Для чего?

Александр Машковский
   Приходит еврейка к раввину и просит совета:
 “ Уважаемый рав, что мне делать – муж совсем с катушек сошёл: три раза в день молится и постоянно Тору изучает?!
   – Так это же хорошо, – отвечает раввин, – ваш муж праведник!
   Еврейка укоризненно на него смотрит, качает головой и говорит: " Уважаемый рав, мы то с вами понимаем что к чему, но муж мой, ведь, на полном серьёзе в это ударился. "
                Анекдот.
   
   "Умные люди" никогда не задумываются о сути вещей. Им достаточно знать информацию, а не суть.
   "Глупые люди" готовы жизнь отдать за то, чтобы понять суть вещей.
   От "умных людей" никогда не услышишь вопрос: " Почему в субботу, в седьмой день творения Всев-шний отдыхал? Он – что – устал?
   Для чего Ему надо было благословлять и освящать субботу, если в первые шесть дней уже всё в мире было создано?
   За что суббота удостоилась таких почестей, если Госп-дь в субботу просто-напросто отдыхал?
   " Глупый человек ", вгрызаясь в суть вопросов, начинает догадываться, что в субботу Всев-шний в человеческом смысле этого слова не "отдыхал". Всевышний в субботу не создавал новые материальные вещи – Всев-шний в субботу создавал смысл всего созданного.
   Внутри сотворённого мира все смыслы уже существуют, но без внешнего наблюдателя нет смысла у всего этого
 " спектакля ". ( Извините за сравнение ).
   У " глупого человека " в этом месте всегда возникает вопрос: " А для чего была написана, создана и поставлена эта
пьеса? "
   " Умный  человек " в таких случаях сразу же отвечает: " Пути Г-сподни неисповедимы. "
   Ответ, конечно, правильный, но " глупый  человек " в своих изысканиях не может остановиться и, даже, ставит себя на место Всев-шнего. " Глупый человек " воображает себя всемогущим и думает: " А для чего бы я, будучи всемогущим, создал бы весь этот мир, создал бы человека – такого, например, как я? "
   Задумается " глупый человек " и сам себе отвечает: " Нет никакой причины, кроме любви. Весь мир создан для меня! "
   А как бы это проверить? Как проверить правильность его ответа? Мы же всего лишь люди... Как бы точно узнать?..
   Вот бы Всев-шний ответил...
   А Всев-шний уже ответил:
 – откройте Пятикнижие и прочитайте первую же строчку: " В начале сотворил Б-г небо и землю? "
   Вас ничего в этой строчке не смущает?
   У меня по прочтении в голове сразу же возник вопрос: в "начале" ЧЕГО сотворил Б-г небо и землю? Может быть, Он сотворил прежде земли и неба некоторое пространство, куда всё потом поместил, а пространство назвал " началом "?
   А может быть,  " начало " – это " шапка " – заголовок, как в газете, а потом после заголовка надо поставить двоеточие – а после двоеточия начнутся перечисления всего, что сотворил Создатель?
   Но, если поставить двоеточие, то станет непонятно, почему нарушена очерёдность творений: как можно создать землю и небо до разделения света и тьмы, до создания воды?
   Я вам честно скажу, что самостоятельно я не смог справиться с этими вопросами – и решил прочитать, что по этому поводу пишет великий комментатор Торы – Раши.
   А Раши сказал, что, действительно, эта фраза нуждается в толковании:  грамматически она составлена неверно: так на иврите не говорят: должно быть дополнение к слову " в начале " – например, " в начале царствования " и т.д.
   Чтобы правильно понять предложение, Раши ссылается на толкования древних мудрецов, которые опираются на грамматику иврита: предлог "в" ( ; – ивр. ) означает, кроме всего прочего, ещё и цель действия. То есть, фразу можно перевести как: " Ради начала Б-г сотворил  небо и землю ."
   И тут у меня опять возникает закономерный вопрос: " Ради какого-такого начала сотворил Б-г небо и землю? Что такое – это самое – " начало "? "
   И мудрецы отвечают: " " Начало " – это Тора и Израиль – начало ( путей, плодов труда ) сил Всев-шнего. "
   На этом комментарии заканчиваются, но я по своей глупости, всё же никак не могу понять: " Тора, ведь, предшествовала созданию неба и земли. Тора, в каком-то смысле – план Творения. Для чего создавать Небо и Землю ради Торы, если Тора уже имеется в наличии? "
   И тут ко мне без всяких комментариев приходит понимание, что Тора, ведь, живая. Тора, ведь, не мёртвый план Творения, а живой Дух Всев-шнего, который рождает, растит, воспитывает и наполняет нас  любовью.
