De morte - О смерти -

Юлиан Смирнов
                De morte
                О смерти
               

               
               
               


1. Небытие не есть. Несуществование не существует. Смерть не живёт.
2. Если небытие не есть, ибо у небытия нет экзистенциальной, бытийной «ткани», – если несуществование не существует, ибо несуществование … вне сферы существования, – если смерти нет, ибо она, как полная противоположность жизни и её отрицание, не живёт, – то какие выводы можно из этого сделать? Выводы таковы:
3. Бытия-к-небытию нет, ибо небытия нет.
4. Бытия-в-небытии нет, ибо небытия нет.
5. Существования-к-несуществованию нет, ибо несуществование не существует.
6. Существование-в-несуществовании не существует, ибо несуществование не существует.
7. Жизни-к-смерти нет, ибо смерть – вне жизни, вне жизненности, а жизнь – вне смерти, вне смертности.
8. Жизни-в-смерти нет, ибо смерти нет, а жизнь – вне смертности.
9. Небытия-к-небытию нет, ибо небытия нет.
10. Небытия-в-небытии нет, ибо небытия нет.
11. Несуществования-к-несущестовованию не существует, ибо несуществование не существует.
12. Несуществования-в-несуществовании не существует, ибо несуществование не существует.
13. Смерти-к-смерти нет, ибо смерти нет.
14. Смерти-в-смерти нет, ибо смерти нет.
15. У смерти, как у небытия, нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.
16. У бытия, существования и жизни нет ни прогресса, ни регресса, ибо у бытия, существованяи и жизни нет «антиподов» и нет отрицающих их противоположностей.
17. Каждый мельчайший фрагмент бытия – всецелое бытие.
18. Каждый мельчайший фрагмент существования – всецелое  существование.
19. Каждый мельчайший фрагмент жизни – всецелая жизнь.
20. Безотносительность жизни смерти равна безотносительности смерти жизни.
Далее:
21. В смерти нет сознания: сознание не в силах сознать и осознать смерть как небытие.
22. Мысль о взаимосвязи жизни и смерти – плод иррационального воображения.
23. Если бесконечное небытие после окончания жизни равно безначальному небытию до начала жизни, то безотносительность жизни «грядущей» смерти равна безотносительности жизни тому небытию, которого не было до начала жизни.
24. Все определения смерти – определения негативные, ибо они заимствованы из сферы жизни, которая, в сущности, бесконечно чужда смерти.
25. Все определения небытия – определения негативные, ибо они заимствованы из сферы бытия, которое, в сущности, бесконечно чуждо небытию.
26. Негативные определения – определения пустые, бессодержательные, ничего не привносящие в исследуемый предмет по существу.
27. Заметим: осознание идеи того, что объём понятия «небытие» гораздо шире объёма понятия «смерть» и целиком включает его в себя (всякая смерть – это небытие, но не всякое небытие – смерть), – осознание этой идеи ничего не привносит в концептуальное понимание идеи смерти. (Небытие – ноль. Смерть – ноль. Ноль равен нулю. Ноль, умноженный на ноль, равен нулю. Ноль вовсе не противоположен нулю. Прибавление нуля к нулю, вычитание нуля из нуля, деление нуля на ноль дают нулевой результат.)
28. Чёткое и непредвзятое философское осознание оси «бытие – небытие» заставляет нас сделать строгий вывод: метафизический взгляд на смерть, истолковывающий её как бытие, «увенчанное» небытием, или же как бытие, «вступившее» посредством небытия в более высокую сферу реальности, является идеалистической мистификацией смерти (и шире, идеалистической мистификацией небытия).   
29. Существует бесконечное множество взглядов на смерть (вот только сама смерть не существует), и каждый из этих взглядов заимствован из сферы жизни. Cognitio mortis est eius «cognitio» sub specie vitae, vitalitatis. («Познание смерти есть её "познание" с точки зрения жизни, жизненности».)
30. Уникальный бытийный опыт, присущий каждому человеку, каждому гносеологическому субъекту, каждому мыслящему, познающему «Я», опыт, «заставляющий» человека интерпретировать бытие как, например, бытие фатальное, или же бытие случайное, или абсурдное, или бессмысленное, алогичное, и побуждающий человека видеть в бытии, к примеру, психологический лабиринт, искушение, испытание, «путь к вечной жизни», – недостаточное основание для того, чтобы транслировать эту интерпретацию и это ви;дение в сферу небытия.
31. Само отношение человека к его жизни, к его бытию не может и не вправе быть основанием для его отношения к его смерти, к его небытию, ибо этому препятствует несопоставимость жизни и смерти, несопоставимость бытия и небытия.
32. Все когнитивные, познавательные установки, выработанные человеком по отношению к бытию, – ничто по сравнению с небытием.
33. Все когнитивные, познавательные установки, выработанные человеком по отношению к жизни, – ничто по сравнению со смертью.
34. Отношение мыслящего субъекта к смерти и небытию не имеет к ним никакого отношения.       
Эти заключения позволяют нам сделать серию важных выводов:
35. Если бытие безотносительно небытию, то, следовательно, бытие цельно,  целокупно.
36. Если бытие цельно, целокупно, то из этого ясно следует, что оно самодостаточно.
37. Если бытие цельно, целокупно и самодостаточно, то оно, очевидно, ни в чём не нуждается.
38. Если бытие цельно, целокупно, самодостаточно и ни в чём не нуждается, то, очевидно, бытие, в сущности, едино.
39. Следовательно, оно – бытие нерасторжимое, нерасторгаемое, неистребимое, неуничтожимое, оно – бытие, которое есть всегда, есть вечно. 
40. Если же бытие и имеет «отношение» к чему-либо, то оно, монолитное в своём единстве, единое своей цельностью бытие, «имеет отношение» лишь к самому себе. 
41. Отношение бытия к самому себе выражается во множестве чувственно-телесного, чувственно воспринимаемого, в динамике причинности, в изменчивом контекстуальном «существовании» сущего, во множественной серии восприятий, психологических переживаний гносеологического субъекта.
42. Таким образом, цельное, целокупное, единое бытие, понимаемое тотально, обращено не вовне, а внутрь себя. Этим и объясняется множественность бытия, которое, как мы подчеркнули, в сущности, едино.
  Общий – антропологический – вывод:    
43. Небытия страшится тот, кто относится к бытию потребительски.
44. Смерти боится тот, кто относится к жизни потребительски.



                *   *   *   *   *

                Ю.Е.С.
                27.04.2024.