Дину Андреевну Сукачеву – моя мама.

Из-за вольного написания фамилии в документах о рождении родные сёстры Анджелина и Дина получили разные фамилии: старшая "Сукочева", младшая "Сукачева" и их родители также имели разные фамилии отец - "Сукачев", мать "Сукочева". Это несоответствие позже принесло немало препятствий в жизни семьи.

27 января 1939 г. назначен на должность Старший техник военной приёмки Отдела снабжения Управления морской авиации Рабоче-крестьянского военно-морского флота (УМА РКВМФ) на заводе № 31 с присвоением очередного воинского звания - воентехник 1-го ранга.
17 февраля 1939 г. назначен на должность помощник военного представителя того же управления.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВА. Из-за событий Второй Мировой войны в конце 1939 г. УМА РКВМФ СССР было принято решение о переносе ОКБ Г. М. Бериева подальше от границы. Место было выбрано. 4 марта 1940 г. Машиностроительный завод в г. Кимры Калининская область (г. Савёлово, Тверская область) был переорганизован и на его базе создан Государственный Союзный завод № 288. Кимры – городок на берегу реки Волга. Вблизи него размещался каскад водохранилищ, так называемое "Московское море" – часть канала Москва-Волга. В феврале 1941 г. на завод № 288 передислоцировалось ОКБ Г. М. Бериева. Туда же был доставлен задел по самолёту Бе-4 (КОР-2) для подготовки его серийного производства. Эта летающая лодка палубный катапультный самолёт разведчик имел особенность, выявленную при испытательных полётах на Чёрном море в Севастополе: крутая глиссада планирования при посадке. Старшим военпредом Управления ВВС ВМФ СССР на заводе  № 288 был Военинженер 1 ранга Иван Иванович Чигирев, Помощником военпреда был воентехник 1 ранга Андрей Константинович (Сукочев) Сукачев.

Великая Отечественная война изменила жизнь радикально. На семейном совете было принято решение о том, что женская часть семьи отправляется в эвакуацию на малую родину в село Репное (Воронежская область). Комплект документов был собран.
   
31 июля 1941 г. получены документы на бланках "Народный комиссариат ВМФ СССР"  (НКВМФ СССР):
1. "Справка дана воентехнику 1 ранга Сукачеву А. К. в том, что его семья в составе 3 человек убывает________1941 г. к месту нового жительства. Справка дана для представления в продовольственный магазин г. Москвы. Документ подписан: начальник Общего отделения УВВС ВМФ Старший лейтенант Веревкин";
2.  "Удостоверение. Дано членам семьи воентехника 1 ранга Сукачева А. К.. – жене Сукачевой Д. И. – 31 год, дочь, дочери Сукачевой А. А. – 7 лет и дочери – Сукачевой Д. А. – 5 лет в том, что  они действительно следуют к месту нового жительства в город Воронеж. Справка выдана на предмет прописки и поступления на работу по месту жительства. Документ подписан: начальник общего отделения снабжения УВВС ВМФ старший лейтенант Веревкин".

2 августа 1941 г. получены документы на бланках "НКВМФ СССР":
1. "Удостоверение. Дано члену семьи жене и двум детям 7 лет и 5 лет военнослужащего товарща Сукачева А. К. – Сукачевой Д. И. в том, что им выдано воинское перевозочное требование по форме № 1 за № 524566 от станции "Москва" до станции "Воронеж" как следующим к месту жительства. Документ подписан: начальником 1 отделения ХО ЦУ ПКВМФ Комендант 1 ранга Попутчиков";
2. "Требование № 524566 на воинскую перевозку людей с расчётом через Госбанк. Перевезти жену и двух детей 7 лет и 5 лет Сукачева А. К. от станции "Москва" до станции "Воронеж" в жёстком вагоне пассажирского поезда. Всего платных пассажиров: один взрослый, двое детей - к месту жительства".

Почему-то во всех перечисленных документах указан не тот возраст детей, ведь им было в это время 6 и 3,5 года.

