Новая старая жена

Александр Каширцев
- Гляди, Витёк! Хмырь какой-то тащится, явно не в себе.
- Точно! Ну-ка, пошли, проверим.
- Эй, парень, закурить есть? – Витёк остановился перед шатающимся мужчиной.
– Да ты смотри, он совсем в отключке, хотя спиртным не тянет от него. Куртка у него клёвая, помоги снять… И кроссовки фирмовые, стягивай… Куртка кровью малость уделана, но ничего, отмоем…. Стой, часы и кольцо ещё.
Через минуту две фигуры удалялись по тропинке мимо рощи к дальним домам. Мужчина, уже без куртки и кроссовок, сидел на земле и бормотал:
- Авт..бс… автобус…
 
- Анатолий Сергеевич! Он открыл глаза, - в кабинет заглянула Тамара, медсестра.
- Сейчас подойду, - врач отложил бумаги и поднялся.
- Как себя чувствуете, больной?
- Плохо. Болит всё. Автобус.
- Как ваше имя?
- Не помню. Витёк?
- Вы Виктор?
- Не помню.
Быстро выяснилось, что мужчина совсем ничего не помнит: ни имени, ни фамилии, ни города, ни адреса проживания.
- Тамара, запиши его Виктором – имя это звучало. Свяжись с полицией, он скорее всего с автобуса, который перед городом вчера в аварию попал. Вечером сделай перевязку.
- Анатолий Сергеевич! А он  поправится? В смысле память восстановится?
- А я откуда знаю? Всяко бывает.
Тамара, второй день ухаживавшая за этим мужчиной, села на посту и набрала телефон полиции.
- Алло. Вас из городской больницы беспокоят, из неврологии. У нас пациент без памяти, врач сказал, что он, может быть, с того автобуса, что в аварию попал.
Ответив на несколько вопросов, Тамара положила трубку.
Тянулись дни. Тамаре нравился этот мужчина – тихий, спокойный, улыбается, когда она входит в палату.
«- Эх, такого бы мужа… Достаются ведь кому-то нормальные мужики, - думала она, перебинтовывая ему голову».
- Витя! Сними пижаму, - сказала она, закончив перевязку. – Завтра доктор посмотрит, голова совсем зажила.
Она осмотрела туловище со всех сторон – синяки все сошли.
- Одевайся, - с сожалением сказала Тамара, глядя на ладное тело Виктора.
С утра приходил юноша из полиции, опрашивал и фотографировал мужчину.
На следующий день, после обхода, врач сказал Виктору:
- Завтра вас выписываем. Вам есть куда идти?
- Нет.
- Нда… Идите в полицию, пусть они решают, что с вами делать.
После того, как врач ушёл, к мужчине подошла Тамара и смущаясь сказала:
- Тебе нужно будет где-то завтра переночевать. Пойдём ко мне, я живу одна, ты меня не стеснишь. Обувь я тебе какую-нибудь завтра найду.
На следующий день Тамара привела его к себе, сходила вместе с ним в полицию. В дежурке записали адрес Тамары и сказали идти и ждать, будут новости – сообщат.
Через неделю Виктор сказал Тамаре:
- Мне нужно на работу устроиться, не могу же я тебя объедать. Только я не помню, кем работал.
- Давай сторожем к нам в больницу. Платят, конечно, мало, но и работа не бей лежачего. А там посмотрим. Кольца у тебя не было, значит ты не женат.
После этих слов Виктор внимательно посмотрел на Тамару и встретил её вызывающий взгляд.
Ночью она пришла к нему и с тех пор они спали вместе.
Виктор привык к жизни с Тамарой и своей работе сторожем. Он два раза ходил в полицию и два раза получал уклончивые ответы, из которых вывел, что никакой активности в поиске его родных не было.
Прошло три месяца. Виктор думал начать хлопотать насчёт документов.
В один из вечеров в квартире Тамары раздался звонок. Она открыла. На пороге стоял юноша из полиции и женщина.
- Можно войти? – спросил юноша.
Тамара отступила в сторону и пропустила их в квартиру. Виктор поднялся навстречу, мельком посмотрел на женщину и спросил полицейского:
- Есть новости касательно меня?
- Есть, - ответил юноша и странно посмотрел на Виктора и женщину, пришедшую с ним.  Женщина не отрывала взгляд от Виктора.
- Мишенька! – сказала она и замолчала.
Глаза её медленно набухали слезами. Виктор внимательно посмотрел на женщину и сказал, уже понимая, кто она:
- Я вас не помню. Извините.
- Это не Миша, а Витя! – твёрдо сказала Тамара, глядя на женщину.
- Наталья Андреевна! Дайте мне альбом. Давайте присядем, - сказал полицейский мужчине.
Он сел рядом с Виктором и стал показывать ему альбом. Мужчина листал фотографии и видел себя с этой женщиной. Вот он дома, вот они отдыхают где-то, вот на берегу реки, купаются.  На нескольких фотографиях он обнимает мальчугана, похожего на него.
- Вы Михаил Юрьевич Герасимов, это ваша жена, Наталья Андреевна, на фотографиях ещё есть ваш сын, Юра. Живёте вы в Москве. Вот ваш военный билет. Вот выписка из домовой книги.
Миша смотрел на свою старую фотографию в билете и боялся поднять глаза на женщину, которую он не узнавал.
- Здесь есть фотография моих родителей? - хрипло спросил он.
Юноша открыл последнюю страницу альбома. Михаил долго смотрел на фото.
- Да, это мои папа и мама, - наконец, сказал он.
- Он мой! – крикнула Тамара и бросилась к Михаилу.
Обхватила его мёртвой хваткой и завыла на одной ноте. Михаил попробовал разжать её руки, но у него ничего не получилось. Помощь полицейского тоже не помогла.
Наталья подошла к женщине, положила руку ей на плечо и стала гладить.
- Тома! Успокойтесь. Пожалуйста, успокойтесь.
Тамара разрыдалась, опустила руки, села на стул и жадно выпила стакан воды, протянутый ей полицейским.
- Он мой! -  опять начала она. – Я его выходила! Я!
Когда она успокоилась, Наташа протянула мужу сумку с одеждой. Михаил сходил в ванную и переоделся. Подошёл к Тамаре и сказал:
- Я завтра к тебе зайду.
Когда все выходили из квартиры, Тамара даже не пошевелилась. Только когда захлопнулась дверь, Наташа обняла мужа и прижалась к нему. Михаил не знал, как реагировать – его обнимала незнакомая женщина.
В отделении Наташа забрала свои вещи. Михаил спросил у юноши:
- Как меня нашли?
- Всю историю вам потом расскажет жена. Могу рассказать конец, почти всё -  слов Натальи Андреевны. Жена не знала, куда вы делись. Вы… ну, в общем, вы повздорили и уехали. Она вас искала и только на этой неделе ей пришла в голову мысль узнать, не снимали ли вы деньги с карты. Последняя активность карты обнаружилась в нашем городе. К нам пришёл запрос, мы выслали фото и ваша жена приехала.
- Михаил, возьмите, эта бумага вам вместо паспорта. В Москве обратитесь по месту жительства. Да, того, кто вас ограбил, мы вычислили, сейчас ищем, - продолжил полицейский.
- Пойдём, Миша, я сняла номер в гостинице, - сказала Наташа, когда все формальности были закончены.

