Чудесная пора Отрочества

Тарновский Александр
Отрочество начиналось как-то совсем непонятно! То ли это всё ещё никак не заканчивалось Детство, то ли Отрочество не могло никак сменить Детство. Только между ними была какая-то полоса «застолья», за которым они решали, кому и сколько еще быть… И «застолье» это продолжалось как на волнах, будто в «тумане бытия»…

Всё начинается в Детстве

Вышло так, что еще с детсада я стал увлекаться «кино»! Детсад находился на следующей после «Психбольницы» остановке трамвая. Но мама водила меня туда пешком, так выходило быстрее. И вот в группе однажды воспитательница показала нам на небольшом детском фильмоскопе пару диафильмов со сказками. И всё! Меня как будто «замкнуло»! Уговорил воспитательницу, чтобы она разрешила мне показывать диафильмы всей группе! После «эксперимента» она таки похихикала и разрешала! Сидела и смотрела со всеми сказку, а я как мог «читал» текст! То есть сочинял по картинкам рассказ. Мои экспромт-комменты отчасти попадали «в точку», и воспитательница смеялась. Смеялись и ребята! В общем так я стал свободным «интерпретатором» и «комментатором» сюжетов диафильмов! )) И продолжалась эта эпопея до самого выпуска нашей группы из детсада.

