de omnibus dubitandum 25. 420

Лев Смельчук
ЧАСТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ (1644-1646)

    Глава 25.420. ДОСТАТОЧНО ДЛЯ КОРОЛЕВЫ ИМЕНИ ЛУИЗЫ, А ПРОЩЕ — ЛЮДОВИКИ…

    11 марта 1646 года

    Владислав успел, между тем, получить разрешение св. отца на совершение брака в течение поста, и потому, 11 марта, в костёле св. Яна, папский нунций обвенчал короля с Марией-Людовикой.

    По случаю поста не было никаких празднеств.

    В благодарность же за посольство в Париж, король пожаловал Опалинскому богатое ковельское поместье, в воеводстве волынском, и оставил за ним старо;ство, принадлежавшее его отцу, и таким образом щедро вознаградил издержки, понесённые Опалинским во время его посольства.

    Но не такой награды желал воевода познанский, богатый сам по себе и без королевских даров. Он не мог простить королю отдачу маршальского жезла Денгофу. Оскорблённый магнат удалился от двора в свои родовые поместья и поклялся в душе отмстить неблагодарному Владиславу при первом удобном случае.

    Опалинский исполнил задуманное.

    Брак оказался скомканным. О каких-то сильных ссорах между супругами сведения до нас не дошли, однако Владислав и Мария жили почти врозь, друг друга не любили, а там где нет любви короля, то и до политики добраться тяжеловато. Вот почему фаворитки, властительницы монарших сердец, так преуспевали при дворе и на политической арене.

    Король, следуя примерам всех венценосных особ, проводил время в компании других прекрасных дам.

    Владислав IV решил, что и имя у Марии Луизы слишком длинное, мол, Мария — имя Девы Марии, а так как Польша яро католическая страна, то достаточно для королевы будет имени Луизы, что на иной манер — Людовика. Невдомёк было польскому королю, что во Франции именно поэтому высокородных аристократок, королев и принцесс нарекали первым именем "Мария".

    Свадебную церемонию сыграли в Варшаве 10 марта 1646 году, а вот коронацию — в Кракове, 15 июля в замке Вавель. Людовика Мария наконец-то удовлетворила свои амбиции, став королевой. Король же женился на ней в чисто политических целях и за деньги, необходимые для нереалистичного военного плана с Турцией.

    Владиславу не понравилась красота 35-летней супруги. Это кажется немного странным, ведь её считали не только умной, но и красивой женщиной для тех времён.
 
Рис. Бартоломей Милвиц, Въезд свиты королевы Людовики Марии Гонзаги в Гданьск, 1646, Королевский замок Вавель

    Сам польский двор новую королеву не особо жаловал. Какая-то она была... слишком французская.

    Прожила "Людовика" с обрезанным именем в полу-браке всего два года, так как Владислав внезапно скончался.

    Трон перешёл его младшему брату Яну Казимежу, с которым Мария Луиза познакомилась ещё девять лет назад во Франции. Тогда Ян Казимеж сидел во французской тюрьме, подозреваемый в шпионаже.

    Благодаря усилиям Марии Луизы, сейм и сенат решили новую невесту не искать: злотых в казне мало, зачем тратиться на поиски и делегации когда вот вам королева. Правда, католическая страна не одобряла браки на вдове брата, считая это чуть ли не кровосмешением. Вспомнить того же английского короля Генриха VIII, женившегося на вдове старшего брата Екатерине Арагонской.