   Именно для Любви созданы были небо и земля. Именно для Любви и Справедливости – для Торы!
   А для чего создан человек? – Чтобы быть соучастником этой Любви Б-га – чтобы заботиться о земле и о небе; о животных, рыбах и птицах небесных, о друг друге.
   И в самой Торе всё это так и написано:
 " если будет достоин – будет человек повелителем животных, птиц и рыб. А не будет достоин – морально опустится ниже животных. "
   Всё Творение имеет какую-то конкретную и  понятную цель.
   Для чего был создан народ Израиля? – Для того, чтобы служить Госп-ду.
   А, если какие-то евреи не служат Г-споду, то для чего они тогда?.. – " Эти товарищи нам совсем не товарищи... "
   А, если мы представим себе, что евреи стали народом священников – что тогда?
   – А вот тогда мы узнаем, для чего были созданы небо и земля – для какого-такого "начала" сил Всев-шнего!
   Вы теперь понимаете, как и для чего Всев-шний отдыхал в субботу?
   Вы теперь понимаете, как Всев-шний может находиться одновременно внутри мира и вне его?
   Извините за навязчивость, но я вам приведу  пример из быта: полностью просветлённая женщина ( осознающая себя даже во сне ) ложится спать. Она спит, но видит себя со стороны. Приходит её кошка, ложится к ней на грудь и тоже засыпает. Женщина и кошка энергетически сливаются в одно целое, но женщина осознаёт себя не только как одно целое с кошкой, но и совершенно отдельным существом.
   Кошка тоже ощущает свою слитность и раздельность с женщиной и одновременно фиксирует чувства как свои, так и женщины.
   Правда, кошка не может перевести свои чувства в ментальный план, а женщина может.
   Женщина и кошка, несмотря на временную слитность, всё же разные существа, если сосредотачиваться на отличиях.
   Когда они проснутся, каждая пойдёт по своим делам.
   Но, пока они спят – они энергетически слились в одно целое.
   А, если на них в момент энергетического слияния посмотрит внешний наблюдатель, типа меня, то он заметит, что, несмотря на энергетическую слитность, время внутри женщины и кошки течёт по разному: у кошки время течёт в несколько раз быстрее.
   Кошки – кошками, женщины – женщинами, а время – временем.
   Время разное бывает: бывает субъективным, бывает объективным
( астрономическим ).
   Время полностью зависит от наблюдателя.
   Время пошло, как только мир был создан из ничего. Время – это промежуток между событиями. Одно событие отличатся от другого события. Если бы все события были бы одинаковыми, то времени бы не было вовсе. Что-то существует потому, что отличается от чего-то другого.
   Все эти отличия фиксируются и определяются в разуме и речи. Поэтому, вместе с событиями, и время несёт на себе оценочный характер. Про один из дней творения Всев-шний говорит, что он хорош, про другой – ничего не говорит, про третий – дважды говорит, что он хорош.
   Есть время веселья, есть время печали, есть праздники и есть посты. Есть время, в которое хорошо что-то делать и есть время, в которое что-то делать нехорошо. Есть время Суда и есть время прощения – есть и есть, и ещё будет.
   Время бывает прошлым, настоящим и будущим. Время зависит от Создателя.
   Лично мне кажется, что в шесть дней творения творилось "настоящее", которое уходило в прошлое; в субботу – ничего материального не создавалось, потому что творилось будущее – создавался духовный смысл. Без смысла существования нет будущего.
   Когда рождается ребёнок, его бьют
по попе и затем кладут на грудь матери. Раньше, чем он начинает пить молоко, он начинает питаться любовью матери.
   Любовь – и снаружи,любовь – и внутри.
   Всев-шний – внутри этого мира, и – снаружи. Он – и Творец, Он – и Наблюдатель. Он – и Суд, Он – и Милосердие.
   В субботу Он напитал мир Любовью.
   Из-за субботы у нас есть будущее.
   Почему евреи обязаны соблюдать и  освящать субботу?
   Нет, правильнее спросить: " Для чего евреи обязаны освящать субботу? "
   Я отвечу по еврейски: " А для чего мы все созданы по образу и подобию Б-жию?"