Дуальное обучение, часть 2

Михаил Быстров -Павлов
Дуальное обучение, часть 2.

(Интерактивная родительская опека , в помощь родителям, дедушкам и бабушкам)

Опека = воспитание + обучение.
Опека (печа, опечь, печеня) старинное русское слово, происходит от  ЧеппеЧ – СтеппетС – СтэйппйэтС – ТэйппйэТ  (родовая община, родовая земля, род); от СТи, сити – видеть, наблюдать, узнавать; СтатС – своё место, статус.

Смысл воспитания – приучение ребёнка к матери (семье, ближайшему окружению, обществу) до возникновения привычки и ПЭ (положительных эмоций).
Смысл обучения – создание для ребёнка условий, при которых исследовательско- познавательный процесс сопровождается возникновением ПЭ (положительных эмоций).   

В первой части мы обозначили основные принципы практико-дуальной, или интерактивной родительской опеки. В этой части мы несколько углубимся в эту тему и уточним методику. Этой опекой мы преследуем три главные цели:
1. Связать воедино практику и теорию обучения.
2. Научить ребёнка самостоятельному поиску необходимой информации.
3. Научить выделять основные признаки интересуемого предмета (явления).
Но эти цели будут достижимы только в том случае, если самостоятельная деятельность ребёнка будет сопровождаться положительными эмоциями, или разовьётся в привычку, что само по себе будет сопровождаться ПЭ. И если иногда ребёнку придётся подчиниться обстоятельствам (пересилить своё нежелание, подчиниться родительской воле) это должно рассматриваться и ребёнком, и родителями, как борьба с трудностями, которые в жизни встречаются часто.

Исторический пример – талант Паганини, развившийся в привычку только по настоянию его отца, и сопровождавшийся ПЭ по причине отсутствия других привычек. В генах никакого музыкального таланта нет, есть только достаточно острый слух, а всё остальное является следствием воспитания в музыкальной среде, наличия  в доме музыкальных инструментов (при отсутствии других игрушек) и большой работоспособностью.

Понятно, что ориентируя ребёнка только на одно какое-то увлечение, можно сильно ошибиться (мы же не знаем, сколько других «паганини» умерли в нищете) поэтому в самом раннем возрасте увлечений должно быть не меньше десяти, чтобы с годами постепенно снижать их количество. Тем более, что расширенный кругозор позволяет сделать более интересным и оставшееся увлечение  (оставшиеся увлечения).

Методики достижения этих целей, в зависимости от возраста будут разными. Например, для самых маленьких это – невозможность  разделения воспитания и обучения, а так же разных предметов и тем. То есть, изучая, например, физическое явление, мы попутно рассматриваем всё, с чем оно соприкасается – химией, математикой, философией, географией, историей и пр., но не смешивая это всё в кучу, а подавая дозировано, частями, чтобы у ребёнка была возможность обратить на это внимание и закрепить в памяти. По мере взросления эти предметы будут всё более расходиться, что в будущем поможет делать сравнительный анализ изолированных материалов.

Вскоре после рождения ребёнок начинает уже сознательно понимать разницу значений – один, два, много,  и начинает различать в материнских словах единственное, двойственное и множественное число, то есть начинается изучение родного языка;  закрепляется понятие тональности (интонации) соотнося их с дородовой гормональной активностью (подсознательной); активно осваиваются тактильные возможности органов, происходит дальнейшее закрепление рефлексов удовольствиями – положительными эмоциями. Наибольшее удовольствие приносит  сосательный рефлекс и прижимание к телу матери. При замещении молочного питания другим происходит быстрое угасание, замещение этих удовольствий инстинктом любопытства (исследования окружающей среды) стремящимся оторвать ребёнка от матери. И в бесконфликтной среде это происходит быстро, что нежелательно, и может, при совпадении других факторов, стать причиной внутреннего психологического конфликта.
Окружающая среда должна быть в меру конфликтна, что заставит ребёнка искать защиты у матери, поможет ему убедиться в действительном существовании такой защиты, и в необходимости её поиска. В будущем эта необходимость поиска защиты в трудной ситуации будет расширена, и избавит подростка от ощущения фатальности события.

