Свой путь 12

Наталья Степанова 10
Дедушка не унимался и продолжал задавать вопросы:

- А что же это вы, учителки, к нам пожаловали? Не знаете ещё, что в нашем лесу приключилось? Так Владимировна вам расскажет, каково ей сегодня пришлось. Так что одним ходить я бы вам не советовал.

Тут дедушка перебила пожилая женщина.

- Ты, Михалыч, зубы не заговаривай. Раз люди пришли, значит, дело у них. Говорите, девчата, что вас в нашу Мосеевку принесло.

- Мы из школы, нам к детям надо.

- А-а-а, как хорошо, что вы пожаловали. Начните с дома, где Григорьевы живут, - предложила местная жительница, когда подошла к ним ближе. Говорила она тихо, чтобы не слышали остальные жители: - Я покажу, где их дом. Рабочий день только-только закончился, а он, Стёпка, лыка уже не вяжет. Целыми днями не пойми где шатается, а потом Галку свою гоняет. Она ко мне каждую неделю с Федькой, мальчонкой своим, прибегает, когда места в доме нет. Так вы уж припугните его, Стёпку, разгильдяя этакого.

- Показывайте, где он живёт, а так нам не только Григорьевых посетить надо, но и другие семьи, - скомандовала Надя, и местная жительница махнула своим односельчанам рукой, давая понять, в какую сторону она направляется.

Маша посмотрела в тетрадь и увидела, что напротив семьи Григорьевых стояла птичка. Морально готовилась к неприятному разговору. То, что он будет именно таким, было легко догадаться. В её представлении возникла "злоупотребляющая зельем" Ганна. Все остальные горе-родители, такие же, как и она. Так думала Маша, когда они с Надей следовали за бабушкой.Возле дома, к которому они подошли, возилась ещё молодая женщина. Правда, по её лицу было видно, что она устала от жизни. Уголки губ, опущенные вниз и грустный взгляд говорили сами за себя.

- Галка, привела гостей к тебе, встречай. И Стёпку своего позови, пусть учителки его пропесочат как следует.

- Так нет его, - а вы проходите. Сейчас Федя выйдет.

После слов мамы во дворе появился парень лет десяти. Смотрел он на Надю и Машу исподлобья и был им явно не рад. Мать показала на сына, а потом спросила:

- Вы о чём-то поговорить хотели?

- Да, но сначала нам надо в дом пройти, увидеть, где Ваш сын спит, где уроки делает, - ответила Надя.

В доме был относительный порядок. Женщина показала на разбросанные вещи и начала оправдываться:

- Я прибираю постоянно, но сейчас пора такая, что в огороде работы много. Так что некогда в хате всё время порядки наводить.

- А муж ваш где? Нам бы с ним поговорить.

- Да Бог его знает. Валандается где-то, а мне, по правде сказать, только лучше, когда нет его, - ответила Галя и смахнула слезу, скатившуюся по щеке. - Даже и говорить о нём не хочу.

- Извините, а почему не уйдёте? - спросила Маша. - Будете жить с сыном спокойно.

- Одной мне остаться предлагаете? В деревне и с ребёнком? Вам легко рассуждать. Стёпка мой хороший, когда трезвый. И по дому помогает, и со скотиной возится...- начала хвалить мужа Галя, но бабушка её перебила:

- Ты лучше расскажи, как вы с Федькой пятый угол дома ищите, когда твой Стёпка выпьет. А это с ним случается постоянно. Трезвым он считанные разы и был. Так что не защищай его. И сейчас, наверное, в вашу деревню потянулся, - бабушка показала на Машу и Надю, - к Ганне. Она ему самая что ни на есть подходящая компания.Галя опустила голову и перестала оправдывать мужа. Надя и Маша поблагодарили мать Феди и пошли в дома, где жили другие ученики из их школы. В этой деревне всего было шесть семей, которые нужно было посетить. К счастью, остальные дети жили в нормальных условиях.

Когда возвращались назад, местных жителей, встретивших Машу и Надю в деревне, уже не было. Только один участковый стоял у своего мотоцикла с коляской, собираясь, по всей видимости, с минуты на минуту отправиться в обратный путь.

- Мы с тобой сейчас с ветерком домчимся, - заявила Надя и направилась к участковому. - Не подкинете нас? А так нам три километра идти пешком тне хочется.

- С радостью, - ответил он, потом нагнулся над коляской и протянул Наде и Маше два шлема. И здесь Маша увидела на безымянном пальце участкового обручальное кольцо. Про себя подумала: "Я зря надеялась, что Наде понравится участковый, и она выкинет из головы своего Андрюху".