Школьный кинотеатр

Продолжение моей «киноэпопеи» неожиданно возникло в школе.
Во 2-м и в 3-м классе нас водили в школьный кинозал и по некоторым предметам показывали нам документальное учебное кино. Например, по естествознанию, географии, истории, математике, основам физики и химии... Наш класс находился на первом этаже. И по какому-то магическому совпадению Кинозал тоже! Он был, наверное, длиной метров 20-25. Работал в нем здоровый мужик со щетиной на лице, по манерам, речи и лицу, скорее всего лет 35, грузин Гарик.
В 3-м классе однажды на большой перемене увидел, что наш школьный кинозал открыт. Подошел к двери и заглянул туда. Там по-прежнему механиком-кинщиком был грузин Гарик! Свет горел и зал был пуст. Экран был на торцевой стене возле входной двери. Киноаппарат стоял на столике у противоположной стены. И там же стоял грузин. Он заряжал киноаппарат новой пленкой. Большая полная бобина с 16-мм пленкой парила на верхней подвеске. А грузин просовывал плёнку между роликов, открыл окуляр и вставил пленку туда, закрыл и снова между роликов до 2-й пустой бобины снизу. В общем, я как-то сразу запомнил, как он заряжал аппарат, и мысленно прокручивал всю эту процедуру. Прозвенел звонок и я пошёл в свой класс.
На следующий день на большой перемене я снова торчал в дверях и наблюдал за грузином. Он перекручивал пленку на станке, а потом снова стал заряжать её в киноаппарат.
Он куда-то торопился, кажись, в кинопрокат за фильмами. И в спешке чего-то там у него с аппаратом не ладилось, а я торчал у двери и смотрел на него и на киноаппарат. Он частично зарядил... и вдруг заметил меня в дверях! Он удивился, что кто-то наблюдает за ним!
— Тэбе чэго, мальчик? — с акцентом спросил он.
— Ничего. Просто смотрел, как вы быстро и классно заряжали кино!
И вот «кто-то» неизвестный «потянул меня» за язык и язык мой вдруг сказал:
— А давайте я посмотрю?! Можно мне попробовать?
Грузин удивился, но посмотреть разрешил: — А ты нэ боишься? И что, сумэешь?!
— Сумею. Я ведь видел, как вы это делаете! — с усмешкой ответил я.
— Ню хорошо! Давай! Я посмотрю! Это интэрэсно! Как тэбя зовут?!
— Сашка! Так, правда, дадите?! — и я уже оказался возле киноаппарата. И прочёл на его боку слово «Украина». Грузин заметил, что я читаю, и я спросил:
— Это так аппарат называется или завод, который его сделал?
— Аппарат, — и он назвал имя и фамилию конструктора аппарата. Потом быстро вытащил плёнку и сказал: — Ладно. Давай, пробуй!
Я обрадовался и взял со стола бобину. Полуметровая в диаметре бобина с пленкой, оказывается, весила килограмма 2-3. Я посмотрел, покрутил, но надел её и стал заряжать. Грузин наблюдал и кивал головой — да, так, правильно.
Зарядил. И спрашиваю: — А вас как зовут?
Грузин сверкнул глазами, расплылся в улыбке и сказал: — Гарик. Включить аппарат сумээшь?
— Сумею! — и повернул выключатель.
Включил  аппарат… И о чудо! Аппарат застрочил, затрещал, зажглась лампочка проектора и плёнка на бобине «поехала»! А на экране появилось изображение и кино на экране «поехало»! Сам не ожидал! Но вдруг оно начало дрыгаться и стало нечетким. Грузин показал почему, и как сделать чёткое изображение.
— Молодэц, слюшай! Надо жэ! Сэйчас придёт класс смотрэть это кино. Показать им сможэшь?!
— Смогу! Вот только училке нашей сказать надо! — и я просто зарделся от счастья.
— Ладно! Ти показивай, а я сам скажу вашэй «классной»! Плёнку потом пэрекрутить назад сможэшь? — я кивнул и Гарик пошел к двери.
Остановился у двери, подумал пару секунд, быстро прикинул и сказал:
— Ну вот что! Я поэхаль за фильмами, а ты здэсь кино всэм классам крути!
В это время прозвенел звонок и у двери появился целый класс! Их учительница зашла в зал, увидела Гарик и спросила: — Нам можно уже заходить?
— Да, можна! — и класс быстрой струйкой пополз в зал. — Сэгодня вам кино будэт показывать вот этот малчик! Ево зовут Сашка! — и Гарик улыбнулся. Учительница удивилась и спросила: — Такой маленький... А он умеет и сможет?!
— Да, умээт! И сможэт! А мнэ надо съэздить в Прокат за новим кино! — и Гарик ушёл. А я остался один на один с классом и киноаппаратом.
«Ручеек» уже расселся по местам...
— Так дети! Тихо! Сегодня мы посмотрим фильм по географии нашей республики! — громко сказала она. И класс притих. — Прошу! Начинай! — и свет погас. Аппарат приглушенно-звучно затрещал и по экрану замелькали титры...
По пути Гарик сказал нашей «классной» Марь Ивановне про меня. Марь Иванна тоже подивилась и на минуту успела заглянуть в темный уже кинозал... Кино уже началось...
После сеанса учительница включила свет, что-то пояснила классу. Я в это время снял бобину и приготовил её к перемотке. И тут зазвенел звонок, все встали и пошли на перемену... Перекрутил пленку и стал разглядывать всё оборудование...
Вскоре пришел и Гарик: — Слюшай, молодэц, мужик! Нормално всё вишло! Ну, иди в свой класс! Когда будэт можно, я тебя позову! — с улыбкой сказал он и положил сумку с новым кино на стул.
Вот так и началась моя новая киноэпопея. И было это в 3-м классе.
И вот с этого момента учителя стали снимать меня с уроков, чтобы Гарика подменял и кино для всей школы крутил! А я крутил и думал, что надо успеть уроки выучить, ведь завтра наверняка «наша классная» спросит про то, чего пропустил и не знаю! В общем, 2 года крутил кино!
По согласованию с завучем сначала «крутить кино» с уроков меня снимала наша любимая всеми учительница истории Галина Никитична Ненашева. И эта новость пошла-поехала... А вскоре все учителя узнали про то, что один ученик 3-го класса умеет крутить кино! И новость «доехала» даже до моих родителей... Они тоже немало удивились... Неужели может? Надо же!.. В общем, с 3 по 5-й класс меня периодически снимали с уроков, чтобы я показывал всем классам кино...
Гарик сделал мне дубликаты ключей, и я сам мог запирать кинозал, а ключи оставлять у сторожа... А Гарик временами ездил в кинопрокат и по заявкам учителей привозил новое кино. Заменял я его часто и успешно.
А однажды Гарик показал обрывки куски каких-то старых киноплёнок в тумбочке и в столе.
Замотался с уроками и подзабыл, но вскоре вспомнил и снова нашёл их в тумбочке. Прокрутил, прогнал их все их по очереди через аппарат раза три-четыре, и понял, что это — два фильма, которые надо собрать по кусочкам! Недели 2 собирал — и собрал! О чудо! Получился хороший мультик про бабушку, дедушку и козла, который у них жил. Обрадовался, сам посмотрел, одного куска там не хватало, но было незаметно. Оказалось, что это старый мультик по стиху С.Михалкова «Про козла» и док. фильм про поездку Ю.Гагарина в Египет... Собрал и стал показывать всем классам «на закуску», «на бис»! Все оставались довольны!
Когда вырос, то фрагменты этих фильмов часто всплывали в памяти, и только с появлением Интернета удалось установить их названия...
Но однажды Гарик попался... Приехал из проката, шёл по коридору с пленками, и тут мимо него прошла завуч. И она учуяла запах спиртного от Гарика! Остановила его, принюхалась и спросила: — Ты что, пил? Вино? Водку? Или что? Почему от тебя пахнет спиртом? 
Гарик смутился и, покачиваясь, двинулся в кинозал. А завуч вослед ему сказала:
— Ну вот, что, дорогой! Отнеси пленки и придешь ко мне в кабинет! Ясно?!
Пришёл. И весьма сильно получил по шапке, по шее и по жэ... На время всё притихло. Меня перестали таскать из класса «крутить кино»... А Гарик однажды снова «сорвался» и стал пить... И его уволили. Кино показывал снова «ученик Тарновский»... Пока не приняли нового киномеханика. Но это было уже в 5-м классе...
Дома мама временами даже мечтала, что после школы я пойду учиться в институт кинематографии на механика, оператора, или монтажера... Потом мечтала, что поеду учиться в Лесную академию в Петербурге — потомку что после «Лесной Газеты» В.Бианки я часто говорил и спрашивал про лес. И очень хотел увидеть его... Но вышло всё иначе... Судьба приготовила мне иной путь и предназначение... Впрочем, в лес однажды попал и всё! Он остался со мной! И хожу гулять в него и по сей день!