Итак, мы видим, что естественное знакомство с окружающей средой происходит обобщённо, и зависит  только от  того, как тесно ребёнок сталкивается с тем или иным явлением, и нам остаётся это только подчеркнуть  (усилить, заострить внимание).
Например, перебирая его пальчики, мы словно для себя поочерёдно их объединяем и проговариваем: один пальчик, два пальчика, три… А потом – первый, второй, третий… Сгибаем пальчик, выпрямляем, прячем в ладошку…  Прячем в свою ладошку, прячем в мамину ладошку… 
При этом, после каждого занятия у ребёнка должно быть достаточно времени для отдыха, в соответствии с возрастом.  Отдых даётся для осмысления только что полученной информации и сортировки её в памяти.

Чтобы понять, готов ли ребёнок для той или иной операции, надо просто дать ему больше свободы и понаблюдать как он ей воспользуется. Координация движений и усилий его во многом зависит от мышечной силы и ростовых размеров, и переносить его ощущения на свои не всегда корректно.  Например процесс  освоения правильного держания карандаша может растянуться на несколько лет, и продолжаться ещё в начальных классах школы. При этом роль родителей сводится только к способности ребёнка подражать, а значит он должен видеть как это делают родители. И если, при этом, он копирует не в точности, может быть и не следует спешить с исправлением, возможно делать это в точности он пока не может.

Изучение счёта надо начинать с пальчиков. Но изучение букв и звуков лучше начать с готовых слов, которые малышу уже знакомы. Первичного понимания отдельных букв для него не существует, а слова он уже знает.  Такие слова как мама, папа, малыш, кушать, пальчик, ручка, головка, ножка, ушко, ушки, глазки, глазик, носик – он научится понимать задолго до того, как научится их произносить. Узнавать их графически начнёт в 3-5 лет, узнавать отдельные буквы в 4-6 лет, а писать в 5-7 лет, и сильно спешить с этим не надо.  Если ребёнок научился писать буквы в 8-10 лет, это вполне нормально, и означает что его подсознание развито лучше чем сознание, а значит здоровье будет крепче. 

Очень важно значение сна. Если он долго спит, будить его не надо, и даже кормить можно реже, если он сам к этому не стремится. И будить во время кормления тоже не надо (не обязательно). В основном, спит долго ребёнок в двух случаях:  а)организм обнаружил заболевание (лёгкая инфекция, легкая интоксикация, нарушение питания – до t=38) и проводит подсознательное лечение и регуляцию;  б)память ребёнка перегружена информацией, и происходит её сортировка.
Всё остальное время организм стремится к бодрствованию, приучаясь к сознательной защите от агрессивных факторов.
Сбивать температуру нежелательно до 39, а может и больше, в зависимости от того, как он её переносит. Температура – это защитный фактор от большинства инфекций, и важный регулятор многих биохимических реакций. Регулировать это может только подсознание, одновременно приспосабливая организм к отклонениям.

Любые движения ребёнка надо только приветствовать, но внимательно наблюдать и анализировать, не вмешиваясь в небольшие травмы, и устраняя всё наиболее опасное. Детские «горки и стенки» (домашние) обычно делают слишком высокие (на вырост) а надо их менять в соответствии с возрастом, ростом, физическим развитием, и развитием реакции и хватательного рефлекса.
При травме, в первую очередь, надо различать ушиб мягких тканей и костных. Если мягкие могут пройти сами  (при достаточной активности), то костным необходим длительный (с перерывами) массаж, так как крово- и лимфообмен в них минимальны.   

Изучение звуков надо начинать с тональности, потому что с тоном изначально была связана психика матери и её гормональная активность, что наверняка подсознанием ребёнка запоминается.  Сначала как фоновое пение одинарным гласным. Например, одним  А  напеть мотив «Подмосковные вечера». Здесь ребёнок, не отвлекаясь на звуки,  научится понимать тональность  (высоту звука). В этой песне примерно десять тонов (я не музыкант и точно не скажу) а так как вы не будете стремиться к точной передаче, то их может быть вдвое больше. И это не важно. Главное, чтобы ребёнок понимал, что тональность (высота звука) чётко вариативна. 