Надя быстро заняла место за участковым, крепко обхватила его за талию, а Маша устроилась в коляске. По просёлочной дороге ехали медленно, то и дело "подпрыгивая". Зато, когда выехали на трассу, помчались с ветерком, как и хотела Надежда. Маша поглядывала на коллегу, а она только улыбалась и смотрела из-за спины участкового на дорогу. Было видно, что Наде нравится скорость. Когда мотоцикл остановился, она с сожалением произнесла:

- Я бы так ехала и ехала без остановки.

- Спасибо, - поблагодарила участкового Маша.

- Не за что, - ответил он. - Если нужно будет что-то, обращайтесь. Меня Константином Викторовичем звать.

- А нам уже нужна помощь... - ответила Надя и подмигнула Маше. - Семью Григорьев надо на контроле держать, а так папаша у них слишком буйный.

- Для этого надо, чтобы его жена заявление написала, а от неё жалоб не поступало. Так от нас жалоба, разве этого мало?

- Не переживайте, мне с Григорьевым по другому поводу надо поговорить. Так что припугну его.

- Вот за это спасибо Вам, Константин Викторович!

Когда мотоцикл участкового скрылся за поворотом, Маша призналась:

- Жаль, что он женат.

- Тебе о чём жалеть, ведь ты замужем, - пожала плечами Надя.

- Я не о себе беспокоюсь. Вы с Константином отличной парой могли бы быть.

Надя, поджав губы, заметила:

- Мне, кроме моего Андрюхи, никто не нужен. Попрошу это запомнить. До свидания!

- Счастливо!

Маша поняла, что надя обиделась. Поэтому и поспешила попрощаться.

***

- Ну, как прошло знакомство с деревней? - сразу спросила свекровь.

- Неплохо, но там происшествие случилось.

- Уже в курсе. Стёпка Григорьев новость принёс. Сказал, что на Владимировну нашу напали. Знать бы, кто это, но что-то мне подсказывает, что кто-то из местных.

- Участковый приезжал, опрашивал всех в деревне, так что всё выяснит.

- Ой, вряд ли. У нас в прошлом году магазин обчистили, так до сих пор никого не нашли. Но у меня имеются кое-какие подозрения. Только я пока ими делиться не буду, не обижайся. Боюсь оговорить невиновного.

- Как знаете, - ответила Маша, а потом спросила: - К нам никто не приходил?- Заглядывал агроном, сказал, что это ты ему сказала брюки принести. Это он мне новость и сообщил.

- Я сейчас зашью дырку.

- Так уже Варя старается. Она к нам во двор заглядывала. Когда про брюки узнала, помощь свою предложила. Я и подумала, что пусть она Васе поможет. Всё равно там одной швейной машинкой не обойдёшься, а у Варвары руки золотые. Пусть залатает, а там, смотришь, и оценит Вася её старания, - усмехнулась свекровь, а следом за ней и Маша. Им обеим хотелось, чтобы огромная и грубоватая, но в душе добрая Варя нашла себе пару.

***

Маша и Надя обошли все четыре деревни, посетили семьи школьников, провели беседы с родителями.

- Скажу тебе честно, что я бы лучше вот так ходила, чем каждый день сталкиваться в учительской с Лидией Антоновной, - призналась Надя.

- Нравится тебе или нет, а надо привыкать, ведь это наша работа, - ответила Маша. - А мне сложнее смотреть на то, в каких условиях живут некоторые дети. Если бы можно было, то забрала бы их всех от таких вот горе-родителей.

- Мне тоже их жалко, но у каждого своя судьба и свой путь. Кому-то повезло, а кому-то - не очень.

- Но мы можем хотя бы в школе подарить детям чуточку своего тепла, согреть их души, чтобы они не очерствели.

- Ох, какая же ты добрая, Маша. Не зря нам с тобой выпало в одной школе работать. Из нас с тобой хороший дуэт получится: я кнутом буду воспитывать, а ты пряником. Всё так, как и должно быть, - засмеялась Надя, а потом уже другим голосом спросила: - Как думаешь, приедет мой Андрюха или нет?

- Если бы хотел, то уже давно приехал бы.

- Я тоже так подумала. Тогда сделаем вот что. Я две недели отработаю, как и положено, напишу все календарные планы, а потом снова в свой город сгоняю. Выберу день, когда у меня уроков будет меньше. Если что, ты меня подстрахуешь.

- Надя, ты неисправима.

- Понимаешь, мне нужно увидеть этого "фраера", чтобы выяснить всё до конца.

- Тебе синевы под одним глазом мало?

Надя ничего не ответила, попрощалась и пошла к дому, где жили Зоя и Петя.