Любовь к кино

Дядька наш очень любил ходить в кино и порой брал с собой и нас с сестрой. На как бы «семейные фильмы». Во все времена года ходили мы в разные кинотеатры. Чаще всего в «Победу». Но бывали и в «Узбекистане», и в «Востоке», в летней «Хиве», и летней «Родине». Были однажды и в «30 лет ВЛКСМ». И чего мы там только не смотрели! Засилье индийского кино в городе любителям «синема» удавалось преодолевать, когда дядька в свободное время тащил нас собой в кино! И мы «тащились» за ним с удовольствием! И смотрели классное европейское кино, которое запомнилось нам надолго! Многие фрагменты из этих фильмов потом периодически всплывали в памяти, и было непонятно, из какого же кино они...
Названия фильмов установил уже спустя годы в Инете... Что же мы тогда смотрели?
«Победа»: мультик «Приключения Гулливера» (Британия); наш фильм «Новый Гулливер» (Россия).
«Узбекистан»: «Три толстяка» (Россия), «Три мушкетера» (Франция, 2 сер., смотрели 3 раза), «Парижские тайны» (Франция) (смотрели 2 раза).
«Родина» (летний к-т): «Полосатый рейс» (Россия) (смотрели 3 раза)
«Хива» (леттняя): с родителями драму «Трамвай Желание» (США), с дядькой комедию «Приключения Питкина в больнице» (США).
«Фестиваль (зимний)»: «Фантомас» (Франция), «Фантомас разбушевался» (Франция) и ещё много другого франко-итальянского кино.
«Восток»: куча фильмов про индейцев (Германия) по романам Фенимора Купера и Карла Мая — с неподражаемым и по сей день Гойко Митичем в главных ролях.
«30 лет ВЛКСМ»: «Барабаны судьбы» (1962 Великобритания, ЮАР) (по книге  Джорджа Майкла «Семья Майкл в Африке») (больше его не показывали ни разу нигде, осталась только оцифрованная умельцами копия в Инете).
Мы выросли, и потом не раз пересматривали кино, которое в детстве смотрели с дядькой...
А много позже, в отрочестве случилась ещё одна памятная история, когда нас принимали в комсомол...
Первый раз попали во Дворец Искусств, когда нас в 8 классе принимали в комсомол! Райком Центрального района был как раз напротив через дорогу от Панорамного. Нас, кандидатов в ряды «чего-то там» тогда нам мало понятного, было человек 10 — кампашка в 4 девочки и 6 мальчиков. Прождали в коридоре райкома примерно 1 час, никакого движения — тишина, наконец, выглянула секретарша и сказала, что нас примут примерно часа через 3. Гммм! Если все дела в комсомоле обстоят так, то на хрена он нам нужен — этот союз тягомотный? Что делать? Куда податься? И мы пошли смотреть шикарное кино! Тогда показывали знаменитый теперь фильм итальянца Ф.Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» (1968). 2 часа эмоций! И каких! Вышли после фильма просто оглушенные увиденным... Неспешно и неохотно, вместе со всей толпой зрителей... И уже больше никуда не хотелось идти! Ни в райком, ни в какой комсомол! )) Знал бы про то 1-й секретарь райкома, так сам бы в кино пошёл!! ))) Всё же тогда нас приняли в ряды Союза Молодежи! И мы, испытав чувство Свободы от тесных коридоров и помещений райкома, снова пошли в кино — смотреть трагедию Шекспира 2-й раз! ))) О чём с удивлением, что вот так в кино на нас впервые свалилось огромное духовное счастье от Дзефирелли, все мы вспоминаем и по сей день! )))

© А.Тарновский, 2011, 2024