9 августа 1941 г. на имя коменданта г. Кимры Военпредом И. И. Чигиревым от руки на бланке "НК ВМФ СССР" написано обращение "Прошу вашего разрешения на проезд семьи  в количестве 3-х человек воентехника 1 ранга товарища Сукачева А. К. до г. Москва, так как проездные документы выданы для следования к новому месту жительства от станции "Москва" до станции "Воронеж". На обороте виза "Разрешить проезд до г. Москва автомашиной". Выдан талон на бланке НКВМФ СССР "Талон на воинскую перевозку багажа или грузов пассажирской скорости В № 049802. Условие оплаты перевозки НКВМФ СССР через Госбанк. От станции "Москва" до станции "Воронеж" с багажом. Багаж принадлежит семье товарища Сукачева А. К. 100 кг без объявленной ценности к месту жительства. На обороте надпись: "П.12. "Талоны изготавливаются исключительно распоряжением 3-го Отдела Главморштаба РКВМФ". Изготовление их в ином порядке преследуется по закону. П. 13. Утраченный документ не возобновляется, и виновные привлекаются к ответственности. Госзнак. 1939".
 
11 августа 1941 г. Первый серийный гидросамолёт Бе-4 с заводским номером № 28801 был готов. В г. Кимры испытания гидросамолёта Бе-4 производились с катапульты изготовленной на Заводе им. Кирова (бывший Балтийский завод, Ленинград.

9 сентября 1941 г. Состоялся 6-й и последний испытательный полёт Бе-4 № 28801.  "Самолёт на высокой скорости врезался в воду и разбился. Пилот Николай Петрович Котяков лётчик-испытатель 3-го класса и инженер ОКБ И. М. Морозов всплыли, но воентехник 1 ранга А. К. Сукачев погиб. Причина катастрофы "зеркальная поверхность воды" (полный штиль и солнечный блик). Это обстоятельство хорошо знакомо морским лётчикам, и оно было причиной множества аварий и катастроф. В аварийном акте, не несмотря на несчастный случай из-за погоды, особо подчёркивалось общее мнение "Машина хорошая" (Заблотский А., Сальников А. Неизвестный Бериев. Гений морской авиации. М. «Яуза» Эксмо, 2009. 416 с.).
   
Осень 1941 г.Кимры стали прифронтовой зоной.
13 октября получен приказ о срочной эвакуации ОКБ Г. М. Бериева вместе с заводом № 288 в г. Чкаловск (Саратовская область).

15 октября 1941 г. эшелоны с оборудованием и людьми уходили под бомбёжками в эвакуацию.
16 октября 1941 г. эшелоны с эвакуированными прибыли на станцию "Чкаловск". Город из-за недостаточных производственных мощностей отказал заводчанам.

Эшелоны были перенаправлены на восток - в г. Омск на реке Иртыш.  были оправлены в Омск на завод № 166.

18 декабря 1941 г. получены документы на бланках Военного комиссариата военно-морского флота Управления ВМФ СССР от военпреда на заводе № 288. И. Чигирева для передачи их Военкомату Кировского района г. Омска:
1. Справка о том, что Сукачева Дора Ивановна является женой командира ВМФ помощника военпреда УВВС ВМФ на заводе № 288, погибшего 9 сентября при исполнении служебных обязанностей. На иждивении Сукачевой находятся дети в количестве 2-х человек;
2. "Прошу выдать заборную книжку жене командира ВМФ погибшего при исполнении служебных обязанностей 9 сентября 1941 г. Сукочевой Доре Ивановне". В книжке были карточки на продукты, питание, промышленные товары в соответствии с минимумом, принятым правительством СССР в Военный период Великой Отечественной войны.

Весна 1943 г. ОКБ Г. М. Бериева перебазировано в г. Красноярск на завод № 477 и бывшие мастерские по ремонту катеров Главсевморпути.

После гибели супруга Дарья Ивановна Сукачева с малолетними дочками были под опекой военпреда на заводе № 288 И. Чигирёва и все они путешествовали вместе с ОКБ Г. М. Бериева до Красноярска. В Красноярке семья задержалась ненадолго.

Июль 1943 г. семья Сукачевых прибыла в г. Казань.
2 августа 1943 г. Сукачева Дарья Ивановна была принята в штат ОКБ Иосифа Фомича Незваля на Авиационном заводе № 22 им. Горбунова на должность комплектовщица. Прибывшее в Казань пополнение завода было расселено в посёлке Орджоникидзе (Соцгород) сначала по вагонам, стоявшим  на запасных путях (ул. Челюскина), потом по баракам в рабочем городке авиастроителей Стандартный. Дети определены в детский сад, в школу...

               Светлана Федорова, Казань, 28 апреля 2024 г.