Следующим уроком будет смена звука. В русском языке гласный звуковой ряд  лучше связать с чётким изменением формы губ.  Например в ряду Ы-Э-А-О-У  форма губ изменяется постепенно, от максимально растянутых в стороны (ы) до вытянутых в трубочку (у). То же самое в йотированном ряду  И-Е-Я-Ё-Ю.  Попозже можно показать разницу между простым и йотированным звуком (так как в обычной речи он слышит все эти звуки, и даже больше) напевая, например, у-у-у-уушки, ю-ю-ю-ююшки.

Не стоит заставлять ребёнка произносить нужные звуки. Освоение их должно идти в свободном подражании, всем окружающим людям, но с учётом авторитета. Это, вероятно, главный принцип развития любого языка.
До 3-4 лет обозначать звуки знаками не желательно, а потом начать с написания (складывания) целых слов, с последующим разъединением на звуки. Позже наборы букв должны находиться в пределах досягания ребёнка.  Цифры с буквами вначале смешивать не желательно.

Покупать игрушки сразу желательно разборные, начиная с пирмидок,  колечек вкладышей, и до сборных машинок.
Манеж должен быть достаточно большим  для того, чтобы в нём был отдельный  уголок с любимыми неизменными игрушками, и отдельное место, где игрушки (вещи) часто меняются.

Основной трудностью индивидуального подхода в обучении часто бывает отставание от ускоренных образовательных программ, поверхностных в своей сути. Если такое случилось к первому классу, и есть опасность сильного конфликта, то поступление в школу лучше на год отложить. Один год ничего не решает, зато позволит усилить базовые знания, которые помогут понимать предмет лучше.
Ещё одна трудность – слабая усидчивость. Научиться этому надо уже к 4-5 годам, при помощи начальной игры «кто кого пересидит», потом игры «в охотника» а потом усвоить понятие «силы воли» как необходимого качества настоящего человека.
Хорошо в этом помогает «настоящая охота», если у вас есть дача,  заманивание и ловля птиц в специальную клетку, чтобы лучше рассмотреть, с последующим освобождением. «Рыбалка» до 5-7-летнего возраста не желательна, а с 8-10 лет желательна, но чисто для ознакомления. Детско-юношеский романтизм (в том числе протест против жестокого обращения с животными) должен угасать постепенно примерно с 5 до 14 (16) лет.

Ещё она опасность – всезнайство и чрезмерная категоричность  в высказываниях, знаниях  и их утверждении, что глушит у ребёнка любопытство и стремление к познанию.  Ребёнок не должен ощущать в вас воспитателя и учителя, особенно с позиции силы, так как вы не можете быть сильным во всех случаях. Вы можете быть защитником ребёнка, но гораздо лучше вариант, когда защитником себя чувствует ребёнок.   
Особенно важно это в понимании природных явлений.
Например, ребёнок спрашивает: Зачем дует ветер? Вы, конечно, можете ответить: Во-первых, не зачем, а почему; а во-вторых, дует он потому, что из-за разницы температур происходит взаимозамещение и круговращение воздуха.  А есть другой вариант: Зачем? Не знаю, спроси у него. Давай вместе спросим: Эй, Ветер, ты зачем дуешь? Молчит. А, у него же рта нету, он говорить не умеет. Наверное, он хочет чтобы мы сами догадались. Может быть затем, чтобы…
Или:
 - Мама, откуда в розетке ток берётся?
 - Ой, это физика, а я в ней плохо разбираюсь. Знаю, что к дому он проходит по проводам от электростанции, и через стену подводится к розеткам. А откуда он берётся на электростанции – этого не знаю. Надо поискать в книжках, может где-то есть объяснение.
 - А что это такое – ток?
 - М-м, помню, что это движение электронов по проводам. Электроны – это такие махонькие чёртики, которые бегут по проводам и переносят ток, а как они его переносят, я не знаю. Да этого, по-моему, и никто ещё не знает. Учись, может ты узнаешь.

Если же вопрос адресован папе, то ответ может быть более обстоятельным, но всё равно с элементами неполноты. 

Потом, прибежав из школы, ребёнок воскликнет: Мама, я узнал, что такое электрон и как образуется ток!
И объяснит. И вы удивитесь, и порадуетесь его знаниям.