По пути в гостиницу они молчали. Михаил искоса глядел на жену и пытался понять – мог он в эту женщину влюбиться.? К концу поездки понял – вполне мог. Теперь ему предстояло заново к ней привыкать. Хотя, если бы не сын, это было бы под вопросом.
Номер был с двумя кроватями.
- Мы действительно повздорили? – спросил Михаил. – Из-за чего?
- Ты думаешь, я помню? На фоне всего произошедшего наш раздор представляется таким пустяком, что даже вспоминать не хочу.
Они ещё долго разговаривали. Миша просмотрел все фотографии из альбома. На этот раз  Наташа снабдила их комментариями.

Тамара сразу обняла его, едва он вошёл в квартиру. Из глаз её лились слёзы нескончаемым потоком.
- Как же мне жить дальше? - всхлипывая, сказала она.
- Тома! Ты же не могла не понимать, что я не на необитаемом острове жил, что где-то есть мои родные.
- Но у тебя же не было кольца, - молящим голосом проговорила Тамара.
- Это ничего не значит. Прости, я не могу остаться с тобой. Здесь я никто. Мне нужно вернуть всю свою жизнь. Мне тридцать два года, а я едва детство помню и то не уверен в воспоминаниях. Я ведь родителей не узнал вчера. В голове есть образ, но совсем молодых людей.
- Бедный… Я люблю тебя, Витя! Понимаешь – люблю!
- Ох, это ты бедная, но, пойми, я не могу  с тобой остаться. Спасибо тебе за то, что сделала для меня. Не представляю, как бы и где бы я был сейчас без тебя.
- Вот джинсы твои и рубашка, возьми их.
Витя-Миша встал, Тамара тоже поднялась. Он обнял её и прошептал на ухо: «Прощай!». Развернулся и быстро вышел из квартиры.

Вечером этого дня они с женой садились в поезд до Москвы.
Впереди его ждало многое – знакомство с сыном, с родителями, друзьями, коллегами. Он не смог бы точно описать чувства, которые им владели сейчас. Будоражащая неизвестность, объяснимое любопытство, опасения, что не удастся восстановить все детали прошлой жизни и ещё десятки надежд и опасений.
Он встряхнулся, посмотрел на жену другим взглядом и взял её за руку.
- Сколько лет мы были женаты? – спросил он.
- Восемь, - ответила Наташа.
- Как мы… ладили с тобой?
- Тебя интересует, любили ли мы друг друга, прожив вместе восемь лет? Любили, но чувства уже остывали. Ты знаешь, такая встряска вернула мои чувства к самому началу нашего знакомства. Я снова, как и тогда, полюбила тебя. Не знаю, понимаешь ли ты, что имею в виду…
Он слегка сжал её руку и сказал:
- Даже если не понимаю, то разберусь. Я ведь тоже откинут назад. Не только в чувствах, но и в памяти. Я неизбежно приду к тому же, к чему пришла ты. Ведь мы – семья.