Пушкин о русской любви песне и семье

Поль Читальский
(1)

несчастие жизни семейственной есть отличительная черта во нравах русского народа

пример: русские песни: обыкновенное их содержание — или жалобы красавицы, выданной замуж насильно, или упреки молодого мужа постылой жене

Свадебные песни наши унылы, как вой похоронный.

Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? «По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь». — Таковые страсти обыкновенны.

Неволя браков давнее зло. Пятнадцатилетняя девка и в нашем климате уже на выдании, а крестьянские семейства нуждаются в работницах.
//см. Пушкин Александр. Путешествие из Москвы в Петербург – 1830//

(2)

В эти лета  Мы не слыхали про любовь;
Зашибло... — „Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?“
XVIII.
— И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. —
„Да как же ты венчалась, няня?“
— Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели.
XIX.
И вот ввели в семью чужую...
Да ты не слушаешь меня... —
„Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..“
— Дитя мое, ты нездорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси...
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь... — „Я не больна:
Я... знаешь, няня... влюблена“.
— Дитя мое, господь с тобою! —
И няня девушку с мольбой
Крестила дряхлою рукой.
XX.
„Я влюблена“, шептала снова
Старушке с горестью она.
— Сердечный друг, ты нездорова.
„Оставь меня: я влюблена“.
И между тем луна сияла
И томным светом озаряла
Татьяны бледные красы,
И распущенные власы,
И капли слез, и на скамейке
Пред героиней молодой,
С платком на голове седой,
Старушку в длинной телогрейке;
И всё дремало в тишине
При вдохновительной луне.
XXI.
И сердцем далеко носилась
Татьяна, смотря на луну...
Вдруг мысль в уме ее родилась...

Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?

.// cm.  Пушкин. Евгений Онегин.  Глава Третья.     Elle ;tait fille, elle ;tait amoureuse.      Malfil[;tre.//

Мысль Татьяны… Разорвать череду бабьих несчастий- самой построить счастливый личный мир … с Онегиным. А тому он ни на фиг …

(3)

княгине В. Ф. ВЯЗЕМСКОЙ (ур. Гагариной)
Последние числа августа 1830 г. В Москве
Je pars brouill; avec M-me Gontcharof. Le lendemain du bal elle m’a fait la sc;ne la plus ridicule que vous puissiez vous imaginer. Elle m’a dit des choses qu’en conscience je n’ai pu entendre. Je ne sais encore si mon mariage est rompu, mais l’occasion est l;, et j’ai laiss; la porte toute grande ouverte. Je n’ai pas voulu en parler au prince, mais dites-le lui, et gardez-moi tous deux le secret. Ha, la maudite chose que le bonheur! Addio, ch;re Princesse. Ecrivez-moi un mot ; Лукоянов в село Болдино.
<Перевод:
Я уезжаю, рассорившись с г-жой Гончаровой. На следующий день после бала она устроила мне самую нелепую сцену, какую только можно себе представить. Она мне наговорила вещей, которых я по чести не мог стерпеть. Не знаю еще, расстроилась ли моя женитьба, но повод для этого налицо, и я оставил дверь открытой настежь. Мне не хотелось говорить об этом с князем, скажите ему сами, и оба сохраните это втайне.
Ах, что за проклятая штука счастье!
Addio1), милая княгиня. Напишите мне словечко в (Лукоянов в село Болдино).

(4)

П. А. ПЛЕТНЕВУ
31 августа 1830 г. Из Москвы в Петербург
Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска.
Жизнь жениха тридцатилетнего хуже 30-ти лет жизни игрока
если я и не несчастлив, по крайней мере не счастлив
Так-то, душа моя. От добра добра не ищут.
Черт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан.
Должно было мне довольствоваться независимостию, которой обязан я был богу и тебе.
Грустно, душа, моя

(5)

5 ноября в письме Прасковье Александровне Осиповой, хозяйке Тригорского, Пушкин остановился на своем отношении к возможности счастья…:
“Мы сочувствуем несчастным из своеобразного эгоизма: мы видим, что, в сущности, не мы одни несчастны. Сочувствовать счастью может только весьма благородная и бескорыстная душа. Но счастье… это великое «быть может», как говорил Рабле о рае или о вечности. В вопросе счастья я атеист; я не верю в него и лишь в обществе старых друзей начинаю немного колебаться.” (5 ноября 1830 года, из Болдина в Опочку)
Рассуждая о счастье, Пушкин вспоминает легендарные слова Франсуа Рабле, будто сказанные им перед смертью:
«Я отправляюсь на поиски великого „может быть“»

(6)

 П. А. Плетневу.
29 сентября 1830 г. Болдино.
 Как же не стыдно было тебе понять хандру мою, как ты ее понял? хорош и Дельвиг, хорош и Жуковский. Вероятно я выразился дурно; но это вас не оправдывает. Вот в чем было дело: Теща моя отлагала свадьбу за приданым, а уж конечно не я. Я бесился. Теща начинала меня дурно принимать и заводить со мною глупые ссоры; и это бесило меня. Хандра схватила [меня] и черные мысли мной овладели. Не уж то я хотел иль думал отказаться? но я видел уж отказ, и утешался чем ни попало. Всё что ты говоришь о свете справедливо; тем справедливее опасения мои, чтоб тетушки да бабушки, да сестрицы не стали кружить голову молодой жене2 моей пустяками. Она меня любит, но посмотри, Алеко Плетнев, как гуляет вольная луна etc.
 
(7)

Незадолго до свадьбы Пушкин писал: “До сих пор я жил иначе, как обыкновенно живут. Счастья мне не было. Счастье можно найти лишь на проторенных дорогах. <…> В тридцать лет люди обыкновенно женятся — я поступаю, как люди и, вероятно, не буду в том раскаиваться. <…> Горести не удивят меня: они входят в мои домашние расчеты. Всякая радость будет мне неожиданностию.”

Сразу после свадьбы на “неверующего” вдруг снизошла благодать, как бы подтверждая мысль о “проторенных дорогах”:
“Я женат — и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь.”

А через три года у Пушкина родилась его знаменитая формула счастья:

“На свете счастья нет, но есть покой и воля.”